конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Боровская Надежда Ивановна

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для уроков33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

«Знаки препинания в конце предложения»

1 класс

Боровская Н. И.

                                                                                      учитель начальных классов

МАОУ СОШ №4

Г. Бердск

                                                                       

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели:

Дидактическая: Дать первичное представление о видах предложения по цели высказывания. Сформировать умение учащихся выбирать знак препинания в конце предложения. Формирование элементов функциональной грамотности.

Психологическая: Сформировать общий приём умственных действий при выборе знака препинания в конце предложения.

Развивающая: Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия. Обеспечить в ходе занятия развитие речи учащихся: обогащать и усложнять словарный  состав  и смысловые функции речи учащихся; усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач. Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции.

Воспитательная: Воспитание языкового чутья. Стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.

Планируемые результаты:

Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Владение общим способом решения задач. Установление причинно-следственных связей. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Построение монолога, владение диалогической формой речи. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: Определение границ предложения. Написание слов в предложении раздельно, употребляя заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Выбор знака препинания в конце предложения.

Ресурсы:

 Канакина В.П. Учебник Русский язык 1 класс, - М.:Просвящение, 2020 (ШколаРоссии);

Мультимедийный проектор, презентация;

Раздаточный материал

Организация пространства:

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие общей моторики и внимания

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая        

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Запись числа в тетради.

Минутка чистописания.

- Прочитайте запись на доске. (С добрым утром!)

- Назовите все гласные по порядку. (о. ы, у, о)

- Назовите первую букву        в первом и во втором словах. (д, у)

- Почему не назвали букву «с»? (это слово помощник)

- Посмотрите как пишутся строчные буквы «д» и «у». Что общего в написании этих букв? (петелька)

Учитель показывает образец написания букв. Ученики пишут в тетрадях: д у д у….

- Спишите с доски предложение: «С добрым утром!»

2)Гимнастика для кисти рук «Веер»

3)Чему учимся на уроке русского языка?

(Грамотно писать и правильно говорить на русском языке)

-Прочитай. Составь из слов два предложения.  (Светило, солнышко, весело, чирикали, воробьи.) на доске

(Светило солнышко. Весело чирикали воробьи.)

- Составляют ли они текст?

-Почему?

 (Правило: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.)

-Как его можно озаглавить?

- Какое  словарное слово встретили в этом тексте? (воробей)

- Какую букву нужно запомнить? (о)

 –Что вы знаете о предложении?

 (Правило: Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. В начале предложения пишется с Большой буквы в конце ставиться . ! ?.

Объявление темы и задачи урока.

4) Определение темы и цели урока.

- Природа вздохнула, пробудила могучие силы.  Шумят потоки вод, в воздухе тоже чувствуется весна - пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев.

Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Стихотворение Е.Баратынского

Весна! Весна! Как воздух чист.

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

- Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия.

- Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)

2.2.2.Соотнесите предложение со схемой.(работа по учебнику стр. 7)

Весна!

Весна.        

Весна?        

- Чему мы будем учиться на уроке?

(Выбирать знак препинания в конце предложения)

  1.  Изложение (открытие) нового знания.

1) .Виды предложений по интонации

- Я произношу это слово с чувством радости, восхищения.

Весна!

Работа по таблице

Невосклицательное

Восклицательное

произносится

спокойно

с особым чувством

в конце предложения ставится

.

!

  1. Виды предложений по цели высказывания

_ Что мы хотим сообщить, рассказать, спросить или попросить

Работа по таблице

             содержит

сообщение

вопрос

приказ, просьба

в конце предложения ставится

.     !

?

.    !

  1. Моделирование правила

Выбор знака препинания в конце предложения.

  1. Общий приём умственных действий при выборе знака препинания в конце

Способ

1.Пишу

2. Определяю мысль

3. Выбираю знак . ! ?        

Физкультминутка «Лебеди»

4.Включение в систему знаний и закрепление

1)  Работа сюжетной картинкой. (на слайде)

_Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, мудрости, любви и верности, музыки и поэзии.

Охота на этих птиц запрещена законом.

1) Задание: Рассмотрите картинку.

-Сколько всего птиц на пруду?

- Сколько лебедей плавает далеко, близко?

- Сколько белых, черных? Каких больше? На сколько меньше белых лебедей?

-Лебеди зимующие или перелётные птицы? Лебеди возвращаются из своих странствий ранней весной, когда ещё не сошёл снег, а водоёмы, где они привыкли гнездиться, ещё бывают затянуты тонкой корочкой льда.

2)Работа в группах.

Работа со стихотворением (на слайде)

Лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании называется гололедица.

Запомните и повторите стихотворение

Гололедица

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему никто не радуется?

В. Катаев

Я прочитаю стих. ещё раз, а вы покажите руками знаки препинания в конце предложений.

-Кто услышал восклицательное предложение?

- Назовите вопросительное предложение.

-Кто ответит на этот вопрос?

.Работа с серией сюжетных картинок.

- Рассмотрите картинку. Составьте схемы предложений со знаками препинания

1 группа - .

2 группа - !

2 группа - ?

Чтение схем предложений каждой группы.

5.Самоконтроль. Самооценка.

Тест

1. Что такое предложение?

а) Группа слов, содержащая какое-либо сообщение    

 б) Слово или группа слов, выражающая законченную мысль.

2. Каких не бывает предложений?

 а) вопросительных

б) приказательных

3. Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения?

Кто стучиться в дверь ко мне

   а) ?     б) !

4. Какой знак препинания ставится в конце предложения, которое произноситься с чувство?

а) .

б) !

в) ?

Ответы: (на слайде)

1   2   3   4  

б   б   а   б  

6. Рефлексия деятельности

«Заверши фразу»

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне понравилось …

Отметить настроение на стенде «Мое настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...