Роль прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок в 3 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
#1075;.
Тема урока: Роль прилагательных в речи
Учитель: Соснина Лилия Алексеевна
Цели урока:
- Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- Формирование навыка правописания родовых окончаний имён прилагательных;
- Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных. Планируемые результаты:
Предметные:
- Научатся употреблять имена прилагательные в речи и на письме;
- Научатся правильному правописанию родовых окончаний имен прилагательных
- Научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.
Личностные:
- Научатся осознавать свои возможности в учении;
- Смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник русского языка 3класс В. П. Канакина, Н. В. Горецкий «Школа России», карточки, смайлики, проектор, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент приветствие | 1 мин | -Встало солнышко -Ура! Заниматься нам пора! Учимся старательно Слушаем внимательно Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем! -С каким настроением вы пришли на урок? - На столах у вас лежат карточки с солнышком и тучкой, выберите, какая из карточек отражает ваше настроение, и поднимите. Позволит ли наше настроение преодолеть трудности? ( У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся вместе его исправить) -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. На полях начертите шкалу и отметьте крестиком( шкала до5), на какую оценку вы будете работать на уроке? В конце урока посмотрим, как вы справились. | Приветствовать учителя | Л: Воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся. |
2 | Мотивационный Словесный, Ответы на вопросы Метод: практический Прием: Дидактическая игра Фронтальная работа. | 3 мин. | - Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем? (части речи) - Какие изученные части речи вы знаете? (ответы детей) - Какую часть речи мы начали изучать? (имя прилагательное) Я вам предлагаю сыграть в игру «Да и нет». Если вы согласны с моим утверждением, то показываете зелёный кружок, если не согласны – то красный. Готовы? Игра «Да и нет» 1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи? (нет) 2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи? (да) 3. Имя прилагательное обозначает предмет? (нет) 4. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да) 5. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет) 6. Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (да) - Молодцы, справились. Вижу, что вы знаете, что такое имя прилагательное. -На слайде почитайте слова. К какой части речи относятся слова? (имена прилагательные.). -Подумайте и скажите, какое задание можно выполнить? ( Разбить на группы.) Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный. (1ряд- по размеру, 2 ряд- по цвету, 3 ряд- по вкусу). | Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы учителя
Работа по рядам. Проверка | Р: принимать и сохранять уч. задачу К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный, Слово учителя, Беседа. Словесный: подводящий диалог Практический: упражнение Практический: упражнение Словесный: ответы на вопросы Практический: Упражнение Практический: Работа по словарю Самостоятельная работа с самопроверкой Страничка для любознательных Практическое выполнение задания по карточке | 25 мин | Создание проблемной ситуации. ( на слайде) Прочитайте текст. В весеннем лесу. На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. - Прочитайте этот текст без имён прилагательных. - Изменился текст? Обоснуйте свой ответ. - Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Сформулируйте тему урока. - Какие цели вы ставите перед собой? -Откройте учебник на стр 68, упр. 118. Синяя птица! - это название птицы. Она живёт в горах Памира и Тянь-Шаня. У этой птицы есть секрет. Издалека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко - и перо синей птицы начнёт вспыхивать ярким синим цветом. - О ком в нём говориться? - Определите тип текста (описание) - Докажите, что это текст-описание - Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте. - Какой заголовок можно подобрать к тексту? - Назовите имена прилагательные из текста. - Какие словосочетания встречаются в тексте? - Какую роль в тексте выполняют прилагательные? - Выпишите из текста описание птицы. - Проверка-( Дети зачитывают описание птицы) - Давайте отдохнём! ФИЗМИНУТКА» Кошка беспородная» ( видео) Работа со словом из словаря - Отгадайте загадку. Кто тебя не знает, Полевой цветок: Белые реснички, Золотой глазок. (Ромашка.) - Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом ромашка. Устно. - Запомните написание этого слова. - Что такое ромашка? ( это растение). Запишите слово Растение в тетрадь и запомните. - А какое это растение?( цветок). - Для каких целей применяют данный цветок? - Далее выступление ученицы с проектом « Ромашка- лекарственное растение».( Каразия Эмилия) Упр. 118 с. 68 - Прочитайте тексты. - Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте. -О чём говорится в обоих текстах? - Сравните имена прилагательные, данные в тексте. Что вы заметили? -Понравилось ли вам описание ромашки в тексте? -С чем её сравнивает автор? -Можно ли понять из текста, что автору нравится этот цветок? -Какую задачу ставил автор, составляя этот текст? (Красочно описать растение, создать яркий образ). -Как описывается ромашка во втором тексте? -Что мы узнали об этом растении? -Если ли в этом тексте слова в переносном смысле? -Есть ли в этом тексте сравнения? -Можно ли узнать об отношении автора к ромашке? Какая задача была у автора, составляя этот текст? ( Дать точное описание растения, чтобы читающий мог ее определить, среди других растений). -Какую роль выполняют прилагательные в каждом из текстов? -1 вариант записывает 2 предложения из первого текста. - 2 вариант 2 предложения из второго текста. - А какие ещё полевые цветы вы знаете? Найдите на стр 69 рубрику « Страничка для любознательных. Прочитаем. Что интересного вы узнали? - А вам приходилось видеть эти цветы в природе? - Можно ли рвать цветы?( многие из них занесены в Красную книгу) Работа по карточкам. По уровням. -А теперь я раздам вам карточки с заданиями: Карточка 1. Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях. Медведи. ____________ медведи живут в лесу. Они _______хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. ________ медведи - _____ рыболовы. Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный. Карточка 2. Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке. Волк. Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой! Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный. | Формулировать тему урока Определять цели и пути их достижения Строить грамматические рассуждения. Выполнять упражнение в учебнике Отвечать на вопросы. Проверять работу Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Выполнять упражнение в учебнике Использование ИКТ- технологии Работа с орфографическим словарем. Строить грамматические рассуждения. Выполнять упражнение в учебнике Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Выполнять упражнение в учебнике Работа с информацией. Выполняют работу , взаимопроверка | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание П: - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Р.: оценивание качества и уровня усвоения материала. |
4 | Решение частных задач Практический, самостоятельная работа. Словесный, беседа. Практический- выполнение упражнений | Работа по учебнику Упр. 120 с. 69. - Прочитайте текст. О каком растении идёт речь? -Какие слова вам непонятны? -Скромные(незаметные), розоватый; подбор синонима к слову крошечный-маленький. -Обоснование правописания слов с пропущенными буквами. - Выполните задание. (Проверка.) | Строить грамматические рассуждения. Выполнять упражнение в учебнике Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Выполнять упражнение в учебнике | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | |
5 | Итог урока. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. Домашнее задание | 5 мин. | Рефлексия деятельности Подведение итогов. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие цели вы ставили перед собой? - Как вы думаете, мы их достигли? Посмотрите на шкалу и оцените свою работу. ( Самооценка) -У кого совпал прогноз? С каким настроением мы с вами пришли к концу урока? Покажите смайлик. Домашнее задание : стр 70, упр 122. Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы. Определять свое эмоциональное состояние на уроке. Проводить самооценку, рефлексию. | П.: Структурировать знания; Оценивать результаты работы. |
Предварительный просмотр:
Ромашка
Растение
Предварительный просмотр:
Карточка №1. Подчеркните имена прилагательные.
Медведи.
Бурые медведи живут в лесу.
Они крупные хищники. Хотя бурые медведи имеют страшный вид, они являются растительноядными животными, потому что в большом количестве поедают ягоды, грибы, орехи.
Бурые медведи – прекрасные рыболовы.
Карточка №2. Вставьте походящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок.
Медведи.
____________ медведи живут в лесу.
Они _______хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи.
________ медведи - _____ рыболовы.
Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный.
Карточка № 3. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Медведи.
____________ медведи живут в лесу.
Они _______хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи.
________ медведи - _____ рыболовы.
Карточка № 4
Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.
Волк.
Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!
Карточка № 5
Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.
Волк.
Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!
Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.
Карточка 6
Подчеркните имена прилагательные.
Волк.
Волк хищный зверь. Он живет в лесу. У волка большие, острые зубы, серая, густая шерсть. Хвост у волка длинный. Ноги сильные, быстрые. Мы видели волка. У-У-У –страшный какой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Роль прилагательных в речи"
Цель урока -развитие умения видеть роль конкретной языковой единицы (имени прилагательного) для понимания смысла текста....
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Конспект урока в 3 классе по русскому языку....
Роль прилагательных в речи
Урок показывает в интересной форме о роли прилагательного в речи, учит создавать школьную газету...
Обобщение знаний о прилагательном и роли прилагательных в речи в 3 классе
На этом уроке используются приемы, способствующие повышению эффективности и результативности работы (поисковые задачи). Для этого необходимо использовать в работе традицион...
Разработка урока русского языка по теме " Роль прилагательных в речи"
Тема урока: Роль прилагательных в речиЦель: планируется, что к концу урока учащиеся будутзнать:· какую роль выполняют имена прил...
Конспект урока "Роль прилагательных в речи и в тексте" 4 класс
Данный материал предназначен учителям начальной школы. Урок входит в систему уроков по теме раздела «Имя прилагательное». Содержание урока соответствует программным требованиям. Материал у...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...