Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Из чего состоят слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Из чего состоят слова?» Повторяем состав слова.
I.Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
-Настроение каково? -Во! (поднимают большой палец наверх)
-Все такого мнения? –Да!
-Поприветствуйте друг друга - партнёры по плечу (кулачками).
-Поприветствуйте всю команду! (соединяют ладошки все вместе)
II. Формулирование темы и цели урока.
- Закройте глаза (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц).
- Ребята, где мы оказались? (В лесу)
- Я, ребята, тоже волновалась перед сегодняшним уроком и мне приснился сон, в котором я тоже оказалась в лесу и заблудилась, но повстречала там кого вы думаете? Отгадайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку ей она подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?
- Правильно – Красная Шапочка. Мне пришлось просить помощи, она не отказала мне, но она предложила выполнить некоторые задания. Тут я проснулась, а задания то остались в памяти, поможете мне?
- Вот первое задание от Красной Шапочки. Сейчас мы напишем небольшой диктант, в котором вы будете записывать только буквы. А что получится, вы узнаете. Капитаны берут листочек розового цвета для этого задания. Будьте внимательны! Раунд Тэйбл – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
(Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно)
1-я буква – второй мягкий согласный в слове ЛИСИЦА (С)
2-я – проверяемая безударная гласная в корне слова МОРЯ (о)
3-я – согласный на конце слова АДРЕС (с)
4-я – согласный на конце слова БИЛЕТ (т)
5-я – безударная непроверяемая гласная в корне слова АПРЕЛЬ (а)
6-я – непроизносимый согласный в слове (в)
ЗДРАВСТВУЙ
1-я буква – согласный в конце слова класс (с)
2-я – непроизносимый согласный в слове СОЛНЦЕ (л)
3-я –безударная гласная в названии столицы нашего (о)
государства - МОСКВА
4-я – парный согласный в начале слова ворона (в)
5-я – безударная гласная в слове КАРТИНА (а)
- Прочитайте название.
С | о | с | т | а | в | с | л | о | в | а |
-Этой теме мы с вами посвятили много уроков. Мы уже знаем, что такое состав слова. Но и сегодня на нашем уроке давайте повторим что такое части слова. Возможно, кто-то откроет для себя новое, интересное.
- А какую цель поставим перед собой? (Повторить состав слова)
- А почему повторить, а не познакомиться, узнать? (Это изученная тема.)
III. Актуализация опорных знаний
- Ребята, давайте вспомним сейчас из каких кирпичиков выстраивается слово выполним второе задание от Красной Шапочки. Это задание на голубом листочке вы выполните с партнером по плечу.
1)Какие части слова вы знаете? Запиши их схематически. 3) Часть слова без окончания это - …………. 5) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ………. | 2) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов предложения это - ………. 4) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ………. 6) Главная часть слова это - ……. |
- Ребята, в состав слова входят какие части? (Корень, суффикс, приставка, окончание, основа) Дети на доске по очереди выстраивают составные части модели слова.
- На что это похоже? (На самолет)
-А кто из вас строил, клеил самолет?
-Как называется эта структура? (МОДЕЛЬ)
-Верно, вы назвали составные части слова, а если собрать их воедино, то мы получим МОДЕЛЬ СЛОВА
IV. Организация учебной деятельности.
- Ребята, в третьем задании от Красной Шапочки каждый из вас выберет на зеленом листочке себе задание по силам и выполнит его самостоятельно. Подпишите свой лист. (Разноуровневые задания предлагаются ученикам)
ФИ ученика | Самооценка |
1 Уровень. Образуй слова по схеме и запиши их, обозначь части слова. За + город + н + ый = Под + свеч + ник = При + мор + ск + ий = Без + облач + н + ый = На + столь + н + ый = | |
2 Уровень. Разбери слова по составу. Березка, лесник, снежинка, книги, морозный, пришкольный. | |
3 Уровень. Обозначь приставки в тех словах, где они есть. Поездка, забор, заболел, открыть, паровоз, дожить, домашний, прадедушка, далекий. |
- Давайте выполним проверку с образцом на доске. Оцените себя . За уровень 1 – 5 баллов, за уровень 2 – 6 баллов, за уровень 3 – 7 баллов.
- Молодцы, готовы к четвертому заданию от Красной Шапочки?
- Предлагаю вам, ребята, отгадать загадки. За отгадку в конце урока каждая команда получит слодкий приз.
- Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Ответ: Медведь)
- Дети, а как вы думаете, какой сладкий приз вам приготовил мишка? (Мед)
-Хорошо, а как будут называться конфеты от мишки? («Мишка косолапый»)
- Ребята, посмотрите на обертку этой конфеты. Кто на ней изображен? (Медведица и медвежата). За основу иллюстрации этой обертки взята картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Дети-команда 1 получают коробочку с конфетами «Мишка косолапый».
Унесла его лиса
За далёкие леса…
Но придёт на помощь Кот,
Своего дружка спасёт!
Открывай, Лиса, мешок!
Ты свободен, Петушок!
Петя, Петя, Петушок,
Золотой … .
(Гребешок)
- Вам ребята повезло. И какие вам конфеты достанутся? («Петушок-золотой гребешок»). А петушок-золотой гребешок является героем каких сказок? (А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке, Русская народкая сказка. Петушок-золотой гребешок)
Дети –команда 2 получают коробочку с конфетами «Петушок-золотой гребешок».
Хвост пушистою дугой —
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
- Ребята, как будут называться конфеты от белки? («Белочка»)
- Первая сказочная белка, которая приходит на ум- это жительница хрустального домика из сказки о царе Салтане А.С. Пушкина, где она грызёт орешки и поёт задорную песенку.
Дети – команда 3 получают коробочку с конфетами «Белочка».
- А четвертая команда получит задание после физминутки.
ФИЗМИНУТКА
Дети выполняют движения на мотив песни Красной Шапочки.
-Ребята, вам достается героиня из моего сна, Красная Шапочка.
Дети команда 4 получают коробочку с конфетами «Красная шапочка».
- Внимательно посмотрите и скажите, как называются эти слова: МИША-МИШКА, ПЕТУХ-ПЕТУШОК, БЕЛКА-БЕЛОЧКА, ШАПКА-ШАПОЧКА. (Однокоренные слова)
-Ребята, а как назвались бы тогда конфеты со словам миша? (Миша косолапый)
- А как вам название «Петух-золотой гребень?» А «Красная шапка»?
- Какие получились слова по значению? (со значением уменьшительно-ласкательным) Какая морфема помогла нам придать это значение? (Суффикс)
-Для чего нам нужна эта морфема?
- Мы с вами видим, что с помощью этой морфемы появились новые слова. Не зря кондитеры использовали такие названия конфет, ведь они звучны, ласковы.
Пятое задание от Красной Шапочки.
-Ребята, вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? Сегодня мы с вами уже строили модели слов. А сейчас мы с вами сейчас будем конструировать слова. Каждый возьмите карточку жёлтого цвета. Берите ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получиться 4 новых слова. (солнышко, подснежники, лужица, травка) Обратите внимание, самое первое слово старинное: солнопёк, сегодня мы говорим солнцепёк. Возьмите от него первый корень.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
солнопёк | зернышко | молоко | ||
подбежать | снежок | фокусник | реки | |
лужа | лисица | берёза | ||
весна | хлопушка | глазки |
-Умнички мои, давайте с вами проверим, что из этого получилось. Из полученных слов вы должны получить картину.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.
Из слов составляется на доске весенняя картина.
- Молодцы, ребята. Что мы сегодня повторили на уроке? (Состав слова.)
- Для чего служат нам кирпичики-морфемы? (Для образования новых слов.)
Прошу вас прикрепить к нашей картине смайлики, которые покажут ваше настроение. Ну и не забудем про награды, они вас ждут. Ребята берут из коробочки конфеты.
Если остается время: учебник стр. 166 упр.2 –подобрать слова по схемам.
- Коровушка, летчик.
- Свинопас, пчеловод.
- Развеселый, негромкий.
- Пришкольный, подсвечник.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
солнопёк | зернышко | молоко | ||
подбежать | снежок | фокусник | реки | |
лужа | лисица | берёза | ||
весна | хлопушка | глазки |
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
солнопёк | зернышко | молоко | ||
подбежать | снежок | фокусник | реки | |
лужа | лисица | берёза | ||
весна | хлопушка | глазки |
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
солнопёк | зернышко | молоко | ||
подбежать | снежок | фокусник | реки | |
лужа | лисица | берёза | ||
весна | хлопушка | глазки |
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово |
солнопёк | зернышко | молоко | ||
подбежать | снежок | фокусник | реки | |
лужа | лисица | берёза | ||
весна | хлопушка | глазки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку (4 класс). на тему: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными».
Конспект урока по русскому языку (4 класс)....
Конспект урока по русскому языку 1 класс по теме:"Проверяемые безударные гласные в корне слова"
Конспект урока, презентация, дополнительный материал....
конспект урока по русскому языку 3 класс Перспектива Тема:"Обобщение знаний по теме Состав слова"
коспект урока с презентацией...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"
онспект урока с презентацией...
Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"
Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...
Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"
Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...