Творческая работа "Богатый и могучий русский язык"
классный час по русскому языку на тему
Классный час для детей -мигрантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час для детей - мигрантов | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Областной конкурс творческих работ
«Родного слова глубина»
Название номинации:
Методические разработки для детей-мигрантов
Творческая работа
Классный час на тему «Богатый и могучий русский язык»
Выполнил: учитель начальных классов
МБОУ СШ № 2 Городецкого района
Федотова Ирина Васильевна
Квалификационная категория: 1
Стаж работы учителем начальных классов : 9 лет
Контактная информация:
телефон:89063688288
e-mail: irina.fedotova.1979@mail.ru
Н.Новгород
2016
Цель: формирование и развитие чувства патриотизма, обоснование необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, улучшение психологического климата в классе с многонациональным составом.
Задачи:
1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России
2. Сформировать у учеников представление о значимости русского языка , вызвать интерес к его изучению.
Методы: беседа, игра
Оборудование: рисунок берёзы, табличка с надписью “Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный” Н.А. Добролюбов, проектор, ноутбук для просмотра презентации, карточки с заданиями для групп,разрезанные слова пословиц,медали.
Ход мероприятия:
Организационный момент:
Посмотрите вокруг: можно увидеть много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека - компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты… Но самое выразительное и мудрое, что создало человечество - это язык. «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть»(М.Горький)
Постановка темы и цели:
- Для чего необходим человеку язык?
Люди не могут жить, не общаясь друг с другом, не обмениваясь своими мыслями и чувствами. Для этого им нужен язык.
Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества. Невозможно развитие науки, техники, искусства. Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
- На доске написаны строки русского поэта и прозаика Александра Яковлевича Яшина
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он певуч
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч ...
- Ребята, как вы думаете, что автор этих строк хотел до нас донести?
Русский язык понятен любому человеку, на русском языке было написано много сказок, стихотворений, романов, поэм)
Основная часть
Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро, как в нашем веке. Сейчас, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.
- Произнесите, пожалуйста , на родном языке слово Родина. Посмотрите, как прекрасно это слово звучит на всех языках. “Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”Н.А. Добролюбов
Как вы понимаете это высказывание?
Каждому понятно, что рисованию или музыке нужно долго и терпеливо учиться. А родному языку? Мы получаем этот инструмент общения, как подарок, в раннем детстве. Но любой инструмент полезен только тогда, когда им умело пользуются. А для этого нужно хорошо знать, и как он устроен, и как действует.
Каждый из вас должен уважать и любить свой родной язык.
Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, достижения всего человечества, является русский язык.Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения. Поэтому кроме своего родного языка, вы обязаны уважать и познавать тайны ещё одного богатейшего и великого русского языка.
Школьники, знающие русский язык, имеют больше шансов достичь успехов в образовании.
Часто говорят: «Хлеб – всему голова!», так и русский язык – «голова» всех наук! И мне бы очень хотелось, чтобы вы все выросли грамотными людьми, с которым будет интересно общаться на разные темы!
К нашему классному часу группа ребят подготовила сообщение о могуществе и красоте русского языка.
Сообщение детей:
Русский язык как всякий национальный язык сложился исторически. Его история охватывает века. Русский язык восходит к индоевропейскому праязыку. Этот единый язык распался уже в 3-м веке до н.э.
До 7 века древнерусский язык – предшественник современных русского, украинского и белорусского языков – был языком древнерусской народности, языком Киевской Руси.
В 14 веке произошло деление восточнославянской группы наречий на три самостоятельных языка (русский, украинский и белорусский)с этого и начинается история русского языка. Вокруг Москвы сплачивались феодальные княжества, формировалось Российское государство, а вместе с ним формировалась русская нация и русский национальный язык…
Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.
-Ребята, как называется дерево, символизирующее чистоту, красоту, Россию?(берёза) На нашем дереве вместе с листочками будут распускаться таблички с высказываниями о русском языке.
Да будет же честь и слава нашему языку.
Н. М. Карамзин.
Русский народ - народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку , коему в Европе нет подобного!
В. К. Кюхельбекер.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский.
Вспомните, может и вам известны высказывания о русском языке.(ответы детей).
-Какое высказывание вам ближе всего, обоснуйте свой ответ.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо постарались.
Вы еще раз убедились, что Язык – средство общения людей, средство их воспитания. Без хорошего знания русского языка, без умения грамотно писать, говорить, пользоваться большим запасом слов – нельзя быть грамотным человеком, нельзя достичь успеха.
Существует множество стихов и песен об этом уникальном дереве. И ребята нашего класса сейчас с удовольствием вам расскажут стихи и поиграют в игру «Берёзка».Игра заключается в том, что дети подбегают к наряженному в костюм берёзки ребёнку и называют прилагательное (берёза какая ?)Ребёнок - Берёзка должна при помощи мимики, жестов изобразить это качество, а остальные дети отгадать.
Я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру «Беглянка»
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворение. Их автор показал нам, что бывают моменты, когда человек недостаточно думает над тем, что говорит. Обратите внимание, что здесь не так?
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт
Как мы видим, язык – это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства. Ещё труднее постигнуть тайны действующего языка – человеческой речи. А без знания этих тайн трудно избежать в речи ошибок и неточностей. Но неточная речь – всё равно, что фальшивая мелодия или искажённый рисунок. Даже маленькая ошибка в речи – это непонятная мысль, безответная просьба, неисполненная мечта.
Вы славно потрудились, устали, дайте отдохнем и скороговорку дружно произнесём.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа…-
И вошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа
И ещё вас ждёт настоящая игра. Разделитесь на две группы по принципу мальчики –девочки.
У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы.
Пословицы:
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
Не спеши языком, торопись делом.
(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)
Объясните значение собранных пословиц.
- Попробуйте сами себя оценить. Как вы считаете, справились ли вы с заданием?
Чем старше человек, тем шире круг людей, с которыми он общается, сложнее и разнообразнее мысли и чувства, которыми он с ними обменивается. Значит, всё более гибкой, точной и богатой должна быть его речь. Значит, всё глубже должен он проникать в тайны родного языка.
Вот почему писатели – люди, которые лучше других знают, как сказочно богат и невероятно сложен родной язык, - неустанно призывают учиться ему всю жизнь. А сейчас послушайте сказку.
Сказка о русском языке.
В некотором царстве, в некотором государстве в семье Славянских языков жил-был царь Древнерусский язык, и было у него 3 сына: Русский, Украинский и Белорусский языки. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит им:
- Дети мои, вы теперь все взрослые. Идите по белу свету и счастье свое ищите.
Вышли братья во чисто поле и разошлись в разные стороны. Русский язык пошел в Москву да так там и остался. Сдружился Русский язык с Польским, Болгарским языками и взял у них много слов. С разными людьми знался Русский язык: с Ломоносовым, Карамзиным, Державиным, а особенно с Пушкиным. Во многом перерос он своих братьев и сильно возмужал. Стал одним из красивейших языков мира. На нем заговорили более 250 миллионов человек. Стал Русский язык великим и могучим, и слава о нем разнеслась по всему белому свету. Да и живет - здравствует этот язык по сей день и дарит людям ясный свет души своей и теплоту горячего своего сердца.
Подведение итогов.
-Ребята, перед вами сейчас стоит непростая задача. Каждый из вас отправит в путь своего голубя. У каждого голубя есть конвертик, на котором вы напишете фразу, которая будет начинаться со слов: я понял…,я научился…, мне было трудно…, мне показалось…, я считаю… и т.д.
(Под музыку дети приклеивают к ватману на доске своих голубей)
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать, беречь и уважать. Но давайте все любить и уважать могучий русский язык!
Вы стали знатоками русского языка, я вас поздравляю и вручаю вам медали знатоков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...
КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"
Занимательные, разнообразные и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль ...
Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»
laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....