Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...
классный час по русскому языку (4 класс) на тему
Язык прекрасный русского народа,
Как ты пленителен, как близок мне!
Какие тайные созвучья-струны
Родишь ты вдруг в душевной глубине!
Великий, мощный, благозвучный...
Язык славянский, ты - язык и мой.
В твоих ласкающих так сладко звуках
Не говорила ль мать со мной?
Ты - нежная серебряная арфа
В руках у вдохновенного певца,
И райский звук твоей волшебной песни
Волнует мощным эхом все сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.zip | 10.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Русский народ создал русский язык», 4 класс
Оформление кабинета: плакат с надписью: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык... (А.Н. Толстой)».
Ход мероприятия
Ученик.
Родная речь - дарованное благо,
Сложным-сложна, а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
Слова живут - текут из уст в уста.
Ученица.
Родная речь всегда одноплеменна,
Напоена богатством от корней,
И этим, говорят, несовершенно
Искусство, тесно связанное с ней...
Учитель.
У музыки - вселенские просторы,
У живописи - мировой язык,
А тут непостижимы разговоры,
К которым с колыбели не привык.
Ученица.
Но если жизнь отнимет слух и зренье,
Лишит движенья, голоса лишит,
Единственное есть тогда спасенье –
То слово, что в душе твоей дрожит.
Ученик.
Пускай его иной и не услышит -
Как верный друг, оно всегда с тобой,
Творит тебя, зовет, живет и дышит.
Живет! И, значит, ты еще живой.
И этого отнять никто не в силах.
Не потому ль так важно уберечь
Потоки чистых сочетаний милых,
Таинственно сливающихся в речь.
Л. Васильева
Учитель. Итак, четвертые классы, вы готовы сразиться в конкурсе?
Дети. Да!!!
Учитель. Тогда начинаем!
1-й конкурс «Разминка»
Учитель. Мы приготовили для вас шуточные вопросы о гласных и согласных звуках и буквах.
1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
2. Как из моли сделать соль? (Заменить первую букву)
3. В каком слове нужно изменить только одну гласную, чтобы животное превратилось в змею? (Ёж - уж)
4. В каком слове 40 гласных букв «а»? (Сорока)
5. Какие слова состоят из ста согласных? (Сто-л, сто-г, сто-к, сто-н и др)
6. Какую птицу можно превратить в великую русскую реку, отняв одну букву? (Иволга - Волга)
7. В названии какой зерновой культуры гласная «у» повторяется 3 раза? (Кукуруза)
2-й конкурс «Скороговорки»
Учитель. Как вы все знаете, скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов. Повторять скороговорки не только весело и интересно, но и полезно для формирования хорошей дикции. Давайте правильно произнесем скороговорки.
1. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
2. На мели мы лениво ловили налима, и меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня?
3. Командир говорил про подполковника и про подполковницу, про подпрапорщика и про подпрапорщицу, про подпоручика, а про подпоручицу умолчал.
3-й конкурс «Шарады»
Учитель. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово представлено несколькими частями, каждая из которых представляет отдельное слово, которое дано в виде загадки. Отгадывают шарады по частям. Разгадав каждую часть и сложив эти части вместе, легко узнать зашифрованное слово.
1. Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог - союз,
А в целом я - материя
И на пальто гожусь. (Сук - но)
2. Трехсложное в шараде слово:
Два - дерево, а третий - нота.
Ответ средь рыбы промысловой
Найдешь легко, была б охота. (Ива - си)
4-й конкурс «Пословицы и поговорки»
Учитель.
Слава русской речи велика,
Год от году все сильней становится,
И острей граненого штыка
Наши поговорки и пословицы.
А. Прокофьев
Ребята, продолжите пословицу, зная ее начало.
1. Правда в огне не горит и... (в воде не тонет).
2. Без труда не вытащить и... (рыбку из пруда).
3. Одна голова хорошо, а... (две лучше).
Какие пословицы и поговорки вы знаете о болтливых и глупых людях? («Не все мели, что помнишь», «Говорил день до вечера, а слушать нечего», «Знай больше, а говори меньше», «В многословии не без пустословия», «Лучше уж недоговорить, чем переговорить», «Держи язык за зубами», «Красиво говорит, а слушать нечего», «Много говорить - голова заболит». И др)
5-й конкурс «Фразеологизмы»
Учитель. Объясните значение следующих фразеологизмов.
1. Бить баклуши. (Бездельничать. Когда на Руси ели деревянными ложками, десятки кустарей «били баклуши», то есть кололи из липы чурбачки - заготовки для мастера-ложкаря. Эта работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья - подростки. Отсюда и выражение «бить баклуши» стало употребляться в значении «бездельничать»)
2. Витать в облаках. (Пребывать в мечтательном состоянии, не замечая окружающего)
3. Ни к селу, ни к городу. (Совершенно некстати, невпопад)
4. Не по зубам. (Не хватает, недостает умения, способностей)
6-й конкурс «Ударение и произношение слов»
Учитель. Я вам зачитаю стихотворный фельетон, а вам нужно будет записать и исправить искаженные слова, а также слова, в которых ударение было поставлено неверно.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «мы так хОчем»,
«ДОуг», «шОфер», «прОцент», «зАем»,
«КвАртал», «пОртфель», «билютень».
«ПОверх плана выполняем»,
«Агент звОнит целый день».
(Дети исправляют ошибки)
Учитель. А теперь конкурс на сочинение двустиший с трудными словами для постановки знака ударения. Как пример я вам зачитаю следующие двустишия.
Сколько здесь сладкого груза!
Здесь выгружают арбузы!
Много денег он нажил,
Все в сберкассу положил.
Нефть пойдет в другие страны –
Мы открыли свои краны.
Во дворе урчит мотор –
Грузовик завел шофер.
(Дети предлагают свои двустишия. Подведение итогов) Учитель. А теперь послушайте отрывок из стихотворения, написанного в XIX веке словенским поэтом Антоном Ашкерцем.
Ученик.
Язык прекрасный русского народа,
Как ты пленителен, как близок мне!
Какие тайные созвучья-струны
Родишь ты вдруг в душевной глубине!
Великий, мощный, благозвучный...
Язык славянский, ты - язык и мой.
В твоих ласкающих так сладко звуках
Не говорила ль мать со мной?
Ты - нежная серебряная арфа
В руках у вдохновенного певца,
И райский звук твоей волшебной песни
Волнует мощным эхом все сердца.
Учитель. Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что знаете и любите родной язык. Оберегайте русский язык, бережно относитесь к нему. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Самостоятельная работа по русскому языку, 2 класс "Гласные после шипящих"
Проверка: знаний по темам: - гласные после шипящих, состав слова;- умения делать фонетический разбор слов...
ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point
ЭОР. Тест по русскому языку по теме "Гласные после шипящих" выполнен с использованием шаблона Microsoft Power Point...
Урок русского языка "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 3 класс
Урок закрепления по теме....
Тренажёр по русскому языку "Ы и И после буквы Ц"
Тренажёр по русскому языку "Ы и И после буквы Ц"...
Внеклассное мероприятие «Русский народ создал русский язык», 4 класс
развиваем творческое начало...