Употребление в речи имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования и общества в целом, является активизация творческого потенциала личности.
Работа в данном направлении – целенаправленный процесс, который является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащихся в средних и старших классах, залогом успешного обучения в дальнейшем. Методика работы определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: творческим мышлением, эмоциями человека, состоянием его психо-физических особенностей, широтой представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_v_rechi_prilagatelnyh.zip | 207.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание творческой среды для развития одаренности на примере урока русского языка по теме «Употребление в речи имен прилагательных»
Бугинова Е.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 им. Г.С.Фатеева»
с.Красногвардейское, Ставропольский край
Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования и общества в целом, является активизация творческого потенциала личности.
Работа в данном направлении – целенаправленный процесс, который является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащихся в средних и старших классах, залогом успешного обучения в дальнейшем. Методика работы определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: творческим мышлением, эмоциями человека, состоянием его психо-физических особенностей, широтой представлений об окружающем мире.
Тема: Употребление в речи имен прилагательных (УМК «Школа России»)
Тип урока: урок – исследование
Учебник: русский язык, 4 класс (авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).
Задачи: 1.Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, умение рассуждать, развивать творческое мышление, самостоятельность, умение работать в группе.
2.Воспитывать эстетический вкус, интерес к поэзии, собственному творчеству.
3.Формировать представление учащихся о прилагательном как о части речи, навык содержательной оценки и самооценки.
Оборудование: плакат-тетрадь с записью предложения, рисунок к чистописанию, разноуровневые карточки, тестовые задания, школьные фразеологические словари, снежинки, чучела птиц; экологическое панно «Зима», приспособления для работы в режиме зрительно-моторной координации по В.Ф.Базарному; аудиомагнитофон, запись классической мелодии «Зима» - Ларго (из цикла «Времена года») Антонио Вивальди; ИКТ: лазерный диск с текстами-заданиями, компьютер, проектор, экран.
Время в мин. | Этапы урока | Методы, приемы, способы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 | I.Организационный момент | 1.Психологический настрой атмосферы положительной комфортности | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – солнцу и птицам, - Доброе утро! – приветливым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! (Н.Красильников.) | |
2.Введение в урок через неожиданность | - Давайте поприветствуем друг друга так, как мы это делаем каждое утро. - Мне воробьи сегодня рассказали, не знаю, правда ли, что уж зима идет. Ой! (Открывает ладошки) Откуда вы узнали? Кто о зиме, пичужки, вам сказал? Холодные ветры… мороз по утрам? | - Всем! Всем! Доброе утро! | ||
7 | ИКТ.(Слайд с текстом стихотворения Е.Благининой «Зима») - Прочитайте отрывок из стихотворения Е.Благининой «Зима». Зима негаданно-нежданно Пришла на черные поля. Еще вчера была туманна Дождем одетая земля. | Хоровое чтение | ||
II.Актуализация знаний | 1.Пальчиковая гимнастика | - О чем это стихотворение? - Это подтверждение того, о чем мне рассказали птицы. Что же мы скажем зиме? - Прежде, чем работать в тетрадях, мы подготовим наши пальчики – проведем пальчиковую гимнастику*. - Наши пальчики проснулись! - С добрым утром! - Потянулись, потянулись! - Стали дружно умываться, - Полотенцем вытираться. - Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. - Дружно делаем зарядку. - Пришли в школу - И уселись за тетрадку. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Дайте характеристику слову «здравствуй». - Обратимся к истории языка. Поработаем над этимологией слова, то есть выясним значение этого слова. Что по вашему мнению означает слово «здравствуй»? - Слово «здравствуй» очень старое, связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуй», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например, и теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким. - Пишем прямые линии с петлей вверху и закруглением внизу. Выполним написание этого элемента два раза. | - О зиме - Здравствуй, зима! Сидя на местах Раскрытие ладошек Касания паль- цев друг друга Вытягивание пальцев вверх Трение ладоней Растирание кистей рук Растирание каждого пальца Сжимание и разжимание пальцев рук Имитирование ходьбы пальцами Сели ровно и открыли тетрадь Запись в тетради - Это слово словарное, но его можно проверить – «здравие». Ответы детей Запись в тетради | |
2.Чистописание 3.Показ графического письма | ||||
4.Проверка ранее изученных орфограмм 5.Письмо по памяти | - Пишем овальные замкнутые движения с повторами в нижней части. Выполним написание этого элемента также два раза. Пишем достаточно быстро, соблюдая плавность, ритмичность, наклон. - Соединим эти элементы. Пишем полуовальные замкнутые линии с петлей вверху, соблюдая наклон. (Учитель открывает плакат-тетрадь) - Внимание на доску! Задание: спишите текст, подчеркните орфограммы. Две птички-невелички сидели на ветвистом дереве и смотрели в окна нашего класса. - Объясните написание орфограмм у доски. - Скажите, кого могли увидеть птички в нашем классе? - Составьте предложение о том, кого увидели птички у нас в классе. | Запись текста в тетрадь, подчеркивание орфограмм Работа ученика у доски
Ответы детей Составление предложений | ||
6.Педагогическая диагностика | - Запишите это предложение по памяти, правильность написания я проверю после урока. ИКТ.(Слайд со словами: портфель, ребята, веселых, ученик, смешных, радостных, школьник) - Назовите слова первой группы. - Назовите слова второй группы. - По какому признаку вы определили слова в первую группу? - Дайте характеристику имени прилагательному. - Обратимся ко второй группе слов. Что общего в этих словах? - Назовите эту часть речи. - Дайте характеристику имени прилагательному. | Запись в тетради Ответы детей Они отвечают на одинаковые вопросы | ||
8 | III.Изучение нового материала | 1.Постановка проблемы а)возникновение проблемной ситуации | - Попробуйте ответить на вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? - Какой праздник в конце ноября мы отмечали? - Вспомните, чем вы порадовали своих мам в этот праздник? | Чтение вопроса с доски - День Матери - Публикация- ми в газете «Сельская новь» |
2.Осознание противоречий | ИКТ.(Слайд с текстом сочинения с пробелами) - Посмотрите на экран. Послушайте текст. Мою маму зовут Марина. Она …, …, …,… . Мама работает … врачом. В … минуту она всегда поможет добрым советом. Моя | |||
III.Изучение нового материала | 3.Анализ проблемной ситуации 4.Поиск решения учебной проблемы по наводящим вопросам 5.Решение проблемы | мама … и … человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть …, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть … на нее. Я очень люблю свою мамочку! - Кто из вас узнал, чье это сочинение? - Послушайте еще одно сочинение. ИКТ.(Слайд с полным текстом сочинения) Мою маму зовут Марина. Она добрая, нежная, красивая, отзывчивая. Мама работает ветеринарным врачом. В трудную минуту она всегда поможет добрым советом. Моя мама трудолюбивый и честный человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть внимательной, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть похожей на нее. Я очень люблю свою мамочку! - Можно ли считать их похожими? Докажите. - Чем отличается первый текст от второго? - Для чего нужны имена прилагательные? - Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом. Скажите, можно было бы это слово заменить другим, например, «зубным»? - Давайте сделаем вывод: Имена прилагательные нужны … | - Это сочине ние Софии, но в нем не хватает слов Ответы детей - Для красоты описания - Для точности описания | |
4 | 1.Самостоятельная работа | ИКТ.(Слайд с записью незаконченного предложения) - Запишите в тетрадях «Моя мама самая …, … .» и закончите его 2-3 прилагательными, | Самостоятель-ная запись | |
характеризующими маму. | предложения | |||
2.Взаимопроверка | - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обменяйтесь тетрадями. Прочитайте, какая | |||
мама у вашего соседа. Проверьте правильность написания прилагательных. | ||||
Пусть о ваших мамах знают и другие. | ||||
3.Воспитательная беседа | - Мама самый родной человек – Без нее не начнешь свой век. Любите и берегите своих мам, помогайте им и совершайте поступки, которые бы их только радовали. | |||
IV.Первичная проверка понимания новых знаний | 4.Лексическая игра 5.Работа с при- способлениями для работы в режиме зрительно – мотор- ной координации | - Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы будете подбирать противоположные по значению. Теплая - … Ласковая - … - Какими словами можно охарактеризовать маму? - Какое время года характеризуют противоположные слова? - И вновь мы говорим о зиме. - Дайте наиболее точное описание зимнего и весеннего снега. - Возьмите в руки приспособления, прочитайте «цепочкой» слова, характеризующие зимний снег. - Назовите слова, характеризующие весенний снег. - Находится ли перед вами предмет, который вы описывали? - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно … | - холодная - суровая Ответы детей - зиму Встают дети, с карточками-описаниями зимнего снега, весеннего снега - Нет - Узнать его, даже не видя. | |
1 | V.Физ – минутка | Выпал снег – упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке Тают белые снежинки. (Сергей Михалков) | Выполняют движения | |
4 | VI.Проверка усвоения нового материала | 1.Самостоятельная работа 2.Работа со словарем | - Откройте учебники на странице 150, найдите упражнение 3. - Прочитай задание и стихотворение… - Какие вам встретились незнакомые слова? - Как вы понимаете значение этого слова? - В толковом словаре Ожегова слово «сконфузился» означает испытывать стеснение, смущение. - Найдите в тексте словосочетание, выделенное красным цветом. Как вы его понимаете? - Обратимся к фразеологическому словарю. | Открывают учебники Ученик читает задание - Сконфузился Предположения детей Предположения детей Работа детей со |
- Выполните задание упражнения. - Проверяем правильность выполнения задания. | словарем Самостоятель- ная работа | |||
3.Валеологическая минутка | - Какой праздник приносит зима, самый радостный, долгожданный, семейный? - Сядьте удобно, закройте глаза. (Чтение текста под музыку) Новость есть у нас – расскажу о ней сейчас. Спят в снегу дубы, березы, елку снегом | - Новый год Релаксация | ||
замело. А вот Дедушка Мороз вам подарки всем | ||||
принес. | ||||
В гости Дед Мороз зовет и вопросы задает. Просыпайтесь! Сон вам в руку. | ||||
9 | 1.Работа с разноуровневыми заданиями | - В серебряном царстве Зимы вы найдете подарки. Все они разные, с заданиями. Выберите разноцветные шары, но помните, что задания повышенной трудности на шарах красного цвета. - Отвечая, не спешите: Ум, смекалку покажите И фантазию включите. Приступайте к выполнению заданий. №1.Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Кружится … снежинка, Как … балеринка. Летит, летит она с небес На бесконечный … лес. (К.Бальмонт) | Дети выбирают шары с заданиями Выполняют задания | |
VII.Закрепление приобретенных знаний | 2.Работа в группах | №2.Прочитайте. вставьте имена прилага- тельные, обозначающие цвет, плотность. Заметает пурга … путь, Хочет в … снегах потонуть. (С.Есенин) №3.Прочитайте. Вставьте пропущенные имена прилагательные из слов для справок. С неба падал … пух, он похож на … мух. Запушил леса, поля. Стала … вся земля. (С.Михалков) Слова для справок: белых, белый, кружевной, легкий, белой. (Проверка заданий на шарах) - Возьмите тестовые задания и выполните их. Тест 1. 1.Выпишите глагол: лед, пришла, конь. 2.Выпишите существительное: порхает, зима, скоро. 3.Выпишите прилагательное: день, пень, морозная и. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 2. 1.Выпишите глагол: солнце, роща, закружились. 2.Выпишите существительное с предлогом: поет, в воздухе, вдруг. 3.Выпишите существительное: идет, светит, снежинки. | Выполняют задания | |
Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 3. 1.Выпишите существительное: себе, прячется, зверьки. 2.Выпишите глагол: я, нашли, яблоко. 3.Выпишите существительное: квартиры, просто, звенит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 4. 1.Выпишите существительное: летают, бежит, поля. 2.Выпишите глагол: гном, покрылись, морковь. 3.Выпишите существительное: летает, ковром, бежит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. (Проверка тестовых заданий) - Что вы можете сказать об этих предложениях? - Восстановите хронологию, то есть порядок предложений. - Придумайте к тексту заголовок. ИКТ. (Слайд с текстом) - Сравните свой текст с текстом на экране. | ||||
| ||||
2 | VШ.Итог урока | - Для чего нужны имена прилагательные? - Что уточняют имена прилагательные? - Какую новую информацию на уроке вы получили? - Что вызвало затруднения? - Что понравилось больше всего? | - Для описания и уточнения - Имена сущест вительные Ответы детей | |
1 | IX.Реф - лексия | - Оцените себя на уроке с помощью имен прилагательных. - За работу на уроке я хочу отметить … | ||
1 | X.Домашнее задание | - Много снежных слов вы услышали на уроке. Пользуясь словарем и словами, услышанными на уроке, составьте снежный словарь. И запишите их на снежинках, которые висят на занавесях. Снежинку выберите в конце урока. Не забудьте указать свою фамилию. | ||
XI.Прогнозиро вание | ИКТ.(Слайд с вопросом для обдумывания) - А этот вопрос для обдумывания к следующему уроку. Выполнить по желанию. - Я благодарю вас за урок, за то, что вы были яркими, творческими, самостоятельными, находчивыми. |
Список использованной литературы
- Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук. // Начальная школа. - № 7, 2001.
- Косторная С. Пусть всегда будет мама! / Сельская новь. - № 111, 2007.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка). – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.
На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что позоляет вписать ...
"Употребление в речи имен прилагательных"
Основная цель данного урока- научить исследовать слово, в частности имя прилагательное;создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Значение и употребление в речи имен прилагательных»
Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.Задачи:• учить выявлять признаки имен прилагательных;•...
3 кл. (2013 год) Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных"
Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных", 3 класс, УМК "Школа 2100" (2013 год). Презентация содержит материал для минутки чистописани...
Конспект урока по теме "Употребление в речи имен прилагательных противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результатыПредметные: - Знать роль прилагательных, близких ...
Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".
Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...