Конспект урока "Роль прилагательных в речи и в тексте" 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Данный материал предназначен учителям начальной школы. Урок входит в систему уроков по теме раздела «Имя прилагательное». Содержание урока соответствует программным требованиям. Материал урока включает в себя практически весь материал изученного раздела Основная технология, используемая мною на уроке – проблемно-диалогическая которая включала : - обучение обучающихся самостоятельно определять тему, цель урока; - использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_imen_prilagatelnyh.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:      Роль прилагательных в речи и в тексте

Цель: знать:

  • какую роль выполняют имена прилагательные в речи и в тексте;

уметь:

  • подбирать имена прилагательные;
  • использовать  имена  прилагательные  в устной и письменной речи

Задачи:

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
  • содействовать развитию связной речи через  умение подбирать и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;
  • способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной природе;
  • создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.

Оборудование: карточки для групповой работы, карточки для дифференцированной работы, карточки для работы в парах,

  1. Орг. Часть.

- какое у вас сегодня настроение?

-чего вы ждете от сегодняшнего урока7

Начнём урок русского языка и постараемся его построить так, чтобы он был и интересным, и познавательным. А что необходимо для этого? 

  1. Запишите дату.

Начнём с минутки чистописания.  

(Элементы буквы я. Буквы Я я. Слог яз. Слово язык. Сколько значений у слова язык? Как называются такие слова?


3. .Актуализация опорных знаний, умений навыков.

  1. Прочитайте предложение о русском языке.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский.
О чём это предложение? Как писатель говорит о языке? Слова, какой части речи использует, чтобы показать своё отношение к русскому языку?

  1. Запишите имена прилагательные в тетрадь, подчеркните орфограммы.
    3. Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе много секретов. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка
  2. Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (Повторить)Задайте вопросы.

- что такое прил?

-с какой частью речи связано прил?

Какие прил называются сложными?

5.Постановка учебной задачи. 

-    Для чего нужны прилагательные в речи? Что обозначают имена прилагательные? Задумайте какое-нибудь слово, и не называя его опишите.

Вывод: прилаг нужны для определения какого-либо слова.

  1. - Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признаки употребляются имена прилагательные?
    -
    Можно ли обойтись в речи без прилагательных? Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?

Сформулируйте тему урока. «Роль имен прилагательных в речи и тексте.

-Какие вопросы вас интересуют? Итак, цель: уметь употреблять, находить, украшать им прил в речи. И тексте.

.

Послушайте стихотворение. 

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

 Какую картину представили, прочитав эти строчки из стихотворения  Какое настроение почувствовали? (Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья. Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц.)

-Прочитайте этот текст без прил. Изменился текст? Обоснуйте ответ.

Сделаем вывод. Какова роль прилагательных в речи? (Имя прилагательное делает текст ярче и живописнее. С его помощью мы можем описать цвет, форму, запах предмета. Так же оно могут выражать и наши чувства, настроение и эмоции. Употребление имен прилагательных делает нашу речь выразительнее. )

6. Работа по теме урока.

Понаблюдаем за ролью имён прилагательных. Поработаем в группах.
• Работа в группах. 
Задание подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ об определённом времени года. ( 1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето, 4 группа – осень)


Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... . И настроение было … . 

  1. Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах. Ведь вы их употребили с одинаковыми частями речи. Описание времен года
  2. Физминутка
  3. - Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут.
  4. - Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой: шар круглый, тропинка извилистая, потолок высокий, Солнце огромное, палец указательный, ученик радостный, спина ровная, настоение хорошее.

7. Роль прилагательных в описании природы. Художник может нарисовать любой сезон красками. А если нет карандашей и красок  можно ли украсить предмет? Как? Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

Русский язык  в умелых  руках и в опытных  устах красив,  певуч и   выразителен.

-

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

  1.  Текст «В весеннем лесу»

Х_р_ша ранняя в_сна в л_су! Ярко светит весеннее со_нце. Ле_кие обл_ка укр_шают голубое небо. Слышны ч_десные трели птиц. См_лой запахли душ_стые поч?ки. По_вилась м_л_дая тра_ка. Выгл_нул голубен_кий подснежник. С пригорка зажурч_л г_ворливый ручей.

- Какое время года описано в тексте. Если бы мы были художниками, какими цветами изобразили весну? Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Можете ли вы назвать только прилагательные, чтобы все поняли, что сейчас весна.

- Придумайте  задание к этому упражнению.(Вставить пропущ буквы, Разобрать предложение. Морф разбор  влесу,по составу чудесные)

 -Что повторим, выполняя данное задание?

Вывод начните со слов.   «Выполняя данное задание, мы вспомнили…»

- Ни на минутку не отпускаем имена прилагательные, продолжаем работу с ними.

-как называется текст в котором, что-либо описывается? Где мы можем встретить такие тексты?

8. Работа по учебнику:

Послушайте загадку: Кто тебя не знает полевой цветок? Белые реснички золотой глазок.

- с. 68 -119-

Прочитайте два текста о ромашке. Определите тип текста. - В чём сходство? В чём различие?

 - Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой более образно?

 - Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе? Какое это описание: научное или художественное?

- Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах?

 - С чем сравнивает ромашку автор стихотворения?

Почему ромашку так назвали? Ее название связывают со словом румяный, т.к. отвар получается румяный, насыщенныйи ароматный. А на Руси раньше людей называли ласково, Ивана-Ивашкой, Романа-ромашкой. Многие растения называли по внешнми признакам Вы сможете привести примеры таких растений.П одсолнух , камнеломка, ,стрелолист, колокольчик, подснежник, пустырник. Стоит только внимательно рассмотреть растение и вслушаться в звучание слова — и «тайна имени» раскроется!

9. Роль прилагательных в описании характера героев. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Попробуем это показать, выполнив следующее задание.
1)Составьте словосочетания на доске, соединив подходящие по смыслу слова
Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера. 
Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).

«Как вы поняли, что значит внутренне состояние?

2) Работа в парах.

- Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина  и допиши слова, признаки, которых здесь названы.

(СЛАЙД10)

Золотая…                        Разбитое…

Синее…                         Сварливая…

Высокий…                     Усердные…

Морская…                      Грозная….

10.Подведение итогов урока. 
-Вот и подходит к завершению наш урок. Назовите тему урока? 

-Так какую роль играют имена прилагательные? . 
-
С задачей урока мы справились? 
-Оцените свою работу на уроке. 

11.Итог урока. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение»

  • Имена прилагательные делают нашу речь …
  • Имена прилагательные помогают нам  …
  • Если  из  нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

1).Прием «Вопрос-ответ»

-Сумели ли мы  решить поставленные  перед нами задачи ?

-Что нам в этом помогло?

-Что показалось вам сегодня трудным?  Что оказалось самым интересным?

-Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

 -Чья работа на уроке понравилась больше всего?

2)Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные) Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом,  конечно же, имена прилагательные. На доске есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его в овал.

ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СКУЧНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

УМНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

12. Домашнее задание … Составить текст о зиме 5 – 7 предложений, употребив в каждом предложении имена прилагательные.

- Какое время года описано в тексте. Если бы мы были художниками, какими цветами изобразили зиму?

А если нет карандашей и красок  можно ли украсить предмет? Как? Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

Русский язык  в умелых  руках и в опытных  устах красив,  певуч и   выразителен.

- Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Можете ли вы назвать только прилагательные, чтобы все поняли, что сейчас зима.

Раздаточный материал

Дифференцированная работа.

А теперь я предлагаю стать авторами текста, исправить текст о зиме, украсив его именами  прилагательными. (работают на карточках). Карточки разного уровня.

3 балла : текст дополняют своими прилагательными.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.  

 …  снег  повис  на ветвях  деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная,  снежные, легкие, мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным, мохнатыми, белыми.

       1 балл:  вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: долгожданная,  снежные,  пушистый, легким, мохнатыми.

 Проверка работ (з балла)

К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

Дифференцированная работа.

А теперь я предлагаю стать авторами текста, исправить текст о зиме, украсив его именами  прилагательными. (работают на карточках). Карточки разного уровня.

3 балла : текст дополняют своими прилагательными.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.  

 …  снег  повис  на ветвях  деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная,  снежные, легкие, мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным, мохнатыми, белыми.

       1 балл:  вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: долгожданная,  снежные,  пушистый, легким, мохнатыми.

 Проверка работ (з балла)

К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

        Прилагательные делают нашу речь яркой и выразительной, служат для точного описания предмета.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

Устные ответы

Работа в тетради

Работа в парах

Работа в группе

18-20-«5»

14-17- «4»

8-13 –«3»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Конспект урока по развитию речи в 1 «В» классе II отделения на тему: «Весна»

Методический материал разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (2 отделение)...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...