Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Звуки и буквы "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели урока:
образовательные:
уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов; правильно произносить звуки и называть буквы;
развивающие:
развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;
воспитывающие:
воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Задачи:
Повысить интерес к предмету.
Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.
Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ
Оборудование:
карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.
набор значков для обозначения звуков.
карточки зеленого, красного цветов;
карточки для индивидуальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Звуки и буквы " | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Звуки и буквы "
Подготовила учитель начальных классов: Хаджимурадва Кизбике Райзудиновна
Цели урока:
образовательные:
уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов; правильно произносить звуки и называть буквы;
развивающие:
развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;
воспитывающие:
воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Задачи:
Повысить интерес к предмету.
Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.
Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ
Оборудование:
карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.
набор значков для обозначения звуков.
карточки зеленого, красного цветов;
карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
#1054;рганизационный момент.
Приветствие гостей
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Поздороваемся с нашими гостями.
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
II. Чистописание
- Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число. Классная работа.
- Назовите буквы, о которых пойдет речь в стихотворениях.
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
(Г)
Половинку от жука
Составляет буква ...
(К)
Тигр — это та же кошка,
Только дикая немножко.
Тигр запомнил каратэ,
Так он учит букву (Т)...
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву (Д)..
- Обратите внимание на соединения, пропишите до конца строки эти буквы, как на доске.
III. Целеполагание
-Сейчас чудесное время года - весна. Мы выходим на улицу, и разные звуки окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы. Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. (звучат голоса природы)
- Какие звуки мы прослушали? (звуки природы)
- Можно ли из них составить слова? (нет)
- А из каких звуков складываются слова? (из звуков человеческой речи)
-А на письме звуки как обозначаем? (Буквами)
- Откройте учебники на с.46. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах.
- Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/ (Различать гласные и согласные звуки)
- Ребята, вы знаете, как обозначаются звуки условно,знаками ?
- Сегодня мы это узнаем.
- А какие задачи поставим перед собой на уроке?
1. Повторить, чем отличается звук от буквы.
2. Упражняться различать звуки и буквы.
3. Научиться распознавать условные обозначения звуков речи.
IV. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”.
Чем отличаются звуки и буквы? (“Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.)
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
Чем отличаются гласные и согласные звуки?
Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Согласные?
Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:
Буквы Звуки
Гласные согласные
Ударные безударные глухие звонкие
твердые мягкие
-Посмотрите на буквы, которые мы записали на минутке чистописания.
- Составьте слово из записанных букв. Почему вы этого не можете сделать? Из чего состоят слова? Гласный или согласный звук образует слог?
Вывод (гласный звук образует слог).
-Что мы повторяли, составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки, гласные от согласных)
V. Физминутка
Игра «Какой звук?»
- Называю слова, если слово начинается с гласного звука, то вы дружно хлопаете, с согласного-топаете:
Весна, капель, ученики, оттепель, ручьи, лужи, птички, игра.
- Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.
VI. Работа по теме урока.
- Кажется, что говорить очень легко: звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто.
В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. А наши уши –контролеры следят, правильно ли говорит человек.
Работа с учебником.
- Обратимся к учебнику. Прочитайте, что надо сделать в упражнении 3.
- Прочитайте слова: утро трактор врач птица
- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажите о своих наблюдениях.
— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Звуки образуются органами нашей речи.)
VII. Открытие нового знания.
- В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит – так [к’] [и] [т].
-сравните звуковые и буквенные обозначение слов. Что вы заметили? Чем они похожи?
-чем они отличаются? (записано одно и тоже слово,-слова обозначено по-разному)
- Сравните обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются? (-сверху добавляется запятая)
- Запись [к] показывает, что этот звук – твердый согласный.
- Запись [к'] показывает, что этот звук – мягкий согласный.
Это фонетическая запись букв.
Она помогает понять нам, как мы говорим, учит правильно произносить слова.
Звукобуквенный анализ слов
– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, разделите на слоги , для этого вспомним, как определить количество слогов в слове.
- Составьте звуковую схему этого слова. .( - Сверьтесь с образом)
- Почему на схеме не обозначили мягкий знак?
- Каким светом показали мягкость согласного?
- Запишите звуковую запись слова. .( - Сверьтесь с образом)
- Одинаковое ли количество букв и звуков получилось в слове? (букв (6), звуков?(5)) Почему?
- Как показали мягкость согласных?
Скажите, а в русском языке есть еще буквы, которые могут нас запутать с количеством звуков?
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает.
- Посмотрите внимательно на звуковую и буквенную запись слова « апрель» и
скажите, а всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? (записи разные),
Вывод: (часто пишем не так как слышим)
- Роль звука в слове – огромна. Вы сейчас поймёте – почему?
Ученики получают карточки с заданием вставить пропущенную букву в слово:
- Прочитайте полученные слова.
- Почему у всех получились разные слова? (вставили разные буквы)
- Что изменилось у слов? (Значение)
- Сделайте вывод о роли звука в слове.( От звука (буквы) в слове зависит его значение)
В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук или букву в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.
Вывод: Заменив, одну букву изменилось слово, т.е. его смысловое значение.
- Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?
(Чтобы точнее выразить свою речь)
VIII. Закрепление материала.
Работа в парах.
- А сейчас давайте немного поработаем в парах. Я раздам вам карточки на которых записаны звуки. Ваша задача составить из них слово и правильно записать его.
[ й у л а] [й а м а]
- Посчитайте количество букв в словах, звуков.
- Почему не совпадает? (Я? Ю обозначат два звука)
Игра «Буква или звук»
- Давайте проверим, все ли из вас были внимательными? Я буду называть буквы и звуки, а вы, когда услышите звук, хлопайте в ладоши. Готовы?
б, ть, Ю, М, ль, д, кь, К, Л, м, О, ж, ф, х, Б, п, Т, к, Я.
Работа с карточками.
Возьмите карточку. Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова+
. Какие предложения у вас получились?
Звуки мы __________ и ___________.
Буквы мы ___________и ____________, .
- Сверьтесь с образом.
- Верно! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Скажите, на какой главный вопрос урока мы ответили? (чем буквы отличаются от звуков?)
- Каких целей достигли? (Повторили, чем отличается звук от буквы, упражнялись различать звуки и буквы, обозначали звуки буквами на письме.)
- Как условно обозначить звук? (звуки обозначаются буквами в квадратной скобке)
- Как показать мягкость звука? (сверху добавляется запятая)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Для чего нужны нам эти знания?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
-Кто уверен, что научился отличать звук от буквы?
-Кому нужна помощь?
-Благодарю вас за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Слова, в которых пишется и не пишется буква ь" + презентация + дидактический материал
Материал содержит конспект урока по ФГОС, презентацию и дополнительный материал....
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"...
Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."
Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация....
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Звуки и буквы"
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Звуки и буквы".Тип урока: закрепление пройденного материала.Цели: - актуализировать знания учащихся о гласных и согласных звуках и б...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом
Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Правописание слов с буквами ь и ъ"
Урок русского языка в 4-А классеДата проведения: 22.09.2021 г.Образовательная программа «Школа России»Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ....
- Мне нравится (1)