Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Анисимова Елена Анатольевна

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок-проект: начальная форма имен прилагательных.Употребление в речи имен прилагательных.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной

форме имени прилагательного.  Закрепить и обобщить знания обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»  

Задачи:

образовательные: 

- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении;

развивающие:

- развивать умение строить монологическую речь; умение творчески работать по теме проекта в группах; умение каллиграфического письма, орфографической зоркости; 

воспитательные: 

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в группе, расширять кругозор и словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: -уметь ставить прилагательные в начальную форму; определять грамматические формы имён прилагательных; закрепить знания по теме имя прилагательное; учиться составлять проект.

Метапредметные:

регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формулирование темы и цели урока;  

познавательные: наблюдение, анализ, сравнение языковых явлений, выявление закономерностей, установление признаков;  

коммуникативные: научатся творчески работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.

Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблички  -ОТДЕЛ  ПИСЕМ, ОТДЕЛ  НОВОСТЕЙ, РЕДАКТОРСКИЙ ОТДЕЛ, КОРРЕКТОРСКИЙ ОТДЕЛ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ, карточки для выполнения заданий для каждой группы,

плакат-ватман для газеты, учебник «Русский язык» 4 класс ч.1 Рамзаева Т.Г..

Методы: проблемные, практические, частично - поисковые, наглядные, работа в группах, использование ИКТ

Формы работы: групповая, индивидуальная

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающее обучение

Ход урока:

I. Организационный этап (2 мин.)

Звенит, заливается школьный звонок вас ждёт интересный, полезный урок.

 Чудесным пусть будет у вас настроение, легко, с интересом даётся учение!

- Ребята, сегодня урок мы проведем в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты.  А что такое редакция?  Ответы детей:

Редакция -

1. Помещение, где редактируют какое – нибудь издание.

2. Группа работников, которые занимаются редактированием какого-нибудь издания.

3. Обработка и исправление текста, подготовка его к печати.

У нас в редакции собрались представители газеты: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица и еще, технические редакторы и наборщики. Роли работников редакции будете выполнять вы. Я буду выступать в роли главного редактора. Итак, в редакции все готово к работе. Работать мы должны быстро, дружно и тихо, чтобы не мешать коллегам. Я предлагаю поработать вам по группам. Группы из 4-5 человек.

- Ваши тетради – это записные книжки, поэтому все записи мы будем делать в них. Каждый отдел выберет человека, который будет отвечать за весь отдел, оказывать помощь ребятам.  Вы поработаете над составлением проекта. А проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом вашего проекта станет, составленная газета. 

- Когда работаем в группе, помним правила работы в группе. (Вспоминаем правила работы в группе).

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

- Что такое газета? И когда появилась газета?    

- Информационный отдел плодотворно поработали и о своих наработках нам сейчас расскажут.

 «Познавательная страничка»  (сообщение  учащихся)

  1. Газета – это печатное издание в виде больших листов. Ещё в Древнем Риме написанные от руки свитки с новостями вывешивались на площадях и доставлялись на дом знатным горожанам.  Само слово «газета» вошло в обиход в 16 веке в Венеции, по наименованию мелкой монеты «газзетте», которую платили за листок с новостями.

     2. Первой газетой принято считать «Ля Газет», изданную  во Франции в  1631 году.  

     3. В России первые рукописные газеты – «столбцы» появились 385 лет назад, при царе Михаиле Фёдоровиче. Они назывались «Куранты».

4. Первой российской печатной газетой стали «Ведомости», которые издавались по указу Петра I со 2 января 1703 года тиражом 1000 экземпляров. Цена номера была 2 копейки. Сейчас в России издаётся 46 632 наименования газет.

 - Спасибо, молодцы, хорошо потрудились!

– Ребята, а зачем вообще нам нужны газеты? (отвечают)

– Правильно, газета – это источник информации, также как телевидение, радио, Интернет.

- Ну, а сегодня мы попробуем создать свою газету.

- Прочитайте слова на экране. Как вы их понимаете?

С маленькой удачи начинается большой успех.

- Какая маленькая удача может быть у вас на уроке?  (Мы создадим газету).

А большой успех?   (Это пригодится в жизни)

Какое должно быть название? (Яркое, эмоциональное, привлекательное)

Для чего? (чтобы привлечь читателей.)

Для кого мы будем создавать газету? Кто будут наши читатели? (ученики младших классов, сестры, братья, родители)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

- Ну, что начнем? А с чего начнем? С чем нам нужно определиться, прежде всего? (с темой)

Создание алгоритма:

1. Тема

2. Название газеты

3. Содержание (задания, статьи и иллюстрации)

4. Редактирование

5. Результат (продукт)

- Тему нашей газеты вы сможете определить, послушав четверостишие:

Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.

- О какой части речи говорится в стихотворении?      (Об имени прилагательном).

- Действительно, это имя прилагательное.  Скажите, ребята, тема «Имя прилагательное» - это новая для вас тема или что-то вам уже известно?Тогда зачем нам снова говорить об этой части речи?

Какую цель и задачи мы ставим перед собой?

-Мы с вами повторим и закрепим изученный материал. А также узнаем что-то новое.

- Значит мы с вами продолжаем работать по теме «Имя прилагательное», а назвать  нашу газету я предлагаю «Эти замечательные имена прилагательные».

Вот я начинаю верстать, т.е. создавать нашу газету.

Помещаю на ватман солнышко с темой газеты.

III. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.)

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать, чтобы номер получился, вызвал интерес читателей? /отвечают/

- Да, должны быть разнообразные рубрики, интересные, привлекающие внимание.

Памятка

Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены корреспондентами и редактором.

  1. Чистописание.                 

Двадцатое января.       

Классная работа.

Уч.: Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут так. (Образец записан на доске) 

Что вам напоминают эти соединения? На доске запись:

 https://urok.1sept.ru/articles/519916/img1.gif

https://urok.1sept.ru/articles/519916/img2.gif

Д.: Это окончания имён прилагательных.

Уч.: Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделить соединения на группы. Объяснить свои действия.

Д.: Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского, среднего родов, четвертая группа - окончания прилагательных множественного числа.

- Пропишите их.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Уч.: Для чего же в нашей речи используют прилагательные?

Д.: Чтобы называть признаки предметов. Точно описывать предмет. Чтобы делать нашу речь выразительной.

Уч.: Какие признаки предметов вы знаете? (Вес, цвет, вкус, запах, размер, высоту и т.д.)

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Существительное + прилагательное, используя слова левого столбика и признаки предметов из правого.

М:лина, за:ц

цвет

Сах:р, пом:дор

вкус

Пер:ц, с:рень

величина

М:дведь

запах

Д.: Сладкая малина, маленький заяц, белый сахар, красный помидор, горький перец, душистая сирень, большой медведь.

Проверка безударных гласных с помощью сигнального круга.

Уч.: Назвать слова антонимы.

Сладкий - горький, маленький - большой.

- Свой рабочий день мы начнем как обычно с совещания при главном редакторе. Совещание включает в себя словарный диктант.

- Все сотрудники газеты должны быть грамотными людьми, поэтому сначала проверим, как вы умеете грамотно писать, что знаете, чего не знаете. Я буду читать лексическое значение слова, а вы записывайте соответствующие слова через запятую в свои ежедневники. Такие слова, как эти сегодня будут часто звучать на уроке.

Словарный диктант.

- Записываем словарные слова:

1. Цвет золота (жёлтый)

2. Язык основного населения России. (русский).

3. Занимательный, любопытный, привлекающий интерес. (интересный).

4. Опрятный, чистоплотный человек. (аккуратный).

5. Самый тёмный из всех цветов, имеющий цвет сажи, угля. (черный).

- Что вы можете сказать об этих словарных словах. (Это всё имена прилагательные).

- Как вы определили? (Они отвечают на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие?).

Добавляю на ватман к солнышку лучики с вопросами.

- Составьте с одним из слов словосочетание. Приведите примеры.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.                             Самооценивание. – 1-5 баллов

- Совещание мы провели, приступим к своей основной работе.

- А теперь, послушайте еще одно стихотворение:

Очень замечательное,  имя прилагательное!

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало

Будем всюду замечать, к месту в речи их вставлять!

Согласны? Готовы?

- Дальше мы пройдемся по отделам нашей газеты, выполним задания и соберем материал для нашей газеты.

Затем каждый отдел отчитается и сделает вывод о проделанной работе.

IV. Обобщение и систематизация знаний. (25 мин.)

- Итак, получите задания для обработки, чтобы мы могли выпустить следующий номер газеты. Выполните задания из конвертов в своих записных блокнотах. Одновременно все начинают выполнять свои задания.

1.  Отдел писем.

- В газету приходит очень много писем. Ответы на них готовит сотрудник «Отдела писем» он их редактирует. /Группа выполняет задание и делает вывод/.

а) Имя прилагательное - как признак предмета.

К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

ВЕСНА -…весенний, АПРЕЛЬ -…апрельский, ДОЖДЬ -…дождливый, ЗВОН -…звонкий, ОБЛАКА -…облачный.

Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какие?               Самооценивание. – 1-5 баллов

- Вы отлично справились с заданием и поэтому, посмотрите, вам засияло замечательное солнышко (иллюстрация солнца).

Добавляю на газету облака с надписями: часть речи, обозначает признак предмета.

2. Информационный отдел.

- В редакции работают журналисты и корреспонденты. Они беседуют с кем-нибудь, собирают материал для газеты. Группа выполняет задание и делает вывод/.

б) Изменение имен прилагательных по числам.

Разделить данные слова на две группы:

Весеннее солнце, лёгкие облака, черёмуха душистая, пушистые почки, сладкий сок

- Какие две группы имен прилагательных вы выделили? (Имена прилагательные ед.ч. и мн.ч.)

-Как вы определили число прилагательных? (При изменении имен прилагательных меняется их окончание. Во мн. числе: - ые, - ие)

-От чего зависит данная форма прилагательного? (Число имен прилаг. зависит от имени сущ.)

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам.       Самооценивание. – 1-5 баллов

Добавляю на газету две корзины: единственное число и множественное число

3. Отдел новостей

- Газета не выйдет в свет без каких-либо новостей. /Группа выполняет задание и делает вывод/.

В) Изменение имен прилагательных по родам.

Распределите слова на три группы:

Весенняя, длинный, большой, интересная, яркое.

- Какие группы имен прилагательных можно выделить? (Ж.р.,М.р., Ср.р. )

- Что указывает на эти признаки? (Род имен прилагательных можно узнать по окончанию.)

Ж.Р. –ая, - яя ;М.Р. –ий, - ый, - ой; С.Р. – ое, - ее

- От чего зависит данная форма прилагательного? (Род имен прилаг. Зависит от имен сущ.)

- Всегда ли возможно определить род имен прилагательных?

(Род имен прилаг. Определяем только в ед. числе.)

Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам.         Самооценивание. – 1-5 баллов

Добавляю на газету в корзину с единств. числом цветочки – ж.р., м.р., ср.р.

Физ. минутка

- Прошу всех сотрудников на время отвлечься. Настало время небольшого перерыва.

Вы смелые? Веселые? Умелые? Милые? Ленивые? Послушные? Красивые? Драчливые? Крикливые? Дружные?        (Если «нет» - хлопают руками, если «да» - топают ногами). А что за слова я вам называла? (Имена прилагательные)

4. Отдел коррекции 

- Успех газеты зависит от того, как грамотно будет написан материал. Этим занимаются корректоры. Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров. / Группа выполняет задание и делает вывод/.

г) Изменение имен прилагательных по падежам.

Определи падеж прилагательного в данных словосочетаниях:

Первые листочки (……. ), по тёплым лужам (……. ), от резкого ветра (……. ), молодой листвой (……), на лесной поляне (……. ).

- Как называется изменение имён прил. по падежам? (Склонение). Сколько падежей в русском языке? /6 падежей/ От чего зависят данные формы прилагательного? Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод: Имя прилагательное изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и существительное, с которым оно связано.)                      Самооценивание. – 1-5 баллов

Добавляю на газету птичек с падежами человечков с зонтом, на которых написано прилагательное + существительное.

Значит, чтобы определить род, число и падеж  имени прилагательного, надо:

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить род и число имени существительного.

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.  

Добавляю в газету конвертики: «Памятки» и «Это интересно».

5. Редакторский отдел

д) Определение роли прилагательного в предложении. /Группа выполняет задание и делает вывод/.

Составить и записать из слов предложения. Найти имена прилагательные и подчеркните.

1. На, лопаются, березках, почки, белых.

2. На, появилась, травка, зеленая,   лужайке.

3. Ручейки, песенки, свои, запели, веселые.

4. На, первые, зацвели,  цветы, полянках.

5. Дорожки,  грач,  важный, ходит, вдоль .

- Как выделяем имена прилагательные в предложении. Почему?

Вывод: В предложении имена прилагательные являются второстепенным членом предложения – определением).                                                Самооценивание. – 1-5 баллов

Добавить в газету – скворечник, на котором написано «В предложении является определением»

- Молодцы. Я думаю, что вы имеете теперь представление о том, кто и как трудится в редакции.

V. Применение знаний и умений при решении практических задач. Выполняем задания устно.

- Значит, какие признаки мы научились определять у имен прилагательных? /РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ/ Являются ли эти признаки постоянными? /Нет/  В каком виде работы мы можем определить все эти признаки? /В морфолог. разборе имени прилаг./

- Запишите в тетради предложение.  (НА ЭКРАНЕ)

 Весной природа пробуждается от зимнего сна.

Найти грамматическую основу. Выпишите имя прилагательное, сделайте морфологический разбор прилагательного.

Посмотрите на порядок разбора имени прилагательного. Подумайте, какого знания нам не хватает?

-Можете ли вы предположить тему нашегоурока? («Начальная форма имени прилагательного»)

-Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать, что такое начальная форма имени прилагательного, как

её найти в предложении).

-Построим предположения, что такое начальная форма имени прилагательного?

Какая форма может называться начальной?

-Где мы можем найти эту информацию?

-Обратимся к учебнику, прочитаем правило в учебнике и сравним с нашими предположениями.

-Откройте учебник на странице 85 ипрочитайте что такое начальная форма имени прилагательного.

-Правильно ли мы сами сформулировали?

-Приведите примеры имёни прилагательного в начальной форме.

-Ребята, чтобы так долго не писать начальная форма, мы с вами будем сокращать Н.ф.

-А теперь давайте выполним разбор.

От зимнего сна – прил./какого?/

Н.ф. – зимний. В ед.ч., в м.р., в Р.п. Вт. чл. предл. – определение.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Групповая работа.

- На улице весна, все мысли о ней. И ученик 4 класса, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.

Солнечьные зайчики бигут по трове, по лисной трапе, по высокой гаре.

- Его друзья нашли четыре ошибки, сколько найдёте вы? Докажите, где и почему были допущены ошибки. Запишите предложение без ошибок. Отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности. (6 мин.)

- О какой части речи мы говорили на уроке? (об имени прилагательном)

-Что обозначает прилагательное? (признак предмета)

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какая? какой? какое? какие?)

-Какие окончания имеют прилагательные? (-ая, -яя, -ое, -ее, -ый, -ий, - ой, -ые)

-Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам).

- Чем является прилагательное в предложении? (второстепенным членом предложения - определением).

- От какой части речи зависит прилагательное?(от существительного).

- Какую роль играют прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь.  Делают её более точной, яркой, выразительной).

- Что ещё можно сказать о прилагательных? А на каком еще предмете мы чаще всего используем прилагательные? (Литературное чтение)

- Давайте вспомним - какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, мы достигли цели? У нас получился результат?

- А вам ребята понравился наш урок?

- Какие задания были особенно интересными?

- Что было легко, что вызвало затруднения?

(Ученики отвечают на вопросы.)

- Охарактеризуйте наш урок, с помощью имён прилагательных. (Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный, познавательный, дружный и др.)

- Понравился ли вам проект?  

- Хотели бы поучаствовать ещё в проектах?

- Соберём весенний букет. Оцените свою работу на уроке.

Если было интересно на уроке, во всем разобрались  – красный цветок.

Если иногда были сомнения – желтый цветок.

Если иногда были трудности  - голубой цветочек.

Я хочу сказать, что у многих ребят есть склонности к журналистской деятельности! Я выражаю благодарность отделам за работу и желаю всем профессиональных успехов.

Уч.: Итак, подведем итог. Расскажите  все, что  мы знаем о прилагательном. Вешаю плакат.

Я - прилагательное.

1. Что обозначают имена прилагательные ?

2. Какими членами предложения являются прилагательные?

3. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

4. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

5. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Имя существительное изучают раньше прилагательного так как:

Имя существительное обозначает предмет, а прилагательное только его признаки, признаки зависят от предмета

Написание существительных гораздо проще прилагательных

Прилагательные по своему написанию необходимо согласовывать с существительными, от которых прилагательное зависит

VIII.  Домашнее задание. (1 мин.)

1 ур- Подобрать 3 загадки, в которых используются имена прилагательные. Записать загадки в тетрадь, подчеркнуть имена прилагательные

2 ур- Указать грамматические признаки имён прилагательных (род, число, падеж).

3 ур-Сделать грамматический разбор одного из прилагательных.



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ

 ПИСЕМ

ОТДЕЛ  

НОВОСТЕЙ

 РЕДАКТОРСКИЙ ОТДЕЛ

 КОРРЕКТОР-

СКИЙ ОТДЕЛ

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ



Предварительный просмотр:

 

К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

ВЕСНА -…, АПРЕЛЬ -…, ДОЖДЬ -…, ЗВОН -…, ОБЛАКА -….

Вывод: Имя прилагательное – это __________, которая обозначает___________________ и отвечает на вопросы ____________________________________________________            

Разделите данные слова на две группы:

 

Весеннее солнце, лёгкие облака, черёмуха душистая, пушистые почки, сладкий сок

Вывод: Имена прилагательные изменяются______________________________.    

  Распределите данные слова на три группы:

Весенняя,   длинный,   большой,   интересная,   яркое.

Вывод: Имена прилагательные изменяются_______________________________.

Определи падеж прилагательного в данных словосочетаниях:

Первые листочки (……. ), по тёплым лужам (……. ), от резкого ветра (……. ), молодой листвой (……), на лесной поляне (……. ).

 (Вывод: Имя прилагательное изменяется ____________________и стоит в том же падеже, что и ________________________________, с которым оно связано.)        

     Составить и записать из слов предложения. Найдите имена прилагательные и подчеркните.

1. На, лопаются, березках, почки, белых.

2. На, появилась, травка, зелёная,   лужайке.

3. Ручейки, песенки, свои, запели, весёлые.

4. На, первые, зацвели,  цветы, полянках.

5. Дорожки,  грач,  важный, ходит, вдоль .

Вывод: В предложении имена прилагательные являются_____________________членом предложения – ____________________________).         



Предварительный просмотр:

          Газета – это печатное издание в виде больших листов. Ещё в Древнем Риме написанные от руки свитки с новостями вывешивались на площадях и доставлялись на дом знатным горожанам

          Само слово «газета» вошло в обиход в 16 веке в Венеции, по наименованию мелкой монеты «газзетте», которую платили за листок с новостями. Первой газетой принято считать «Ля Газет», изданную во Франции в  1631 году.  

          В России первые рукописные газеты – «столбцы» появились 385 лет назад, при царе Михаиле Фёдоровиче. Они назывались «Куранты».

         Первой российской печатной газетой стали «Ведомости», которые издавались по указу Петра I со 2 января 1703 года тиражом 1000 экземпляров. Цена номера была 2 копейки. Сейчас в России издаётся 46 632 наименования газет.

https://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpghttps://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpg

https://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpg

https://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpg

        
https://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpghttps://sopranoclub.ru/images/70-shablony-ptits-dlya-raspechatki-i-vyrezaniya-iz-bumagi/file16047.jpg

        

https://img.razrisyika.ru/kart/124/495740-skvorechnik-dlya-detey-18.jpg

Это интересно

Памятки

https://basket-10.wb.ru/vol1460/part146012/146012272/images/big/1.jpghttps://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-10/1696416966_gas-kvas-com-p-kartinki-mmdems-5.png

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-11/1700135466_pictures-pibig-info-p-zontik-shablon-dlya-risovaniya-vkontakte-2.jpg

Лист самооценки.

№1

№2

№3

№4

Итого:

 

2б –правильно,    1б–частично,       0б - неверно

7-8 б – «5»,      5-6 б – «4»,         3-4б – «3»

Твоя оценка: __                 Оценка учителя: __  

Лист самооценки.

№1

№2

№3

№4

Итого:

 

2б –правильно,    1б–частично,       0б - неверно

7-8 б – «5»,      5-6 б – «4»,         3-4б – «3»

Твоя оценка: __                 Оценка учителя: __  

Лист самооценки.

№1

№2

№3

№4

Итого:

 

2б –правильно,    1б–частично,       0б - неверно

7-8 б – «5»,      5-6 б – «4»,         3-4б – «3»

Твоя оценка: __                 Оценка учителя: __  

Лист самооценки.

№1

№2

№3

№4

Итого:

 

2б –правильно,    1б–частично,       0б - неверно

7-8 б – «5»,      5-6 б – «4»,         3-4б – «3»

Твоя оценка: __                 Оценка учителя: __  

Ученик 1.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Ученик 2.

Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-11/1700471748_pictures-pibig-info-p-shablon-korzinki-dlya-virezaniya-iz-bumagi-66.jpg

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить род и число имени существительного.

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.  

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

Кравченко Елена

В современном русском языке единственная национальность, которая обозначается не существительным, а прилагательным, это русская. Немцы, французы, шведы, узбеки, эфиопы, папуасы, эскимосы и все остальные – называются существительными. И только о человеке русской национальности на русском языке говорится- русский.

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить род и число имени существительного.

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.  

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же прилагательное!

В процессе эволюции языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: прачечная, парикмахерская, кладовая и другие. Кроме того, существует ряд слов, которые могут выступать в роли обеих частей речи. К ним относятся: больной, знакомый, слепой и другие. Также лингвисты установили, что имена прилагательные с неустойчивым ударением имеют тенденцию со временем произноситься с акцентом на последние слоги. Так, ранее использовались такие слова, как «громовый», «дневный». Сейчас их заменили «дневной» и «громовой».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-проект по теме: «Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных»

Слайд 2

Два д цатое янв а ря . Классная работа.

Слайд 3

Редакция – 1. Помещение, где редактируют какое – нибудь издание. 2. Группа работников, которые занимаются редактированием какого – нибудь издания. 3. Обработка и исправление текста, подготовка его к печати.

Слайд 4

Запомни и соблюдай простые правила: 1 . Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!

Слайд 5

Газета для человека, что окно для дома.

Слайд 6

С маленькой удачи начинается большой успех.

Слайд 7

Алгоритм: 1. Тема 2. Название газеты 3. Содержание (задания, статьи и иллюстрации) 4. Редактирование 5. Результат (продукт)

Слайд 8

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Слайд 9

Памятка Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены корреспондентами и редактором.

Слайд 10

Минутка чистописания

Слайд 11

Составь словосочетание существительное + прилагательное М:лина, за:ц цвет Сах:р , пом:дор вкус Пер:ц , с:рень величина М:дведь запах

Слайд 12

Словарь : жёлтый, русский, интересный, аккуратный, чёрный

Слайд 13

Очень замечательное, Имя прилагательное! Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало Будем всюду замечать, К месту в речи их вставлять!

Слайд 14

Имя прилагательное Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слайд 16

Отдел писем Имя прилагательное - как признак предмета. К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные: ВЕСНА -…весенний, АПРЕЛЬ -…апрельский, ДОЖДЬ -…дождливый, ЗВОН -…звонкий, ОБЛАКА -…облачный. Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ?

Слайд 17

Информационный отдел Изменение имен прилагательных по числам. Весеннее солнце Л ёгкие облака черёмуха душистая пушистые почки сладкий сок Вывод : Имена прилагательные изменяются по числам.

Слайд 18

Отдел новостей Изменение имен прилагательных по родам. Распределите слова на три группы : Ж.р . М.р . С.р . - ая , - яя - ый , - ий - ое , -ее Весенняя Длинный Яркое интересная большой Вывод : Имена прилагательные изменяются по родам . (Род имен прилагательных пределяем только в ед. числе.)

Слайд 19

Физминутка

Слайд 20

Отдел коррекции Изменение имен прилагательных по падежам. Определи падеж прилагательного в данных словосочетаниях: Первые листочки ( И.п .), по тёплым лужам ( Д.п .) от резкого ветра ( Р.п . ), молодой листвой ( Т.п.), на лесной поляне ( П.п . ). ( Вывод: Имя прилагательное изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и существительное, с которым оно связано.)

Слайд 21

Алгоритм 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Определить род и число имени существительного. 3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Слайд 22

Редакторский отдел Определение роли прилагательного в предложении. Составьте и запишите из слов предложения. Найдите имена прилагательные и подчеркните . 1 . На белых берёзках лопаются почки. 2 . На лужайке появилась зелёная травка. 3 . Ручейки запели свои весёлые песенки. 4 . На полянках зацвели первые цветы. 5 . Вдоль дорожки ходит важный грач. Вывод : В предложении имена прилагательные являются второстепенным членом предложения – (определением )

Слайд 23

Весной природа пробуждается от зимнего сна . Порядок разбора имени прилагательного 1 . Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении. 2 . Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? 3 . Назовите начальную форму имени прилагательного. 4 . Определите признаки прилагательного (род, число, падеж, роль в предложении)

Слайд 24

Тема урока: «Начальная форма имени прилагательного». Цель: узнать , что такое начальная форма имени прилагательного, как её найти.

Слайд 26

Морфологический разбор имени прилагательного От зимнего сна – прил./какого ?/ Н.ф . – зимний. В ед.ч ., в м.р ., в Р.п . Вт. чл. предл. – определение.

Слайд 27

Солнечьные зайчики бигут по трове , по лисной трапе, по высокой гаре .

Слайд 28

Подведём итог Я - прилагательное. 1. Что обозначают имена прилагательные ? 2. Какими членами предложения являются прилагательные? 3. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? 4. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? 5. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Слайд 30

Домашнее задание 1 ур - Подобрать 3 загадки, в которых используются имена прилагательные. Записать загадки в тетрадь, подчеркнуть имена прилагательные 2 ур - Указать грамматические признаки имён прилагательных (род, число, падеж). 3 ур -Сделать грамматический разбор одного из прилагательных.

Слайд 31

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.

  На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что  позоляет вписать ...

Употребление в речи имен прилагательных

Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования и общества в целом, является активизация творческого потенциала личности.      Работа в данном направлении – целенап...

"Употребление в речи имен прилагательных"

Основная цель данного урока- научить исследовать слово, в частности имя прилагательное;создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Значение и употребление в речи имен прилагательных»

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.Задачи:•          учить выявлять признаки имен прилагательных;•...

3 кл. (2013 год) Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных", 3 класс, УМК "Школа 2100" (2013 год). Презентация содержит материал для минутки чистописани...

Конспект урока по теме "Употребление в речи имен прилагательных противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результатыПредметные: - Знать роль прилагательных, близких ...