Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока в 4 классе "Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и лицам."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 24.08 КБ |
russkiy_yazyk_4klass.proshedshee_vremya_glagolov.ppt | 626.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».
Цель урока:
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Совершенствовать правописание окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные универсальные учебные действия:
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
Регулятивные универсальные учебные действия:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
Личностные универсальные учебные действия:
–формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Повторение. Систематизация знаний.
У-ль: Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать с таких строк.
В знании – величие и краса,
Знание дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Я уверена в том, что сегодня на уроке вы не только воспользуетесь теми знаниями , которые у вас уже есть, но и откроете для себя что-то новое
Откройте тетради, запишите число, классная работа
У-ль: Итак, начнём.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и всем известную частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На «десятку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Какая часть речи давала интервью? (глагол)
Учитель: Что вы знаете про глагол?
Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому продолжаем
III. Формулирование темы урока и постановка целей.
Запишите предложение: Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.
Как вы понимаете слово “затон”?
По словарю С. И. Ожегова:
Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь; место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.
Дайте характеристику предложения.
Найдите глаголы, что общего? Сформулируйте тему урока.
- IV. Работа с фразеологическими оборотами речи.
- Объясните смысл данных фразеологизмов.
Зарубила2 на носу. |
| Прочно, надолго запомнили. |
Взяли себя в руки. |
| Овладели собой, стали более собранными. |
Сел в галошу. |
| Оказался в смешном положении. |
Вылетело2 из головы. |
| Забылось. |
У-ль : - Запишите предложения, найдите глаголы и подчеркните их.
Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)
Что можно определить у данных глаголов?
У-ль : Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.
Физкультминутка
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами
Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону
Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх
Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге
Вправо, влево повернем, - Ворочать глазами вправо-влево
А потом скатимся вниз, - Посмотреть вниз
Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать
V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
У-ль : - Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?
Измените глагол по числам и родам (работа по вариантам с взаимопроверкой)
1в- просить - просил, просила, просило, просили
2в- плыть - плыл, плыла, плыло, плыли
У-ль : Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
У-ль : - Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?
-Давайте пронаблюдаем:
Роса (что делала?) сверкала
Колье (что делало?)сверкало
У-ль : Какой вывод можно сделать?
Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.
Работа в парах.
Показать, какое окончание необходимо вставить:
Пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...
У-ль : - Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания.
Так ли это необходимо в нашей речи?
Наблюдаем
Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?
Запишите текст, исправляя ошибки, укажите время число и род.
В воду упал одинокая капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом поплыл слабый, невнятный звон.
Вывод: окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях.
VI.Рефлексия.
- Как можете оценить свою работу на уроке? Используйте для этого глаголы прошедшего времени.
узнал поняла удивилась применил запомнила вспомнил приобрёл научился помог смогла получилось
захотелось заинтересовался радовался
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
по числам ед. ч. мн. ч. ходил ходил по родам и Прошедшее время глагола изменяется м.р. ходил ж.р. ходил м.р. ходил а о
Зарядка для глаз
Пламя с и ял..., улы б ка сиял..., зв е зда св е тил..., со л нце светил...
Подведение итогов узнал поняла удивилась применил запомнила вспомнил приобрёл научился помог смогла получилось захотелось заинтересовался радовался
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....