"Употребление в речи имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Скорнякова Мария Михайловна

 

Основная цель данного урока- научить исследовать слово, в частности имя прилагательное;создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и          мыслительную деятельность;воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Скорнякова Мария Михайловна школа №143 г.Казань

Тема: Употребление в речи имен прилагательных.

Цели: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное;

создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и          мыслительную деятельность;

воспитывать интерес и уважение к родному языку. 

Оборудование: конверты с наборами исследователя, рисунки цветов, «ромашка», рисунки         лебедя, дельфина и фламинго на каждого.

Ход урока.

Организационный момент.

На столах у детей конверты «набор исследователя». В тетрадях записано: Исследовательская работа.

Словарная работа.

Нам предстоит исследовательская работа. Объект исследования определим в ходе словарной работы.

        Каждое слово имеет свою историю, тайну. А мы определим, какие в них орфограммы.

(Один ученик комментирует у доски)

        Солнце, бабочка, цветок, яркий, роса, иней, снежинка.

        Какое слово отличается от других? Почему?

        Что общего у остальных слов? (Имена сущ., объекты природы)

Работа над новым материалом (исследование). (Постепенно появляются лепестки ромашки).

        Итак, объектом исследования является имя прилагательное (середина ромашки появляется). А поможет нам в работе природа, которая вдохновляет поэтов, художников, ученых и нас – исследователей. (Дети вскрывают конверты с вопросами и листы, куда заносятся результаты исследования).

Ответы на вопросы №1, №2.

Как вы узнали, что слово яркий имя прилагательное?

Почему их так называют? К чему они прилагаются?

Какой?Какая?Какое?Какие?

Признак предмета

Часть речи

Имя прилагательное

Творческое задание

Определение

Делает речь точной, выразительной

С каким из данных слов можно согласовать прилагательное яркий?

Что же приобрел наш цветок рядом с прилагательным яркий? ( Выбирают ответ на вопрос №3. Появляется лепесток со словом признак).

Практическая работа.

А каким еще из данных существительных подойдет признак яркий?

Что нужно сделать, чтобы записать словосочетания? ( Изменить окончание).

Запись словосочетаний самостоятельно.

1 ряд                 солнце

2 ряд                бабочка        ярк

3 ряд                цветок  

Игра «Подари предмету признак» (Продолжить ряд признаков ).

Вывод. Прилагательные обозначают разные признаки предметов: форму, размер, цвет и т.д.

Запись предложения, разбор по членам предложения и частям речи с комментированием.

        

        прил.                  сущ.           гл.         п.          прил.           сущ.

        Пестрая      бабочка     села      на      желтый      цветок. 

Ответ на вопрос №4 (В предложении чаще всего бывает определением).

Уточнение роли имени прилагательного.

На доске появляются иллюстрации трех разных по форме, размеру желтых цветов.

На какой же именно цветок села бабочка? Достаточно ли назвать только один признак, в данном случае цвет? (Дети уточняют и подбирают другие признаки: крупный, мелкий, пушистый, мохнатый, круглый и т.д. Сажают бабочку.)

Вывод. Для чего же нужны имена прилагательные?

Чтение текста (на доске и на корточках). Ответ на вопрос №5.

        Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание сияющих звезд, розовый рассвет и багровый закат.

Найдите в тексте словосочетания сущ. + прил. Подчеркните прилагательные.

Прочитайте текст без прилагательных.

Вывод. Какая же часть речи помогла ярче увидеть эту картину? Какую роль выполняют прилагательные? (Появляется лепесток, что прилагательные делают нашу речь более точной и выразительной.)

Работа со словарем.  

        Гармония! Созвучие красоты природы и языка. Умейте видеть в природе и беречь от малого до большого.

большой маленький

Какие это слова? (антонимы)

Попробуйте уменьшить (ведь есть очень маленькие обитатели природы) и увеличить.

Вот какая замечательная ромашка у нас получилась! Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном по этой ромашке.

Творческое задание. Лепесток №6.

Хотите ли вы стать волшебниками? Оживите черно-белые картинки без красок и кисти. Как можно совершить такое чудо?

1 ряд  картинка с изображением дельфина на фоне воды и солнца.

1 ряд  лебедь

3 ряд  фламинго

Дети подбирают и записывают словосочетания в тетрадь. Зачитывают.

Вывод:

Д/з упр.474

Приложение

Конверты на каждого ученика (в них вопросы, текст, картинки)

Имя прилагательное

  1. Это - ………

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

     

      2)     На какие вопросы отвечает?

        а) кто? что?

        б) что делает? что делают?

        в) какой? какая? какое?

   

      3)        Что обозначает?

         а) признак предмета

        б) предмет

        в) действие предмета

   

     4)       Каким членом предложения является?

        а) подлежащее

        б) дополнение

        в) определение

     5)      Какую роль играет в нашей речи?

        а) можно обойтись в речи без прилагательных

        б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

        в) чтобы в речи использовалось больше слов

        Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание сияющих звезд, розовый рассвет и багровый закат.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.

  На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что  позоляет вписать ...

Употребление в речи имен прилагательных

Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования и общества в целом, является активизация творческого потенциала личности.      Работа в данном направлении – целенап...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Значение и употребление в речи имен прилагательных»

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.Задачи:•          учить выявлять признаки имен прилагательных;•...

3 кл. (2013 год) Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных", 3 класс, УМК "Школа 2100" (2013 год). Презентация содержит материал для минутки чистописани...

Конспект урока по теме "Употребление в речи имен прилагательных противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результатыПредметные: - Знать роль прилагательных, близких ...

Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...