Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф. И. О. участника-Кондарева О. В.

Тема урока- «Склонение имён существительных во множественном числе».

Класс- 4 «Е»

Цель урока- способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Задачи урока:

Дидактические- познакомить с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе;

Развивающие- развить внимание, мышление, аккуратность;

Воспитательные- воспитать любовь и уважение к родному языку.

Ресурсы урока- Русский язык. Ч. 1 : учебник для 4 класса В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.  Организационный момент

Технология личностно-ориентированного подхода

 

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Беседа

-Здравствуйте, ребята!

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

Русский язык таит в себе много секретов, а для незнаек немало ловушек.

-Что нужно, сделать чтобы не попасть в ловушки?

Приветствуют учителя

Настраивают себя на урок

Ф

Самоконтроль

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

 Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

2.

Актуализация знаний Технология проблемного обучения

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

Беседа

-Повторим написание букв. И соединения между ними. Внимание на доску.

Пишем буквы

Еоньлетивтсещус

- Какое слово зашифровано? Прочитайте справа налево

Отвечают на вопросы учителя

И

Ф

Самоконроль

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем

3. Постановка целей, определение темы урока 

ИКТ технологии

Обсуждение затруднений.

Беседа

Значит о чём пойдёт речь на уроке?

На доске появляется табличка.   Имя  существительное  

- Что вы можете рассказать  о существительном

  • Вот это, что открыто, вы уже  знаете.

-Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?

  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?

Узнать ….                

Учиться ….  

(- как определить  склонение  имени  сущ.  мн. числа)

Отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу, используя свои знания

Ф

Самоконтроль

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем

4.  Изучение нового материала

Технология проблемного обучения

ИКТ технологии

Открытие новых знаний

Беседа

- Сегодня мы познакомимся с новым словом

  - Найдите существительное, образованное из двух слов.

    Надевай рюкзак на спину

    Скорее заканчивай сборы!

    Захвати свои храбрость и силу

    Нас ждет путешествие в горы.

  - Кто может объяснить значение этого слова? ……..

- Найдите лексическое значение этого слова, у вас на карточке, прочитайте.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

 (по словарю С. Ожегова)

Состоит из двух корней путь и шествие

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

  • А что вы можете рассказать про это слово? (помощь на каточке)

Это существительное  ……..  числа.

- лексика – путешествие – это……. …  (найти в словарях)

- фонетика – 12 звуков,   11 букв, 5 гласных, 7 согласных

- морфология – предмет, нариц., неодуш., мн. ч., скл. -…..

- составьте предложение с этим словом.

- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)

Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы

Ф

Самоконтроль

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

5. Физкультминутка

Здоровье сберегающая технология

Переключение с одного вида деятельности учащихся на другой

Физическая зарядка

По дорожке ты шагай,                                     шаг с высоким подъемом колена
Ноги выше поднимай.
И галопом поскачи,                                         боковой галоп
Только, друг мой, не спеши.
На носочках ты шагай,                                     ходьба на носках, руки в стороны
Свою спинку выпрямляй.
И попрыгай по дорожке,                                  прыжки на двух ногах  
Хороши пружинки – ножки.                                         с продвижением вперед
Дальше веселей шагай,                                    шаг марша
Маршируй, не отставай.
Поскакали по дорожке                                     поскоки с продвижением вперед
Быстрые ребяток ножки.

Выполняют упражнения

Ф

Самоконтроль

6. Изучение нового материала (Продолжение)

Учитель. Повторим написание букв. И соединения между ними. Внимание на доску.

Пишем буквы

еоньлетивтсещус

Учитель. - Какое слово зашифровано? Прочитайте справа налево

Дети.- Существительное.

Учитель. - Значит о чём пойдёт речь на уроке?

Дети. - О существительном.

На доске появляется табличка.   Имя  существительное  

- Что вы можете рассказать  о существительном

  • Вот это, что открыто, вы уже  знаете.

-Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?

  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?
  • Узнать ….                
  • Учиться ….  

(- как определить  склонение  имени  сущ.  мн. числа)

- Сегодня мы познакомимся с новым словом

  - Найдите существительное, образованное из двух слов.

    Надевай рюкзак на спину

    Скорее заканчивай сборы!

    Захвати свои храбрость и силу

    Нас ждет путешествие в горы.

  - Кто может объяснить значение этого слова? ……..

- Найдите лексическое значение этого слова, у вас на карточке, прочитайте.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

 (по словарю С. Ожегова)

Состоит из двух корней путь и шествие

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

  • А что вы можете рассказать про это слово? (помощь на каточке)

Это существительное  ……..  числа.

- лексика – путешествие – это……. …  (найти в словарях)

- фонетика – 12 звуков,   11 букв, 5 гласных, 7 согласных

- морфология – предмет, нариц., неодуш., мн. ч., скл. -…..

- составьте предложение с этим словом.

- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)

  • А к какому склонению относится данное слово?  Обсудите этот вопрос          в парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

             ( Путешественники – 2 скл.)

  • Чья пара готова дать ответ?
  • А как вы действовали?
  • Поставили сущ. в н.ф.
  • Вспомнили правило
  • Определили склонение

- Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским

 выводом.

- Послушайте внимательно. Совпадают  ли ваши рассуждения?

- По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа.

  • А вот какие окончания имеют существительные множественного  числа при склонении вы исследуете сами.

- Давайте просклоняем существительное  Путешественники (по цепочке, на карточке)

- Чему мы с вами учились  (писать безударные окончания существительного во множ. числе)

- Получилось

- А вот еще про одних путешественников вы узнаете, если прочитаете текст на доске

 - Прочитайте текст

Синицы

  На школьный двор прилетели синицы. Пташки были ловкими и смелыми. Их не пугали звонкие детские голоса. Они подлетали к кормушкам и ловко клевали хлебные крошки, которые заботливо насыпали школьники.

- Почему синиц я навала путешественниками?

- Какие добрые дела совершали дети?

-Зачем нужно делать кормушки?

Расскажите про свои добрые дела. Молодцы!

- Выпишите существительные в форме множественного числа.

- Определить склонение

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Сам. работа

А теперь проверим вашу внимательность.

Я загадаю вам загадку. Ваша задача запомнить имена существительные.

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? … 

Назовите существительные.

Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, подарки, огоньков, звёзды, снежинки, гирлянды, флажков, песни, пляски.

- Что общего  у этих слов?

- Давайте определим склонение сущ. мн. числа. Записывайте в тетрадь только цифрами склонения, через запятую.

Проверка 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1,

- У кого 5, 4, 3?  

Вывод  - Как определяли склонение имен сущ. мн. числа?

Выполняют сам. работу

И

Ф

Самоконтроль

Регулятивные:

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Подведение итогов урока.

Рефлексия

 

Соотнесение целей и результатов урока Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Беседа

Домашнее задание  р.т. упр. 172

- Зима – это время года, которое любят и взрослые , и дети. Зимой мы отмечаем праздник Новый год.

- В густом ельнике жила маленькая елочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы: - Что? Зачем? Почему?

Пришла зима. Елочке стало холодно и грустно.

- Ребята, давайте расскажем ей, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Украсим ее   украсим новогодними игрушками.

- Как звучала тема урока?

- Чему мы научились? 

- Как определить склонение имен существительного, если оно употреблено во множественном числе?

Украшаем ёлку.

Урок полезен, всё понято. (зелёный шарик)

Лишь кое – что чуть-чуть неясно. (жёлтый шарик)

Ещё придётся потрудиться.(красный шарик)

Да, трудно всё- таки учиться! (синий шарик)

- А ещё Новый год- это время сюрпризов, чудес. У меня два конверта (надписи:»Подарок» и «Подарки»). Какой из этих конвертов вы выберите?  Почему?

Детям вручаются небольшие подарки.

 - Молодцы! Спасибо за урок!

Подводят итоги своей работы

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»

Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.Задачи:Дидактические:1. Формировать умения ...