Урок русского языка в 3 классе. Значение глагола в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сидорова Татьяна Павловна

Данный урок способствует:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе;
  • выявить роль глаголов в речи;
  • развивать умение употреблять глаголы в речи;                                 
  • развитию  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
  • знакомству с основными признаками глагола; 
  • формированию умения выделять глагол среди других частей речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_glagola_v_rechi.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Доволенская ООШ

Урок русского языка в 3 классе

на тему:

« Глагол как часть речи.

Роль глаголов в речи»

Учитель I категории

Сидорова Т.П.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе; выявить роль глаголов в речи; развивать умение употреблять глаголы в речи;
  • развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
  • познакомить с основными признаками глагола; формирование умения выделять глагол среди других частей речи.

Развивающие:

  • развитие устной и объяснительной речи учащихся;
  • умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
  • формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.

Формирование УДД

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Ход урока


С добрым настроением начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Детский писатель Роман Сеф заметил: (На доске)

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

- Какие качества необходимы ученику, чтобы он стал успешным?

- Начинаем урок русского языка - урок грамотной речи и красивого письма. Сегодня у нас урок открытия новых знаний и это новое окажется для нас очень важным и нужным. Советую вам ничего не пропустить. Я желаю всем нам удачи!

К работе готовы?

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спинка? Прямая.

- Откроем тетради, запишем дату, классная работа. Слайд №2

Наш урок продолжит минутка чистописания

- Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?

Нужно написать ряд прописной и заглавной буквы Гг. Дайте звуковую характеристику этому звуку( согл., ТВ. Мягк. Звонкий) Слайд №3

Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки.

Комментируемое письмо.

Словарная работа.

- На слайде вы видите слова. Что можно о них сказать? Слад №4

- Вставьте пропущенные буквы и разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы. (работа в парах)

Картофель, аккуратный, праздничный, приветливый, коллектив, чувство, календарь, шоссе, лестница.

- Сколько групп слов у вас получилось.

- Какие слова попали в 1 группу? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?

Во 2 группе какие слова? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?

В 3 группе какие слова? Какие буквы вставили? Какая орфограмма?

- Слова какой части речи здесь написаны? Над каждым словом напишите часть речи.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом.

- А теперь проверьте эти слова по образцу. Слайд №5

- Кто все правильно сделал, ставит на полях +, кто с ошибками ?

II. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

-Прочтите текст. Постарайтесь представить эту картину. Слайд №6

1. Весна. Яркое солнышко. По небу лёгкие облака. У леса ручей. Молодая травка. На деревьях почки. Первые весенние цветы.

- Где можно увидеть такую картину: в художественной галереи, или в природе? Почему? (В ней нет никаких действий. Она неживая.)

- Давайте оживим её. ( составляют самостоятельно текст. затем читают по слайду) Слайд №7

2. Пришла весна. Пригрело яркое солнышко. По небу плывут лёгкие облака. У леса журчит ручей. Зазеленела молодая травка. На деревьях набухли почки. Расцвели первые весенние цветы.

Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину?
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. ((тема Глагол.) Задачи: Слайд №8

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

- Чем отличаются от других частей.

- Научиться находить их в предложении.

Учитель:

- Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну знакомую и в то же время незнакомую. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители её очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Много в этой стране тайн и загадок. Каждый житель этой страны может рассказать про себя так:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

- Много ли знаний у нас об этой части речи? ( самостоят. Часть речи. Отвечает на вопросы…. Обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым)

-Сегодня на уроке мы будем с вами рассматривать глаголы с точки зрения их значимости в речи. Нам придётся провести исследование, чтобы самостоятельно осмыслить эту часть речи.

- В ходе исследования вы должны учиться наблюдать, излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, отстаивать её.

-У каждого из вас на парте есть карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. В конце урока вы сможете оценить свои знания по теме урока. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.

Из истории возникновения слова.

1. Глагол – изначально имело смысл как «речь», «слово».

2. Глаголить (устаревшее слово) - означает «говорить».

3. Глаголица - старославянская азбука.

4. Глаголь - название буквы «Г» в глаголице.

5. Слово «глагол» в современном русском языке означает часть речи, обозначающее действие предмета.

III. Этап решения новой учебной задачи.

А) Открытие новых знаний.

- Рассмотрите дядюшку Глагола. Почему у него так много рук? (Он выполняет много действий).

-Когда мы разберёмся в многообразии действий глагола, тогда мы сможем раскрыть его значимость в речи.

-Приступим к нашему исследованию.

1. Глаголы движения.

Игра «Оживи предмет».

- Оживите предмет, называя его действие.

Лягушка … прыгает.

Машина … едет.

Рыбка … плывёт.

Змея … ползёт.

Птичка … летает.

Балерина … танцует.

- Какой признак объединяет эти глаголы? (Везде присутствует движение).

-Для чего в речи нужны глаголы движения?

Вывод № 1. Глаголы движения в речи нужны для того, чтобы рассказать

о движении предмета.

Задание № 1. Выпишите в таблицу глаголы движения.

Из-за парты я встаю,

Головою поверчу,

Ногами потопаю,

Руками похлопаю,

До облака дотянусь

И на место опущусь.

- Проверяем и оцениваем свою работу.

2. Глаголы звучания.

- Кто как голос подаёт? назовите действия.

Тигр … рычит.

Волк … воет.

Кукушка … кукует.

Кот …мяукает.

Собака … лает.

Гром … гремит.

Огонь … трещит.

Ручей … журчит.

Что объединяет глаголы? (Они придают глаголу звучание).

Для чего в речи нужны глаголы звучания?

Вывод №2. Глаголы звучания в речи нужны для того, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.

Задание № 2. Найдите глаголы звучания и выпишите 3 таких глагола. «Весь сад шумел. Скрипели стволы. Стонали вершины деревьев. И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Застучали капли дождя.»

Отрывок из рассказа А. Толстого «Детство Тёмы».

3. Глаголы цвета. Отгадайте загадку.

Растёт – зеленеет,

Упадёт – пожелтеет,

Полежит – почернеет. (Листья).

- Назовите глаголы. Что в них общего? (Они передают движение цвета).

- Как мы их назовём? (Глаголы цвета.)

Для чего в речи нужны глаголы цвета?

Вывод №3. Глаголы цвета в речи нужны для того, чтобы рассказать о цвете предмета.

Работа в паре.

Задание 3. Образуйте от имён прилагательных глаголы цвета.

Белый – белеть

Красный –

Жёлтый –

Чёрный –

Зелёный-

Светлый –

Тёмный –

4. Глаголы труда. Стр.100 упр.169.( выполнить задание по учебнику)

-Назовите, кто что делает?

Учитель … учит.

Врач … лечит.

Художник … рисует.

Швея … шьёт.

Повар … варит.

- Что обозначают все эти глаголы? (Труд людей.)

- Как мы их назовём? (Глаголы труда.)

- Для чего в речи нужны глаголы труда?

Вывод №4. Глаголы труда в речи нужны для того, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.

Задание №4. Найдите на картинках глаголы труда и запишите в свой лист три таких глагола.

5. Глаголы чувства.

- Рассмотрите картинки на слайде. Что испытывают дети? (Чувства.)

- А можно их передать с помощью глаголов?

От данных существительных образуйте однокоренные глаголы. (выделите корень)

Веселье, восхищение, любовь, улыбка, тоска, боязнь, горе.

Задание №5. Выпиши глаголы чувства.

«Герда смеялась и плакала от радости. Глядя на девочку, радовалось и ликовало всё вокруг.» ( Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

-Для чего в речи нужны глаголы чувства?

Вывод № 5: Глаголы чувства в речи нужны для того, чтобы передать чувства предмета.

-Какую цель мы ставили в начале нашего путешествия? (Узнать, какое значение в речи имеет глагол.)

-Для чего в речи нужны глаголы?

Глаголы в речи нужны для того, чтобы рассказать:

- о способах передвижения предмета;

-о звуках, которые издаёт предмет;

-о цвете предмета;

-о трудовой деятельности предмета;

-о чувствах предмета.

Русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные дают определение существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Б) Применение новых знаний.

- Найдите в тексте глаголы и расшифруйте его действие.

Весна.

Пришла весна. Ещё вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи. Скоро зазеленеет травка. Всё вокруг радуется приходу весны!

IV. Этап рефлексии.

- Ваше мнение о путешествии:

  • Для меня было важным узнать…
  • Раньше я не знал, что…
  • Я сделал открытие…
  • Я похвалю себя за…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я поделюсь знаниями…

Домашнее задание:

  1. Творческое задание: подобрать пословицы с глаголами труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов

Как различать спряжения глаголов...

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...

Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...