Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Три склонения имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В уроке прослеживается работа с рабочим листом, как мини - проектом. Благодаря чему, ученики намного лучше усвоят тему урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Харанжинская СОШ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Дата проведения: 20.11.2023 г.
Учитель: Корина Любовь Петровна
Класс: 4 А
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонений по совокупности их признаков, оформить мини – проект.
Образовательные:
- формировать навык правильного и красивого письма;
- формировать понятие о типах склонения имён существительных;
- повторять правила правописания слов
- Развивающие:
- развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- анализировать и классифицировать, слушать товарищей;
- положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления;
- внимание и память учащихся;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- Воспитательные:
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитание культуры общения со сверстниками;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке;
- воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
Планируемые УУД:
познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;
регулятивные:умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;
коммуникативные:умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
личностные:выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Межпредметные связи: литературное чтение
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формы обучения: исследование, деятельностный способ обучения.
Ресурсы урока: ПК для учителя, интерактивная доска, проектор, презентация «Три склонения», учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина, толковый словарь.
Технологическая карта урока
Этап. Задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
1.Организационный этап. Психологическая подготовка к общению. | -Доброе утро! Вот звонок нам дал сигнал: Будем знания добывать Чтоб с успехом применять. - Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении. | Дети стоят возле парты. Ребята приветствуют учителя и присаживаются на свои места. Настраиваются на работу. | Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок |
2.Актуализация опорных знаний. Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. | Откройте тетрадь и запишите число, классная работа. Минутка чистописания. Бе да се Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. На слайде записаны пословицы: Беседа – дорогу коротает. В умной беседе быть – ума прикупить. Объясните, как вы понимаете их? Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите. Запишите однокоренные слова беседа, беседовать. Поставьте ударение и подчерните орфограммы. Назовите их. Запишите одну из пословиц. Подберите проверочное слово. Какой вывод вы сделали? как можно по ассоциации запомнить это слово? Попробуйте (учитель может задать наводящие вопросы по мере необходимости). - Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова. Работа с толковым словарем в паре. (Слайд 6) - Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать? | Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску. Прописывают образцы букв. Дети читают пословицы и объясняют их смысл. Однокоренными словами являются беседа и беседовать так, как у них общий корень «бесед» и общее лексическое значение. А слово «беседе» в третьей пословице является формой слова к слову беседа так, как изменяется только окончания. Правописание безударной гласной в корне слова. Дети затрудняются. К слову беседа нельзя подобрать проверочное слово, поэтому безударную гласную нужно запомнить. Значит, слово беседа – словарное слово. Дети высказывают свое мнение. Учащиеся парами работают с толковым словарем, находят нужную информацию, записывают в словарик. БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный. БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. Ответы детей. | Развитие каллиграфического навыка, закрепление знания из словаря, развитие мыслительных операций. Мотивационная основа учебной деятельности;анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения. Поиск и выделение необходимой информации. Формулирование своего мнения. |
3. Постановка проблемы. Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. | Ребята, сегодня мы с вами раскроем очень важную тайну русского языка. Постараемся оформить эту тайну в виде маленького проекта, который вам пригодится всегда. Перед вами шесть таблиц признаков имени существительного. Перечислите их. (таблицы на плакате) Одной таблицы нет. А вот какой это признак? Будем его искать? | Ответы детей (имя существительное). Отвечают дети. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж. Значит, что есть еще один признак у имени существительного. Ребята в ожидании открытии новых знаний. | Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное. Знать признаки имени существительного как части речи. Подведение под понятие. |
4.Определение совместной цели деятельности. Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Прочитайте слова Рек.., у рек…, к рек... Шляп.., у шляп…, к шляп... Отец, у отц.., к отц... Сарай, у сара.., к сара... Окн.., у окн…, к окн... Печ…, у печ.., к печ... Мол.., у мол.., к мол... Определите их род, падеж. Докажите свое мнение. Как вы думаете, какие будут окончания у этих существительных. Одинаковые или нет? Учитель дописывает окончания Река, у реки, к реке. Шляпа, у шляпы, к шляпе. Отец, у отца, к отцу. Сарай, у сарая, к сараю. Окно, у окна, к окну. Печь, у печи, к печи. Моль, у моли, к моли. Ребята, что вы заметили? -Какой возникает вопрос? Да, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного. Откройте учебник и прочитайте тему урока. Что такое склонение? Что значит просклонять имя существительное? Почему три склонения? У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем. - Значит, какая цель нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? В рабочий лист впишем цель. Раскрыть главную тайну имени существительного. | Дети читают предложение. О сестре и дочери. Второстепенным членом предложения. Это имена существительные. Род, число, падеж. Женский род, предложный падеж (вопрос, предлог о) Высказывания детей. У слов о разные окончания. -Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные? Дети открывают учебник и читают тему урока «Три склонения имени существительного» Дети затрудняются ответить. Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных. | Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и путиих достижения, использовать опыт знаний |
5. Гимнастика для глаз. Снятие зрительного напряжения. | Гимнастика для глаз» | Учащиеся выполняют гимнастику. | Формирование установки на здоровый образ жизни. |
6.Изучение нового материала. Познакомить с делением существительных на три группы. | Работа над новым материалом. Упражнение 153 стр. 89 -Сейчас мы с вами будем исследователями. -А кто такие исследователи? -Мы будем исследовать имя существительное. Просклоняйте письменно группы слов: первая группа – 1 ряд, вторая группа – 2 ряд, третья группа – 3 ряд. Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание» Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно? - Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос. Почему у существительных о сестре и дочери разные окончания? Теперь можете объяснить почему? - Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? - Для чего уметь определять склонение? | Учащиеся читают задание. Люди, занимающиеся каким-либо научным исследователем. Учащиеся в тетради выполняют упражнение. Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп. Читают рубрику и проверяют свои предположения. Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. У них разное склонение. От типа склонения. Чтобы правильно писать окончания существительных. | Познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
7.Физминутка. Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы | Организует физминутку, показывая движения детям. Мы немножко отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, А потом наоборот. | Выполняют физическое упражнение, повторяя за учителем. | Формирование установки на здоровый образ жизни |
8.Первичное применение знаний. Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | Работа с рабочим листом.. Стрелочками распределите слова по группам. Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание». Какие имена существительные и к какому склонению вы соотнесли? Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению. Ко 2 – му7 К 3 –му? | Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а-, -я- в единственном числе. Это имена существительные 1 склонения. Высказывают свои мнения. Читают вслух правило. Убеждаются в правильности своих высказываний. | Формировать знания для определения окончания существительных Использование общих приемов решения задач; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Комментированное письмо Организует работу с комментированным письмом. Упражнение 156 стр. 90. | Выполняют упражнение в тетради с комментированным письмом. Самопроверка. | ||
9.Контроль и самопроверка знаний. Выявить качество усвоения материала | Работа по карточкам -Прочитайте пары слов с противоположным значением, подчеркните существительные 1-ого склонения. Взаимопроверка по образцу. Карточка Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство, молодость-старость. | Учащиеся работают по карточкам, на основе полученных знаний определяют выбор правильного ответа. Оценивают работу соседа. | Формировать умение правильно писать окончания имен существительных трёх склонений. Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение, умение адекватно оценивать работу |
10.Подведение итогов. Рефлексия. Дать оценку работы класса | - Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали? Что такое склонение? О каких группах склонений имен существительных вы узнали? Как определить склонение имен существительных? Впишем в рабочий лист, наш мини – проект, какие существительные относятся к каждому из склонений, какие имеют свои окончания. Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: У меня получилось… Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… | Отвечают на итоговые вопросы учителя. Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения. Заполняют лист самооценки. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
11.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Поясняет домашнее задание. Учебник стр. 90 выучить правило, словарные слова; рабочая тетрадь стр. 55, упр. 126, 127. Урок окончен. Спасибо за урок. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)
Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имен существительных во множественном числе"
Материал урока составлен содержит информацию о праздновании ВОВ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён существительных", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка по теме"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы" (4 класс)
Конспект урока составлен и проведён в 4 классе по системе Занкова....
Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс
Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...