Урок по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по азбуке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические цели урока: формирование умения выделять в словах звук [ч`], правильно произносить его; знакомство с буквой Чч, формирование умения читать слова с этой буквой; повышение самостоятельности учащихся в чтении.

Задачи: учить распознавать звук [ч`] и соответствующую букву, познакомить с особенностями данного звука, как всегда мягкого согласного звука, с правилом написания буквосочетаний ча-чу, упражнять в осознанном и выразительном чтении, развивать умение рассказывать о прочитанном, отвечать на вопросы учителя, совершенствовать технику чтения.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого уровня читательской компетентности; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме простых суждений, установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД: уметь координировать действия по выполнению задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формирование нравственных качеств личности.

Методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Слайд 1 (Урок обучения грамоте)

Вот и прозвенел звонок 
Начинается урок 
Время не теряем 
Урок мы начинаем. 
Внимательно слушаем и правильно отвечаем.

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим путешествовать по АЗБУКЕ. А вот с какой

буквой мы сегодня будем знакомиться, вы узнаете, разгадав загадки.

Мы ночью ходим,

ходим днём,

Но никуда мы не уйдём (Часы). Слайд 2

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (мяч) Слайд 3

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. (Чайник) Слайд 4

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

(Звук [Ч]). Слайд 5

Этот звук обозначается буквой Ч.

– На что похожа буква Ч.

– Давайте ещё произнесём звук[Ч].

– Звук [ч’] гласный или согласный? (Согласный).

– Почему? (При его произнесении во рту возникают преграды).

– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.

– Есть отличия? (Нет).

– Как произносится новый звук? (Только мягко).

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук).

–Какой еще мягкий, согласный звук вы знаете? ([Й’]).

– А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? (Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.) Слайд 6

Этот звук на письме обозначается буквой Чч. Слайд7

- На что похожа буква Ч? Слайд 8

IV. «Открытие нового знания»

Работа по учебнику.

-Звукобуквенный анализ слов «мяч» и «ручка». Какие спортивные игры с мячом знаете? Зачем нужно заниматься спортом?

-чтение слогов

Какие часы вы знаете из тех, что изображены на стр.4. (Песочные, настенные, башенные, солнечные, напольные.)

- Самые древние часы, которыми люди пользовались, чтобы примерно знать время –солнечные. Из древности к нам пришли и песочные часы. И они до сих пор применяются в медицине.

- А кто изображен в середине? (Звездочет.)

(Звездочет, тот кто предсказывает судьбу по звездам, астролог.)

- Работа с пословицей.

- Чтение пословицы «Делу время, а потехе час»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Потеха – забава, развлечение. Смысл в том, что делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям меньшая. Эта пословица говорится обычно в качестве напоминания человеку, который развлекаясь, забывает о деле.)

Физминутка

- Кто изображен на стр.5? (часовщик.)

- Давайте узнаем, какие еще бывают часы, прочитав текст на стр.5

- чтение учителем

- Какие бывают ещё часы?

- чтение хором

- чтение «цепочкой»

- Какие виды часов вы запомнили?

- Говоря о современных часах, часы бывают башенные, висячие на стене – настенные. Те, которые устанавливают на улицах – уличные, бывают корабельные часы, наручные часы. Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Часы – будильник, электронные. Часы, которые стоят на тумбочке, на столе.

- А где стоят напольные часы?

- Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, которые установлены на - Спасской башне Московского кремля. Слайд 9

– Сейчас я прочитаю сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

– Буква Ч приготовила для вас сказку. Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

– С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. Слайд 10

Игра «Кто больше?» Работа в группах.

Составьте слова из слогов. Один и тот же слог можно использовать несколько раз. Слайд 11. 

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять – 
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

V. Включение нового знания

в систему знаний и повторение.

– С каким правилом мы сейчас познакомились? (ЧА, ЧУ).

Работа в прописях.

– Слова с буквой Ч мы научились читать. Как вы думаете, чему еще мы должны научиться? (Научиться писать букву Ч).

 Написание в воздухе строчной буквы Ч.

Я тетрадочку открою,

Уголочком поверну

И от вас, друзья, не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я примусь.

Письмо в прописи.

VI.Рефлексия .

– Закончилось наше удивительное путешествие. Чем оно вас удивило? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

(На столах смайлики с изображением настроения).

–А сейчас выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте

Слайд 2

Мы ночью ходим, ходим днём , Но никуда мы не уйдём . ч а с ы

Слайд 3

Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает И усталости не знает. м я ч

Слайд 4

ч а й н и к

Слайд 5

Звук [ч']. Буква Ч, ч.

Слайд 6

согласный глухой мягкий Ч

Слайд 8

На что похожа буква Ч

Слайд 9

Кремлёвские куранты

Слайд 10

Запомни! ЧА пиши с буквой А ! ЧУ пиши с У !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...