Урок русского языка в 3 классе. Значение глагола в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный урок способствует:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе;
- выявить роль глаголов в речи;
- развивать умение употреблять глаголы в речи;
- развитию умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
- знакомству с основными признаками глагола;
- формированию умения выделять глагол среди других частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_glagola_v_rechi.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Доволенская ООШ
Урок русского языка в 3 классе
на тему:
« Глагол как часть речи.
Роль глаголов в речи»
Учитель I категории
Сидорова Т.П.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе; выявить роль глаголов в речи; развивать умение употреблять глаголы в речи;
- развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
- познакомить с основными признаками глагола; формирование умения выделять глагол среди других частей речи.
Развивающие:
- развитие устной и объяснительной речи учащихся;
- умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.
Формирование УДД
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Ход урока
С добрым настроением начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Детский писатель Роман Сеф заметил: (На доске)
«Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает».
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.
- Какие качества необходимы ученику, чтобы он стал успешным?
- Начинаем урок русского языка - урок грамотной речи и красивого письма. Сегодня у нас урок открытия новых знаний и это новое окажется для нас очень важным и нужным. Советую вам ничего не пропустить. Я желаю всем нам удачи!
К работе готовы?
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спинка? Прямая.
- Откроем тетради, запишем дату, классная работа. Слайд №2
Наш урок продолжит минутка чистописания
- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?
Нужно написать ряд прописной и заглавной буквы Гг. Дайте звуковую характеристику этому звуку( согл., ТВ. Мягк. Звонкий) Слайд №3
Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки.
Комментируемое письмо.
Словарная работа.
- На слайде вы видите слова. Что можно о них сказать? Слад №4
- Вставьте пропущенные буквы и разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы. (работа в парах)
Картофель, аккуратный, праздничный, приветливый, коллектив, чувство, календарь, шоссе, лестница.
- Сколько групп слов у вас получилось.
- Какие слова попали в 1 группу? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?
Во 2 группе какие слова? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?
В 3 группе какие слова? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?
- Слова какой части речи здесь написаны? Над каждым словом напишите часть речи.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом.
- А теперь проверьте эти слова по образцу. Слайд №5
- Кто все правильно сделал, ставит на полях +, кто с ошибками ?
II. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
-Прочтите текст. Постарайтесь представить эту картину. Слайд №6
1. Весна. Яркое солнышко. По небу лёгкие облака. У леса ручей. Молодая травка. На деревьях почки. Первые весенние цветы.
- Где можно увидеть такую картину: в художественной галереи, или в природе? Почему? (В ней нет никаких действий. Она неживая.)
- Давайте оживим её. ( составляют самостоятельно текст. затем читают по слайду) Слайд №7
2. Пришла весна. Пригрело яркое солнышко. По небу плывут лёгкие облака. У леса журчит ручей. Зазеленела молодая травка. На деревьях набухли почки. Расцвели первые весенние цветы.
Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину?
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. ((тема Глагол.) Задачи: Слайд №8
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
- Чем отличаются от других частей.
- Научиться находить их в предложении.
Учитель:
- Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну знакомую и в то же время незнакомую. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители её очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Много в этой стране тайн и загадок. Каждый житель этой страны может рассказать про себя так:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- Много ли знаний у нас об этой части речи? ( самостоят. Часть речи. Отвечает на вопросы…. Обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым)
-Сегодня на уроке мы будем с вами рассматривать глаголы с точки зрения их значимости в речи. Нам придётся провести исследование, чтобы самостоятельно осмыслить эту часть речи.
- В ходе исследования вы должны учиться наблюдать, излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, отстаивать её.
-У каждого из вас на парте есть карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. В конце урока вы сможете оценить свои знания по теме урока. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
Из истории возникновения слова.
1. Глагол – изначально имело смысл как «речь», «слово».
2. Глаголить (устаревшее слово) - означает «говорить».
3. Глаголица - старославянская азбука.
4. Глаголь - название буквы «Г» в глаголице.
5. Слово «глагол» в современном русском языке означает часть речи, обозначающее действие предмета.
III. Этап решения новой учебной задачи.
А) Открытие новых знаний.
- Рассмотрите дядюшку Глагола. Почему у него так много рук? (Он выполняет много действий).
-Когда мы разберёмся в многообразии действий глагола, тогда мы сможем раскрыть его значимость в речи.
-Приступим к нашему исследованию.
1. Глаголы движения.
Игра «Оживи предмет».
- Оживите предмет, называя его действие.
Лягушка … прыгает.
Машина … едет.
Рыбка … плывёт.
Змея … ползёт.
Птичка … летает.
Балерина … танцует.
- Какой признак объединяет эти глаголы? (Везде присутствует движение).
-Для чего в речи нужны глаголы движения?
Вывод № 1. Глаголы движения в речи нужны для того, чтобы рассказать
о движении предмета.
Задание № 1. Выпишите в таблицу глаголы движения.
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
- Проверяем и оцениваем свою работу.
2. Глаголы звучания.
- Кто как голос подаёт? назовите действия.
Тигр … рычит.
Волк … воет.
Кукушка … кукует.
Кот …мяукает.
Собака … лает.
Гром … гремит.
Огонь … трещит.
Ручей … журчит.
Что объединяет глаголы? (Они придают глаголу звучание).
Для чего в речи нужны глаголы звучания?
Вывод №2. Глаголы звучания в речи нужны для того, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
Задание № 2. Найдите глаголы звучания и выпишите 3 таких глагола. «Весь сад шумел. Скрипели стволы. Стонали вершины деревьев. И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Застучали капли дождя.»
Отрывок из рассказа А. Толстого «Детство Тёмы».
3. Глаголы цвета. Отгадайте загадку.
Растёт – зеленеет,
Упадёт – пожелтеет,
Полежит – почернеет. (Листья).
- Назовите глаголы. Что в них общего? (Они передают движение цвета).
- Как мы их назовём? (Глаголы цвета.)
Для чего в речи нужны глаголы цвета?
Вывод №3. Глаголы цвета в речи нужны для того, чтобы рассказать о цвете предмета.
Работа в паре.
Задание 3. Образуйте от имён прилагательных глаголы цвета.
Белый – белеть
Красный –
Жёлтый –
Чёрный –
Зелёный-
Светлый –
Тёмный –
4. Глаголы труда. Стр.100 упр.169.( выполнить задание по учебнику)
-Назовите, кто что делает?
Учитель … учит.
Врач … лечит.
Художник … рисует.
Швея … шьёт.
Повар … варит.
- Что обозначают все эти глаголы? (Труд людей.)
- Как мы их назовём? (Глаголы труда.)
- Для чего в речи нужны глаголы труда?
Вывод №4. Глаголы труда в речи нужны для того, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
Задание №4. Найдите на картинках глаголы труда и запишите в свой лист три таких глагола.
5. Глаголы чувства.
- Рассмотрите картинки на слайде. Что испытывают дети? (Чувства.)
- А можно их передать с помощью глаголов?
От данных существительных образуйте однокоренные глаголы. (выделите корень)
Веселье, восхищение, любовь, улыбка, тоска, боязнь, горе.
Задание №5. Выпиши глаголы чувства.
«Герда смеялась и плакала от радости. Глядя на девочку, радовалось и ликовало всё вокруг.» ( Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
-Для чего в речи нужны глаголы чувства?
Вывод № 5: Глаголы чувства в речи нужны для того, чтобы передать чувства предмета.
-Какую цель мы ставили в начале нашего путешествия? (Узнать, какое значение в речи имеет глагол.)
-Для чего в речи нужны глаголы?
Глаголы в речи нужны для того, чтобы рассказать:
- о способах передвижения предмета;
-о звуках, которые издаёт предмет;
-о цвете предмета;
-о трудовой деятельности предмета;
-о чувствах предмета.
Русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные дают определение существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Б) Применение новых знаний.
- Найдите в тексте глаголы и расшифруйте его действие.
Весна.
Пришла весна. Ещё вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи. Скоро зазеленеет травка. Всё вокруг радуется приходу весны!
IV. Этап рефлексии.
- Ваше мнение о путешествии:
- Для меня было важным узнать…
- Раньше я не знал, что…
- Я сделал открытие…
- Я похвалю себя за…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я поделюсь знаниями…
Домашнее задание:
- Творческое задание: подобрать пословицы с глаголами труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....
урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов
Как различать спряжения глаголов...
Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Значение глаголов в языке и речи
УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...