Урок русского языка во 2 классе по теме: «Значение и употребление в речи имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

•          учить выявлять признаки имен прилагательных;

•          учить определять лексическое значение имен прилагательных;

•          учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные;

развивать речь обучающихся, творческую мыслительную деятельность; фантазию и воображение, интерес к предмету;

воспитывать языковую культуру, уважительное отношение к русскому языку и литературному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_3.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Значение и употребление в речи имен прилагательных»

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

•        учить выявлять признаки имен прилагательных;

•        учить определять лексическое значение имен прилагательных;

•        учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные;

развивать речь обучающихся, творческую мыслительную деятельность; фантазию и воображение, интерес к предмету;

воспитывать языковую культуру, уважительное отношение к русскому языку и литературному творчеству.

Оборудование: презентация к уроку, табличка с темой урока, конверты «Набор исследователя», задания для команд, лепестки РОМАШКИ, музыка П.И. Чайковского

«Времена года». «Весна», таблицы к приёму «Самооценка ученика».

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

- С каким настроением вы пришли на урок? (смайлики)
- Я желаю сохранить его до конца дня.

- Чего ждете от нашего урока?

2.Формулирование темы и цели урока

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её – народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю,

В которых поёт весна.

                                 

- Ребята, о чём стихотворение Николая Брауна?

- С чем сравнивает поэт русскую речь?

- О каких сокровищах говорит поэт?

- Прочитайте стихотворение С. Есенина «Черемуха», какие части речи помогли поэту более точно, полно, эмоционально выразить чувства, мысли?

-Выпишите их в тетрадь.

Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки
золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса
медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень
пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится
маленький
Серебряный ручей.

     - Может быть, вы догадались, какая часть речи будет в центре нашего внимания на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

-Повторить …

-Открыть …

Работа в группах

На столах у детей конверты «Набор исследователя»

-А поможет нам в работе природа, которая вдохновляет поэтов, художников, ученых и нас – исследователей. (Дети вскрывают конверты с вопросами и листы, куда заносятся результаты исследования).

3.Работа над новым материалом (исследование).

(Постепенно появляются лепестки ромашки).

1. -Итак, объектом исследования является имя прилагательное (Середина ромашки появляется).

Часть речи – _______________________________

Вывод: имя прилагательное-часть речи.

2.-Как вы узнали, что слова душистая, золотистые, медвяная, маленький - имена прилагательные? (ВОПРОСЫ-лепесток) Запишите вопросы к словам на листе исследования.

Душистая (вопрос)________________

Золотистые (вопрос)______________

Медвяная (вопрос)________________

Пряная (вопрос)__________________

Маленький, серебристый (вопрос)______________

 

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какая?, какие?, какое?

3.-Почему их так называют? К чему они прилагаются?

-С какими из данных слов можно согласовать прилагательные?

-Запишите на листе имена существительные из стихотворения, с которыми согласуются прилагательные.

                         ЧТО?

Душистая__________________________

Золотистые_________________________

Медвяная___________________________

Пряная_____________________________

Маленький, серебристый_____________

Вывод: обозначают признаки предметов.

(Появляется лепесток со словами -признак предмета)

 4.Исследование прилагательных по признаку.

-Напишите прилагательные, которое обозначают признак:

По запаху - (КАКОЙ?) ______________________________________

По цвету – (КАКОЕ?) _________________________________________

По величине –(КАКИЕ?)  ______________________________________

По весу – (КАКОЙ?) ___________________________________________

По звуку – (КАКАЯ?) _________________________________________

По температуре –(КАКОЙ?)  ___________________________________

Вывод: -Имена прилагательные, обозначают разные признаки предметов, характеризуя их: запах, цвет, вкус, форму, размер. (Появляется лепесток со словами разнообразие признаков)

ФИЗПАУЗА для глаз

5.Исследование имен прилагательных в речи.

Картинная проверка

-В следующем задании на листах исследования используя имена прилагательные, угадай животное:

Большой, косолапый, бурый ------- медведь

Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака

Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица

- Вставьте имена прилагательные, подчеркните их.

      Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие.

-Какая же часть речи помогла ярче увидеть эту картину? Какую роль выполняют прилагательные?

Вывод: прилагательные делают нашу речь более точной и выразительной. (Появляется лепесток)

 4.Проверка полученных результатов.

- А какая ваша весна?

Творческое индивидуальное задание в тетради

-Передайте в мини-сочинении «Весна!» ваши чувства, ваше настроение. Обратите внимание на опорные слова, которые вы можете использовать в своей творческой работе.

Музыка П.И. Чайковского поможет вам проявить фантазию.

5.Самостоятельная работа

ВЕСНА!              

весна (волшебная, чарующая, светлая, нежная)

небо (ясное, голубое)

солнце (яркое, тёплое, весеннее)

деревья (нарядные, белоствольные берёзки, тонконогие осинки)      

 ручьи (быстрые, звонкие)

птицы первые, перелётные, хлопотливые)      

капель (звонкая, весёлая, серебряная)

6. Проверка.

- Прощаясь с волшебной, чарующей, обворожительной, светлой, нежной весной послушаем ваши сочинения.

-Вот какая замечательная РОМАШКА у нас получилась! Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном по этой ромашке.

7.Итог урока.

- Что запомнилось на уроке? О чём хотели бы рассказать дома?

- Внизу исследовательской работы -оцените работу своей команды по теме «Имя прилагательное» (прием «Три сигнала светофора»)

8. Рефлексия (приём «Самооценка ученика»)

Голосуем смайликом.

Оценка содержания урока:

  1. занимательно
  2. интересно
  3. познавательно
  4. полезно

Оценка деятельности на уроке:

  1. запутался
  2. удивился
  3. убедился
  4. осознал
  5. принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

  1. тревожное
  2. приподнятое
  3. отличное

Листы исследования и работа в тетради оценивается

у каждого ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....