урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Как различать спряжения глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rus._yaz._4_klass_budarino.doc | 780 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бударинская ООШ»
Конспект урока
по русскому языку
Тема: «I и II спряжение глаголов»
4 класс
Учитель: Нечепуренко В. И.
I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Цель: научить отличать глаголы I и II спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с I и II спряжением глаголов, учить отличать глаголы I и II спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
для учителя: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), колонки;
для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
I. Оргмомент
У ч и т е л ь .
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Д е т и .
Постараюсь всё понять-
Буду грамотно писать.
У ч и т е л ь .
Послушайте загадку:
Что без меня предмет?
Он лишь названье.
Но я приду- всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
О какой части речи говорится в загадке?
Дети: О глаголе.
Учитель: О чём сегодня на уроке будем говорить?
II. Повторение
Слайды 1-2
У ч и т е л ь . Что вы знаете о глаголе?
Дети. Глагол- часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? ;глаголы изменяются по временам. Настоящее время глагола показывает, что действие совершается в момент речи (читаю, иду). Прошедшее время глагола показывает, что действие происходило до момента речи ( играл, смотрел). Будущее время глагола показывает, что действие будет происходить после момента речи ( увижу, пойду). Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Они имеют три лица (1,2, 3) и два числа (ед.ч. и мн. ч.). Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Глаголы прошедшего времени имеют суффикс –л. Глаголы имеют свою начальную форму, которая называется неопределённой. Неопределённая форма не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? И имеют суффиксы –ть, -ти, -чь. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
У ч и т е л ь . Что такое «спряжение глаголов»?
Слайды 3-4
Маленький тест. Задача – выбрать правильное утверждение. Ребёнок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке, и выбирает правильный, по его мнению, ответ. При нажатии на строчку с ответом происходит следующее:
- если ответ правильный, то раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;
- если ответ неверный, то раздаётся горький вздох и появляется грустная мордашка.
У ч и т е л ь . Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности спряжений глаголов.
III. Новая тема
Слайд 5.
У ч и т е л ь . 1 задание: проспрягайте в тетрадях глагол «спасти». Но вначале скажите, пожалуйста, что это за глагол?
Д е т и . Он отвечает на вопрос что сделать? и является неопределённой формой глагола.
У ч и т е л ь . Не забудьте выделить окончания. Давайте проверим.
Задания выполняют в парах.
Рефлексия
У ч и т е л ь . Продолжить предложения:
«Я узнал………….»
«Я удивился……….»
«Я запомнил……….»
«Я хочу узнать……..»
Слайд 6.
По щелчку поочерёдно появляются местоимения и формы глагола.
У ч и т е л ь . Что вы заметили?
Д е т и . Глаголы 2 лица ед.ч, 3 лица ед.ч, 1 лица мн.ч, 2 лица мн.ч в окончании имеют букву «е».
У ч и т е л ь . А теперь проспрягайте рядом глагол «лететь». Проверяем.
Слайд 7. (проверка по щелчку)
У ч и т е л ь . Что заметили в этих глаголах? Пропустите одну строку. Выпишите ниже только окончания глаголов в два столбика. Окончания глаголов 1-го лица ед.ч. не пишите. Как вы думаете, почему я так сказала?
Д е т и . Они одинаковые.
Слайды 8-9 (проверка по щелчку)
У ч и т е л ь . Что вы заметили, когда спрягали глаголы?
Д е т и . У них получились разные окончания.
У ч и т е л ь . Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов. Глаголы, в зависимости от окончания, при спряжении делятся на две группы: глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок). Подпишите их римскими цифрами I и II на свободной строке. Откройте учебник на с 146, изучите таблицу. Сделайте вывод: чем отличаются окончания глаголов I и II спряжения? Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. В букве «Е» одна вертикальная палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» -две вертикальные палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить! Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора.
Слайд 10.
У ч и т е л ь . А теперь отдохнём немного! Скажите: какого лица, числа и спряжения слово «отдохнём»?
Д е т и . 1 лица, мн.ч, I спряжение, окончание –ём.
У ч и т е л ь . Следите за фигурками на экране и повторяйте за ними!
IV. Закрепление.
Слайд 11.
У ч и т е л ь . А теперь я предложу вам грамматическую задачу (можно пользоваться схемой-опорой): расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию - ишь.
Д е т и . Это глагол 2 лица, ед.ч, II спр. По окончанию -ут - глагол 3 лица, мн.ч, I спр.; -ете – глагол 2 лица, мн.ч., I спр.; -ит - глагол 3 лица, ед.ч., II спр., -ат – глагол 3 лица, мн.ч, II спр..
Слайд 12.
У ч и т е л ь . А теперь задание для закрепления. На экране слова, которые вам нужно распределить в два столбика: I и II спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
Д е т и . Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.
У ч и т е л ь . Приступайте к работе, можете пользоваться схемами-опорами.
Работа выполняется в группах.
Слайд 13.
У ч и т е л ь . А теперь вы выполните ещё более трудное задание. Вам надо списать словосочетания, узнать время, лицо, число и спряжение глагола. За эту работу я выборочно поставлю оценки в журнал. Приступайте к работе, будьте внимательны.
По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.
V. Итог урока
Слайд 14.
У ч и т е л ь . Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
Д е т и . Глаголы бывают I и II спряжения.
У ч и т е л ь . Как отличить глаголы I и II спряжения?
Д е т и . Глаголы, оканчивающиеся на –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), относятся к I спряжению, а глаголы, оканчивающиеся на –ишь,-ит, -ите, -ат(-ят), относятся ко II спряжению.
У ч и т е л ь . Что было самым интересным? Какой вид работы вам особенно удался? А что было особенно трудным?
VI. Домашнее задание.
У ч и т е л ь . На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к I и II спряжению, поэтому вам нужно уметь хорошо их различать. Вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.146. Можете опираться на схему, дома оформите её красиво, чтобы она могла вам служить долго.
А ещё дом вы выполните упражнение № 252 ( 1-ый вариант – за скобочкой 1, 2-ой вариант – за скобочкой 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку для 4 класса"Спряжение глагола"
Дать первоначальное понятие о спряжении(разграничить два типа спряжения); важно, чтобы ученик самостоятельно вслух повторил определение спряжения глагола, сказал о двух типах спряжения и назвал отличи...
Презентация к уроку русского языка "Спряжение глаголов" 4 класс
Использовать при изучении тем по русскому языку спряжение глаголов....
урок русского языка: Спряжение глаголов. Паралимпийские игры.УМК "Планета знаний" 4 класс
Урок русского языка. Упражнение в определении спряжений, повторение падежных окончаний существительных.Паралимпийские игры. Спорт для мужественных. (Возможно проведение урока с ипользованием презентац...
урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов"
урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русскогоязыка по теме "Глагол"
Урок обобщения по теме "Глагол". На уроке закрепляетютя знания о глаголе как чати речи, о временах глагола, о неопределенной форме глагола. Все упражненя направлены на развитие речи, внимания. мышлени...
Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.
Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола....
Технологическая урока русского языка "Урок контроля знаний. Спряжение глаголов", 4 класс УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10–10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...