Урок русского языка "Число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Яковлева Наталья Александровна

Урок русского языка в 4 классе "Число имён существительных" (открытие новых знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_chislo_imyon_sushchestvitelnyh.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: Число имён существительных

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными, которые имеют форму только единственного

числа или только множественного числа.

Задачи: предметные УУД: развивать умение определять число имён существительных, изменять им. сущ. по числам;

находить и употреблять в речи им. сущ., имеющие форму только единственного числа или только множественного

числа; метапредметные – познавательные: формировать умения структурировать знания; развивать умение

анализировать, делать выводы, обобщать; регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цель и

учебную задачу; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; высказывать своё

предположение относительно способов решения учебной задачи; контролировать и оценивать учебные действия;

коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества с одноклассниками и учителем; умения

формулировать собственное мнение, выражать свои мысли; личностные: способствовать воспитанию

положительного отношения к учебной деятельности, интереса к учебному предмету; развитию внимания, мышления,

памяти, воображения.

Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки – светофоры, перфокарты для индивидуальной работы, карточки (пальмы со словами) для работы в парах, карточки для решения учебной задачи, кораблики с дифференцированными заданиями, карточки для самопроверки и взаимопроверки, опорная схема, кружки красного, жёлтого, синего цвета для рефлексии.

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность детей

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент. Психологический настрой.)

- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.

Улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь мне.

- Закройте глазки. Внимательно слушайте меня, последнее слово каждой моей фразы говорите хором.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё …

- Наши ушки внимательно слушают и всё …

- Наша головка хорошо …

- Для чего мы это выполнили?

видят

слышат

думает

 Для того, чтобы настроиться на работу.

Актуализация знаний и мотивация.

(Работа со слабоуспевающими уч-ся)

(Проверка д/з)

- Сегодня на уроке мы отправимся на морфологический остров. На нём проживают слова, а какие вы мне скажите сами чуть позже.

- На чём же мы отправимся на этот остров? (слайд 2)

Дом громадный по морю плывёт,

Людей на себе через волны везёт. (корабль)   (слайд 3)

- В каких сказках встречаются корабли?    Кто авторы?

- Для того, чтобы подняться на палубу корабля, необходимо проверить д/з.

- В это время некоторые ученики будут работать по перфокартам.

Ваша задача: вспомнить изученные орфограммы и вставить нужные буквы.

 ( Перфокарты для слабых об-ся, орфограммы: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, ь, парные согласные ).  

- А остальные проверяют д/з. ( Сигнальные карточки – светофоры ).    (слайд 4)

- Прочитайте (на слайде) строки из домашнего упражнения.

- Кто автор этих строк?

- Глазками проверили, всё ли верно?

- Что заметили?

- Какая орфограмма встречается в данных словах?

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать данные слова?

- Какое слово можно назвать лишним? Почему?

- Как проверить парную согласную?

- Для чего нам нужно знать правила?

( Творческое задание )

- Дома вы выполняли творческое задание: сочиняли загадки про эти слова. Какие же загадки у вас получились? Загадайте их нашим гостям.

- У наших гостей хорошее мышление. А теперь посмотрим, как развито мышление у вас.

 Мы отправимся на корабле.

Сказка о царе Салтане, А.С. Пушкин.

Слабоуспевающие дети работают по перфокартам.

Дети приготовили сигнальные карточки.

А. С. Пушкин

Минутка чистописания

- Глазками проверили, всё ли верно? Что заметили?

- Какая орфограмма встречается в данных словах?

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать данные слова?

- Какое слово можно назвать лишним? Почему?

- Для чего нам нужно знать правила?

- Что объединяет все данные слова?

( Творческое задание )

- Дома вы выполняли творческое задание: сочиняли загадки, отгадками которых тоже являются им. сущ.  Какие же загадки у вас получились? Загадайте их нашим гостям.

- На какие 2 группы можно разделить слова-отгадки?

- У наших гостей хорошее мышление. А теперь посмотрим, как развито мышление у вас.

- Д/з мы проверили. И вот мы на палубе корабля. Теперь вперёд, покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.  Полный вперёд!

1 испытание.

- Отгадаем, какие слова живут на острове. Для этого проведём минутку чистописания.    (слайд 5, 6)

Я буду называть слова, обозначающие качества человека, которые мне хотелось бы видеть в вас.

Ваша задача: правильно и красиво написать заглавную букву, соединив её со строчной.

Сила, ум, щедрость, единодушие, сообразительность, трудолюбие. внимательность, искренность, терпение, любознательность, надёжность, организованность.

- Из написанных букв составьте слово. Каких букв не хватает? ( е,ь, е )

- Какие же слова живут на острове? ( существительные )

- О чём же будем говорить на уроке?

- Молодцы!

С 1-м испытанием справились.

- Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

- Значит, мы должны приобрести новые знания.

В слове следы допущена ошибка. Проверочное слово – след.

Безударная гласная в корне слова.

Дети рассказывают правило.

Дорожках.  Непроверяемая безударная гласная.

Дети высказывают свои предположения.

Это имена существительные.

Дети загадывают загадки.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Я буду называть слова, обозначающие качества человека, которые мне хотелось бы видеть в вас.

Ваша задача: правильно и красиво написать первую заглавную букву каждого слова, соединив её со строчной.

Сила, ум, щедрость, единодушие, сообразительность, трудолюбие. внимательность, искренность, терпение, любознательность, надёжность, организованность.

- Из написанных букв составьте слово.

- Каких букв не хватает?

- Какие же слова живут на острове?

- О чём же будем говорить на уроке?

- Молодцы!

С 1-м испытанием справились.

- Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

- Значит, мы должны приобрести новые знания.

- А чтобы приобрести новые знания, ваша задача: на уроке быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, всё запомнить, увидеть и услышать.

Дети записывают первую заглавную букву, соединяя её со строчной (каллиграфическое письмо).

Дети пытаются составить слово из написанных букв.

е, ь, е

Существительные

Дети высказывают своё предположение.

Постановка учебной задачи (определение

темы, цели урока)

Словарная работа

- Для этого проверим, хороша ли ваша память.

Диктант – цепочка «Кто больше запомнит?»  (слайд 7)

- Я буду диктовать по 3 слова, ваша задача: запомнить слова, записать их, выделив орфограммы.

Карандаш, пенал, ученики,

берёза, арбузы, осина,

машины, трактор, трамвай,

огород, овощи, ягоды

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите карточки для взаимопроверки.  Ваша задача: проверить работу своего соседа.

- Оцените друг друга.

без ошибок – 5

  1-2 ошибка  –4

  3-5 ошибки  –3

  больше 5 ошибок  – 2

- Кто получил 5? 4? 3? 2?

- Кто запомнил все слова?

- Молодцы! У вас хорошая память!

ВОПРОС ученику у доски:

- Что объединяет эти слова? (им. сущ.)

- Какие это слова? (словарные)

- Оценка.

Вопросы классу:

- Назовите «лишнее» слово. ( ученики)

-  Почему? ( одуш.)

- Подумайте, в чём различие этих слов? Для этого разделите слова на 2 группы.

- Какие слова отнесли к 1 группе?

- Ко 2 группе?

- Чем же отличаются данные слова?

 ( разная форма числа)

- Определите тему нашего урока.

(Число имён существительных)

- Сформулируйте цель нашего урока.

( развивать умение определять число имён сущ., изменять сущ. по числам )

- А что вам уже известно о числе имён сущ. ?

( - сущ. м. изменяться по числам;

- могут употребляться в форме ед. и мн. числа;

- сущ., кот. Обозначают 1 предмет – ед. ч.;

- много предметов – мн. ч.)

- И ещё нам предстоит узнать, какую тайну скрывает число имён сущ.

- А чтобы достичь этой цели,

Ваша задача: быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, всё запомнить, увидеть и услышать.

 

Дети запоминают и записывают слова, выделяют орфограммы.

Взаимопроверка ( по карточкам №1 )

Дети оценивают друг друга по критериям оценки.

- Что объединяет эти слова?

- Назовите «лишнее» слово.

-  Почему?

- Подумайте, в чём различие этих слов? Для этого разделите слова на 2 группы.

- Какие слова отнесли к 1 группе? (слайд 8)

- Ко 2 группе?   (слайд 9)

- Чем же отличаются данные слова?

- Определите тему нашего урока.   (слайд 10)

- Что вам уже известно про имя существительное?

Это им. сущ., словарные слова.

 Ученики

Это одушевлённое сущ., а остальные – неодушевлённые.

Распределяют слова по группам.

Ответы детей.

Разная форма числа.

Число имён существительных.

Дети вспоминают то, что уже известно (по ходу ответов на доске выстраивается опорная схема)

КТО? ЧТО?

ПРЕДМЕТ

ОДУШ.,

НЕОДУШ.

НАРИЦ.,

СОБСТВ.

М.Р.,Ж.Р.,

СР.Р.

по Ч., П.

Дети формулируют цель урока (развивать умение определять число имён сущ., изменять сущ. по числам )

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз

- Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока.

- И ещё нам предстоит узнать, какую тайну скрывает число имён сущ.

Но наши глазки уже устали и хотят сделать гимнастику. Ваша задача: следить глазками за движением персонажей на слайде.

(слайд 11, 12, 13, 14)

На уроке будем развивать умение определять число имён существительных и изменять их по числам.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

«Открытие» детьми нового знания.

- Наше плавание продолжается. Мы подплываем к острову.

- Что же там происходит?

На острове растёт пальма. Вместо бананов на пальме растут слова.   (слайд 15)

Работа в парах ( на партах пальма со словами)

Ваша задача: изменить число сущ., один из вас читает сущ., другой – изменяет число этого сущ., затем поменяйтесь.

РЕКА- …

ОЗЁРА - …

ОКЕАН - …

КАНИКУЛЫ - …

- Что вас удивило?

- Какой же возникает вопрос?    (слайд 16)

- Прежде, чем найти ответ на этот вопрос, давайте обратимся к слову, которое вызвало у вас затруднение.

Это самое любимое слово для всех школьников – КАНИКУЛЫ.

- Кто из вас знает, почему они так называются?

- Давайте послушаем.

Дети работают в парах.

Не смогли изменить число у сущ. КАНИКУЛЫ.

Все ли имена сущ. изменяются по числам?

Индивидуальное сообщение (Слово КАНИКУЛЫ в переводе с латинского языка означает СОБАЧОНКИ. Как это получилось? КАНИКУЛА – СОБАЧОНКА – так называли римляне звезду Сириус, считая её охотничьим псом небесного Ориона. Когда звезда КАНИКУЛА – СИРИУС появлялась над горизонтом, в Риме начинались самые жаркие дни лета и объявлялся перерыв во всех занятиях. Этот перерыв и получил название КАНИКУЛЫ.

Решение учебной задачи.

- А теперь попытаемся  найти ответ на возникший  вопрос.

- Возьмите карточки № 3 (дифференцированное задание)

На них записаны слова.

Ваша задача:

Для одной группы: 1и 2 ряд( сильные): распределите слова в 2 столбика, определите их число.

молоко, творог, очки, санки, брюки, сахар, сливки, железо, сутки, дрова

Для другой группы: 3 ряд (слабые): запишите слова, определите их число.

   молоко         очки  

   творог           санки  

   сахар            брюки  

- Определите число сущ.1 столбика. 

- Измените сущ. так, чтобы они обозначали несколько предметов.

- Можно ли выполнить это задание?

- Какой вывод можно сделать: употребляются ли эти сущ. в форме мн. ч.?

- Определите число сущ.2 столбика. (мн. ч.)

- Поставьте сущ. в форму ед. ч.

- Можно ли выполнить это задание? ( нет)

- Какой вывод можно сделать: употребляются ли эти сущ. в форме ед. ч.?

- Итак, ребята, вот мы и открыли тайну числа имён существительных.

- К какому выводу мы пришли?

( В рус. языке есть сущ.. которые употребляются только в форме ед. или только в форме мн. ч.)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 70.

- Молодцы!  Справились и с этим испытанием.

Дифференцированное задание по группам.

Ед. ч.

Нет.

 Мн. ч.

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

- Поставьте сущ. в форму ед. ч.

- Можно ли выполнить это задание?

- Какой вывод можно сделать: употребляются ли эти сущ. в форме ед. ч.?

- Итак, ребята, вот мы и открыли тайну числа имён существительных.

- К какому выводу мы пришли?    (слайд 17)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 70.

- Молодцы!  Справились и с этим испытанием.

- А сейчас немного отдохнём.    (слайд 18)

- Слушайте внимательно слова, которые я буду называть.

Если у сущ. можно  изменить форму числа  – наклон вперёд.

Если нельзя - приседание

школы, ручка, шорты, апельсин, детство, яблоко, дрожжи, огурцы, духи, линейка

- Молодцы! Вы не только отдохнули, но и закрепили умение различать форму числа имён существительных.

Нет

Дети делают вывод ( В рус. языке есть сущ.. которые употребляются только в форме ед. или только в форме мн.ч.)

Дети читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом.

Выполнение динамической паузы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-  Посмотрите, что мы видим?     (слайд 19)

 К острову подплывает множество кораблей. Это непростые корабли. Они везут с собой задания, которые вам необходимо выполнить самостоятельно.

( Дифференцированные задания,  кораблики с заданиями у каждого на парте)

- Кто считает, что понял тему очень хорошо – выбирает красный кораблик.

-  Кто считает, что понял тему  хорошо – выбирает зелёный кораблик.

- Кто считает, что понял тему не очень хорошо – выбирает жёлтый кораблик.

Ваша задача: внимательно прочитайте задание и, применив полученные знания, правильно его выполните.

Задания на корабликах

Красный кораблик:

 Найдите слова, которые употребляются только в форме ед.ч. или только в форме мн. ч.

Составьте и запишите предложения, употребив данные слова.

Гараж, пейзаж, коньки, ландыш, обои, лейка, отвага.

Зелёный кораблик:

Распределите слова в 3 столбика:

1)слова, которые употребляются только в форме ед. ч.

2) слова, которые употребляются только в форме мн. ч.

2) слова, которые употребляются и в форме ед. ч., и в форме мн.ч.

Паруса, дорожка, погода, грабли, шорты, камыши, темнота, щипцы, белизна.

Жёлтый кораблик:

Вставьте в данные предложения подходящие по смыслу слова, запишите в тетрадь.

Лиса прыгнула в … к мужику. На уроках труда мы используем… . Папа потерял … .

( ножницы, щипцы, сани)

Самопроверка ( по карточкам для самопроверки ).

Самооценка.

ИТОГ:   Молодцы!

Вы отработали умение различать сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. или только в форме мн. ч.

- А зачем нам это нужно знать?

Дети выбирают задание по силам и выполняют его самостоятельно.

Самопроверка  по эталону.

Самооценка.

Зелёный кораблик:

Распределите слова в 3 столбика:

1)слова, которые употребляются только в форме ед. ч.

2) слова, которые употребляются только в форме мн. ч.

2) слова, которые употребляются и в форме ед. ч., и в форме мн.ч.

Паруса, дорожка, погода, грабли, шорты, камыши, темнота, щипцы, белизна.

Жёлтый кораблик:

Вставьте в данные предложения подходящие по смыслу слова, запишите в тетрадь.

Лиса прыгнула в … к мужику. На уроках труда мы используем… . Папа потерял … .

( ножницы, щипцы, сани)

- Возьмите карточку для самопроверки. Проверьте, верно ли вы выполнили задание.

- А теперь оцените свою работу.

без ошибок – 5

  1-2 ошибка  –4

  3-4 ошибки  –3

  больше 4 ошибок  – надо ещё поработать

- Кто получил 5? 4? 3? Кому  надо ещё поработать над темой?

Итог: - Молодцы!

- Какое же умение вы отработали?  А зачем нам это нужно?

Дети проверяют свою работу по эталону (карточка для самопроверки).

Дети оценивают свою работу  по критериям оценки.

Мы отработали умение различать им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. или только в форме мн. ч.

Размышление детей.

Включение в систему знаний и повторение.

Цифровой диктант.

Д/з.

- Наше путешествие на остров подошло к концу.   (слайд 20)

- Давайте вернёмся к поставленной цели (развивать умение определять число им. сущ.; изменять им. сущ. по числам; открыть тайну числа им. сущ.)

- Какую же тайну мы открыли?

- А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили тему урока.

Цифровой диктант ( я буду называть слова, а вы в тетради записываете только нужную цифру).    (слайд 21)

1 – только в ед. ч.

2 – только во мн. ч.

3 – и в ед. ч., и во мн. ч.

Дрожжи, башмаки, игры, дрова, шахматы, доброта

Самопроверка. ( 2, 3, 3, 1, 2, 1 )     (слайд 22)

Самооценка.   ( без ошибок – «5», 1-2ошибки – «4», 3 ошибки – «3», больше 3 ошибок – тему не усвоил ).

- Кто поставил 5? 4? 3? Кто не усвоил тему?

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

- В качестве упражнения для отработки полученных знаний дома предлагаю вам выбрать следующие задания: (слайд 23)

Дети называют поставленную цель в начале урока.

Дети повторяют правило.

Дифференцированное д/з.

1) с.70 правило

2) кто считает, что понял тему

очень хорошо – с. 71 № 11

хорошо – с. 70 № 10

не очень хорошо – с. 70 № 9

Рефлексия деятельности.

- Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания.

Лучшим учеником на уроке является … весь дружный 4 класс.

Молодцы! Я вами довольна!

- А довольны ли вы уроком и своей работой?  (слайд 24)

- Если вы довольны – поднимите красный кружок;

- не очень довольны – жёлтый кружок;

- не довольны – синий кружок

- Молодцы!  Спасибо за урок!   (слайд 25)

Дети анализируют собственную деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...