Методическая разработка урока русского языка для 3 класса. Тема: "Приставка. Её значение для образования новых слов".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
На этапе актуализации ученики отгадывают словарные слова по лексическим загадкам, подбирают к ним подходящие по смысте глаголы. Выделяют приставки. Попадают в затруднение.
По предложенному плану открывают новые сведения о приставке и её значении в образовании новых слов. На этапе закрепления ученики составляют текст, используя слова с приставками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в ТДМ Л.Г,Петерсон. 3 класс
Тема: «Приставка. Ее значение в образовании новых слов».
Формирование универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки.
2.Регулятивные УУД: формирование умения озвучивать тему и цели урока, планировать свою деятельность на уроке, осуществлять контроль своей работы путём сравнения с образцом, взаимопроверки.
3. Познавательные УУД: развитие способности учеников управлять своей познавательной деятельностью, формирование умения строить устные высказывания, определять проблемы и пути их решения, находить подходящую информацию.
4. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать других, умения работать в паре, в группе, адекватно оценивать себя, свою работу, работу пары и группы.
Оборудование: карточки с глаголами для работы со словарными словами, листы с планом открытия нового, карточки с приставками для этапа открытия нового, карточки со словами для этапа открытия нового.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения
1) минутка чистописания
на за над
Чередуем элементы между собой, подчеркиваем самый красивый
элемент. Почему пишем такие элементы, узнаете в конце урока.
2) словарная работа
Где решаем задачи? Какие еще задачи знаете? На уроках русского
языка решаем грамматические задачи. Я читаю грамматическую за-
дачу, вы записываете ее решение, а решением будет словарное сло-
во.
1)слово состоит из 3 слогов, ударение падает 1 слог, начинается с
мягкого согласного звука \й\, заканчивается гласным звуком \а\, обозначает фрукт
2) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начинает-
ся с твердого согласного звука \к\, заканчивается гласным звуком
\а\, обозначает произведение искусства, которым мы любуемся в
музее
3)слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 3 слог, начинает-
ся с твердого согласного звука \к\, заканчивается мягким соглас-
ным звуком \р\, обозначает предмет, который помогает нам опре-
делять дату
4) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начина-
ется с твердого согласного звука \м\, заканчивается гласным зву-
ком \а\, обозначает вид транспорта
5) слово состоит из 2 слогов, ударение падает на 2 слог, начинает-
ся с мягкого согласного звука \д\, заканчивается твердым соглас-
ным звуком \н\, обозначает морское животное
6) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начина-
ется с твердого согласного звука \д\, заканчивается гласным зву-
ком \а\, обозначает место, по которому передвигаются машины
Прочитайте... На доске записаны буквы, которые нужно вставить
в данные слова. Проверьте... ( открывается запись на доске)
о
а
а е
а
е
о
Кто доволен своим результатом? Кто допустил ошибку? В каком слове? Какой вывод делаем? (надо тренироваться в написании словарных слов).
Что общего у таких словарных слов? Что такое имя существи-
тельное? ( Имя существительное- часть речи, которая отвечает на
вопрос кто? что? и обозначает предмет.) Какие ещё части речи
знаете? Подберите к каждому из имён существительных из пре-
дыдущего задания подходящий по смыслу глагол ( карточки с гла-
голами расположены на доске). Запишите...
надкусить яблоко
закрасить картину
посмотреть календарь
пошёл к машине
приплыл дельфин
прошёл по дороге
3) пробное действие
Прочитайте первый слог глаголов ( хором)... Чем ещё будут пер-
вые слоги глаголов? (варианты )
3. Фиксация затруднения
Почему получили различные ответы? Каких знаний нам не хватает? Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? Да, мы вспомним, что такое приставка, где она пишется, для чего нужна, как определить, есть ли приставка в слове или нет.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Мы будем использовать план для составления рассказа о при-
ставке. Прочитайте план. Он записан у вас на листах:
1.Что такое приставка? Где она пишется?
2.Для чего служит приставка?
3.Как определить, есть ли в слове приставка или нет?
Какие изменения в плане вы можете предложить? (варианты ).
5. Открытие нового
1)Вернёмся к словосочетаниям на доске. Что же такое приставка?
Где она пишется? Пишем ответ на листах: приставка – часть слова,
пишется перед корнем.
2) Чтобы ответить на второй пункт плана, вам нужно выполнить
следующее задание. На столе разложены карточки с записанными
на них приставками. Вы подходите к столу, выбираете одну карточ-
ку, подставляете её к подходящему по смыслу глаголу
откусить яблоко
перекрасить картину
пересмотреть календарь
ушёл к машине
доплыл дельфин
перешёл дорогу
Что вы сделали с помощью приставки? Пишем ответ на листах:
приставка служит для образования новых слов. Расскажите, что уже знаете о приставке...
3) Для ответа на третий вопрос выполняете такое задание. У вас на
листах записаны слова. Прочитайте их...Что общего? Вам нужно
определить, в каких словах слог «за» будет приставкой, а в каких
словах слог «за» будет частью корня. ( работа в парах, «мы счита-
ем...» )
забег залп запах зал завал
Что делали, чтобы ответить на вопрос? Пишем ответ на третий вопрос (Чтобы определить, есть ли в слове приставка или нет, нуж-
но подобрать однокоренное слово без приставки.) Расскажите всё о
приставке... Справились с затруднением? (да ). Как справлялись? (сами).
ф\минутка
указкой пишу слово в воздухе печатными
буквами= текст
6.Первичное закрепление
Что будем составлять сейчас? Что такое текст? ( Текст- это на-
бор предложений, которые связаны между собой по смыслу.) В
тексте должны быть использованы слова из предыдущего задания.
Для подсказки записаны слова для справок. Записываем предложе-
ния на доске и в тетрадях.
Заяц совершал забег по лесу. Вдруг он услышал оружейный залп.
Зверёк почувствовал запах дыма. Он прибежал на поляну, похожую
на зал. Там зайчик увидел завал из засохших деревьев.
1предложение- разбор по членам предложения
3 предложение- найти о обозначить приставки в словах
4предложение – огоньками обозначить орфограммы
Устно придумайте продолжение истории...
7.Рефлексия
О чём говорили на уроке? Расскажите о приставке... Почему такое
чистописание? ( приставками являются такие слоги). Дежурные
определяют учеников, которые заработали оценки. Что было самым трудным на уроке? За что можете себя похвалить? В чём надо ещё потренироваться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
урок русского языка 2 класс тема: приставка
Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка" . Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"
Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...