Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве.
Задачи:
- Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
- Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
- Приучать детей задумываться над значением слов;
- Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
- Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний(комбинированный)
Формы работы с учащимися: коллективная, групповая.
Методы и приемы обучения: частично- поисковый с использованием информационно-коммуникативных, коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий, уровневой дифференциации.
Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия, презентация;
- вербальные средства: учебники; ТПО;
- специальное оборудование: экран;
- технические средства обучения: компьютер, проектор.
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс;
тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Задача: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». | Подготовка класса к работе. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность к учебной деятельности на уроке. |
Актуализация знаний. Задача: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия. | Включение в деловой ритм. Словарно-орфографическая работа. На доске записаны слоги сочетания букв: сл ло ва ар рь – Догадайтесь, какое слово можно получить из минутки чистописания? Дети называют слово-словарь. – Исследуйте данное слово и как можно больше расскажите о нем. – Что вы можете рассказать о количестве слогов, звуков, букв? Определите группу данного слова? На доске даны слова: книга слово журнал тетрадь словарный газета альбом словарик -Из данного столбика слов выпишите только те, которые бы можно было дописать к слову из минутки чистописания. -Какие слова вы записали? (слово, словарный словарик) -Обоснуйте свой выбор? (они являются родственными) -Какие слова называются родственными? -Какая общая часть в этих словах? -В каких словах встретились опасные места? (словарный, словарик) -Какое слово является проверочным? -Почему? -Какие еще «опасные» места встречаются в корне слов? -Помогите найти ответ на проблемные вопросы урока. (Слайд…..) -Что нужно проверять? -Где нужно проверять? -Как нужно проверять безударные гласные? Парные согласные? | Выполняют задание. Дети называют получившееся слово-словарь и записывают его в тетрадь. Исследуют получившееся слово с точки зрения фонетики, морфологии, объясняют значение. Из предложенного столбика выбирают и выписывают слова, комментируя свой выбор. Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы. | Анализ объектов и понятий. Воспроизведение слов с указание правила их восстановления. |
Постановка учебной задачи. | Выявляет уровень знаний. (Слайд…) -Что записано на доске? (предложение) -Докажите, Все ли в этом предложении вам понятно? -Что смущает? (не понятно слово шукудук) - Что именно не понятно в этом слове? (его смысл, значение) (Слайд….) -Что же в слове главное? (значение) -Где мы можем узнать значение того или иного слова? (в толковом словаре) (Слайд…..) -А каким словом можно заменить слово шукудук, чтобы смысл предложения был понятен?(знаток) -Что встретилось в корне этого слова?(опасное место- безударная гласная) | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы. Формулируют вывод этого этапа урока: Главное в слове – его значение. | Анализ объектов и понятий. Построение предложений с использованием набора слов, объясняя смысл. Контроль и самоконтроль. |
Фиксация затруднений и постановка учебной цели. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе подведение к выявлению места и причины этого затруднения. Определение темы и постановка учебной цели. | Активирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации, на уточнение …. (Слайд…) -Вспомните, какие способы проверки вы знаете? -Измените данное слово по числам. -Смогли проверить б/г? -Измените по командам вопросов. -Смогли проверить б/г? -Поставьте в уменьшительно- ласкательную форму. -Смогли проверить б/г? -Какой же вывод можно сделать? ( ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. -Как быть? -Какой предлагаете выход из создавшейся ситуации? - Сегодня нам и предстоит «открыть» еще один способ подбора проверочных слов. Сформулируйте цель нашего урока. (найти новый способ проверки безударных гласных и парных согласных в корне.) (Слайд…) -Как поступите при выборе безударной гласной в корне? Словарь: Знаток-это человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь. -Какие слова в этом определении однокоренные? -Какое из них является проверяемым и проверочным? | Дети участвуют в исследовании способа проверки орфограммы и поиске правильного решения для уточнения. Наблюдают за значением слова. Работают с правилом учебника, выбирая нужную информацию для ответа на вопросы учителя. Формулируют цели и задач урока. Делают вывод этого этапа урока: Ни один способ не подходит для проверки. Необходимо найти новый способ. | Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает. Выдвижение гипотез. Целеполагание. |
Поиск новых знаний и первичное закрепление. Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации в поиске нового способа проверки «опасного» места в корне. -Составьте алгоритм своих действий со словом ЗНАТОК.(Слайд…) -Откройте учебник на стр. 44, упр. 374 (слайд …) - Прочитайте слова первого столбика. - Спишите слова в столбик, пропуская орфограммы. - Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «тот, кто…» (Объясняют, записывают проверочные слова и вставляют пропущенные орфограммы. Один ученик у доски.)
(родственные)
(У этих слов есть общее значение, то есть можно объяснить при помощи одного и того же слова «грязь», и у них есть общая часть) (Доказывают написание остальных слов первого столбика) (Слайд…) - Прочитайте слова второго столбика. Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «то, чем… то, где… то, в чём…» (Выходят к доске по одному и объясняют выбор букв)
(Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве.)
(Слайд…) Тема нашего урока: « От значения слова – к правильной букве. | Дети высказывают свои предположения и участвуют в исследовании проблемной ситуации. Самостоятельная работа в мини-группах. Дети обсуждают «опасные» места в предложенных словах, выбирают правильную букву гласного или согласного звука в корне и записывают слова с комментированием в паре. Вступают в диалог с учителем, объясняя свой ответ. Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы. Определяют тему урока. | Логические решения проблемы, запись слов с использование изученных способов проверки и оформление их в письменной речи. Планирование своих действий. |
Закрепление нового знания и рефлексия затруднения. Задача: включение нового способа действий в систему знаний. | Организует деятельность по применению новых знаний. Работа в мини-группах по изучению нового материала. -Самостоятельная работа в ТПО по отработке нового способа проверки орфограммы корня с использованием алгоритма ответа. -Проверка с объяснением через доску. | Учащиеся рассматривают задание учебника, анализируют и делают вывод о новом способе проверки. Самостоятельная работа. Осуществляют проверку через доску. | Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. Запись слов с применением нового способа проверки «опасного» места в корне слов - названий предметов. |
Рефлексия деятельности (итог урока) Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует рефлексию. Мы с вами сегодня много наблюдали, по ходу наблюдений делали выводы, а теперь всё постараемся обобщить. - Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки? -Почему его так назвали? -Подведите итоги своей работы на уроке. -Дайте оценку своего труда. | Осуществляют оценку и самооценку собственной учебной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия. Делают вывод урока. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке. |
Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве
"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве . (Способы подбора проверочных слов для названий предметов)Данный урок учит правильно подбирать проверочные слова. Уз...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"
Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония" по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....
Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга
Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"
Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...