Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)
В докладе "Работа над словарными словами" представлены инновационные методы и приемы над словарными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_160224.docx | 162.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Хомушку Светлана Сергеевна,
с.Кара-Хаак, МБОУ Кара-Хаакская СОШ,
учитель начальных классов
Методическая тема, над которой я работаю, называется «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе». Одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся является словарная работа на уроке. От чего зависит грамотность? К сожалению, не только от знания правил. В русском языке существует множество слов, которые не подчиняются никаким правилам. Это словарные слова. Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными. Н.С.Рождественский писал: «Грамотное письмо-не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка…Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»/ «Обучение орфографии в начальной школе».Н.С.Рождественский. Считаю ,что на уроках русского языка в тувинских классах необходимо больше времени уделять развитию речи и пониманию значений слов. Словарные диктанты в начальной школе практически полностью состоят из словарных слов. Да и в обычном диктанте обязательно будет два-три таких слова. Анализируя результаты контрольных работ, диктантов заметила, что наибольшее количество учащихся допускают ошибки в правописании словарных слов. Учитывая все выше сказанное, занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографическойзоркости».
Цель работы: повысить качество знаний учащихся через использование в работе современных образовательных технологий; развивать орфографическую грамотность учащихся при написании словарных слов.
Задачи: изучить современную педагогическую, психологическую и методическую литературу; формировать навыки грамотного письма, применяя разработанную систему организации словарной работы; развивать у учащихся умение пользоваться разными словарями и справочниками; обобщить опыт и результаты обучения.
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос о словарной работе-один из сложных вопросов школьного курса русского языка. Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса учащихся способствует прежде всего словарная работа. Поэтому работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока. При этом каждый учитель может творчески подходить к работе над словарными словами. В поисках эффективных приёмов формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся изучаю методическую литературу; выявляю наиболее продуктивные способы запоминания и правописания слов и применяю их в своей работе. В своей практике работу со словарными словами провожу по алгоритму и использую традиционные формы работы в сочетании с инновационными приемами.
1 этап. Знакомство с новым словарным словом. Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.
2 этап. Узнавание слова. Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Слово записывается на доске и в тетрадях. Выясняем значение словарного слова. Переводим слово на родной(тувинский) язык. Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слова и неумение его употреблять в речи и самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей.
3 этап. Этимология слова.На своих уроках русского языка стараюсь дать детям этимологию слова. Предлагаю детям самим объяснить значение некоторых слов, которые они употребляют в речи, но не знают его истоков. Например, карандаш (кара-черный,даш-камень).крокодил(кроко-камень, дило-червяк) и др. Объяснение сопровождается показом рисунка.
4 этап. Подбор однокоренных слов( синонимов, антонимов, пословиц, фразеологизмов).
5 этап. Составление словосочетаний или предложений с изученным словарным словом( комментированная запись).
6 этап. Творческая домашняя работа.
Учащиеся получают конкретное слово и исследуют его по памятке:
1.Запиши слово. Обозначь орфограмму.
2.Запиши значение слова(выясни в толковом словаре).
3.Подбери однокоренные слова.
4.Сочини пословицу или загадку, ребус.
5.Подбери картину-образ.
При работе по закреплению словарных слов использую все виды упражнений: фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и упражнения лексического характера. Хорошую помощь в овладении грамотным письмом оказывает постоянная работа над ошибками по классным и домашним работам. Необходимо приучить детей сделать работу над ошибками перед выполнением домашней работы. По проверке обученности применяю разные виды диктантов: картинный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, творческий диктант, контрольный словарный диктант.
1.Игры со словариками.При работе со словарными словами одно из главных мест должна занимать работа со словарями и справочниками. И наша задача-научить ребёнка пользоваться словарями, обращаться с ними, учить находить нужную информацию. Чем чаще слова запоминаются зрительно, тем прочнее запоминается их графический образ. И чем чаще обучающийся будет обращаться к словарю, тем грамотнее будет письмо.
Игра «Толковый словарик». Учащиеся выясняют значение нового слова. Ученики сами пробуют объяснить, что обозначает то или иное слово, а затем находят его значение в толковом словаре или в сети Интернет.
Игра «Этимологический» словарик. Учащиеся должны объяснить происхождение словарного слова и дать толкование лексического значения. Для этого они обратятся к этимологическому словарю. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова, а дети угадывают и затем записывают слово с проговариванием.
Упражнения при работе со словарями:
-Выписать из словаря слова по теме «Животные», «Растения», «Вежливые слова»…
-Выписать из словаря слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
-Выписать из словаря слова, в которых букв больше, чем звуков; букв меньше, чем звуков.
2. Инновационные приемы, которые использую на уроках.
1)Прием «Чепушина».Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
М-мальчик
О–осина
Р–ребята
О–около
З - заяц
Затем из этих слов составляют мини-сочинение или отдельные предложения.
2)Прием «Мини-кроссворды». Прием основан на использовании перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.
3)Письмо по памяти. Записать по памяти слова, которые обозначают названия растений(береза, осина, яблоня, ягода, капуста и т.д.)
4) Прием «Лесенка слов».
Составление кроссвордов со словарными словами-одно из любимых домашних заданий. А потом дети обмениваются карточками и закрепляют знания правописания словарных слов.
м | ||||||
м | ||||||
м |
5)Прием «Ребусы». Использование ребусов при работе со словарными словами развивает логическое мышление, повышает грамотность.
6)Прием «Графические ассоциации» или рисунки-образы. Устанавливаем графическую связь между словом и образом. Задаю творческое домашнее задание: придумать и зарисовать свой рисунок-образ.
Город состоит из чего? Правильно,издомов!
Для домов город — это ро- дина.
Запомнислово«го- род»:город— родина. ПишемО
7)Прием «Звуковые ассоциации». Активизирует слуховую память. Пальто-папа-«Папа купил пальто»; посуда-полка-«Посуду ставим на полку»; Петуха назвали «Петя»-Петь он любит на рассвете». Нетрадиционные методы работы над словарными словами основываются на методике эйдетики и мнемотехники(приемы развития образной памяти и ассоциативного мышления) и способствуют прочному запоминанию трудных слов.
8)Прием «Синквейн»–это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка-тема или предмет(1 существительное; 2 строка-описание предмета(2 прилагательных); 3 строка-описание действия(3 глагола); 4 строка-фраза из 4 слов;
5 строка-синоним предмета(1 слово).
Сорока Ученик
Белобокая, болтливая прилежный, хороший
Летает, клюет, стрекочет пишет, читает, считает
Новости на хвосте приносит Любит петь и танцевать
Птица школьник
9)Использование интерактивных тренажёров.(http://slonum/ru/)
10) Прием «Обучающие словарные диктанты».Во время урока нужно дать возможность ребёнку не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого-быть в позиции «учителя». На уроке организуется обучающий словарный диктант, суть которого заключается в том, что по карточкам дети диктуют друг другу словарные слова: один диктует, другой пишет и меняются ролями. (Карточки см.Приложение).Обучающие словарные диктанты развивают регулятивные и коммуникативные навыки.
Заключение
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка должна занимать ведущее место. Систематическая и целенаправленная организованная словарная работа дает хорошие результаты .Процент качества знаний заметно повышается. Использование инновационных приемов и методов в сочетании с традиционной методикой вызываетинтерес у учащихся, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, способствует эффективному развитию учебной деятельности и формированию УУД.
Список использованной литературы
1.Агафонов В.В.Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы.-2-е изд.,перераб.и доп.-М.:Ювента,2007.-64 с.
2.Бежанова Н.Л.,Капустина А.А.К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе//Молодой ученый.-2016.-№19.-С.334-337.
3.Канакина В.П.Работа над трудными словами в начальных классах.-М.,1991.
4.Канакина В.П.Учись работать самостоятельно.-М.,1996.
5.Лебединцев В.Б.Русский язык.1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий.-Волгоград:Учитель,2014.-97 с.
6.Русский язык. 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания/авт.-сост. И.В.Фомина, И.В.Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 167 с.
7.Словарные слова. 1-2 классы. 40 цветных карточек. Уникальный метод запоминания / Наталия Сычева. - Москва : АСТ, 2015. -222 с. – (Пишем без ошибок).
8.Интерактивные тренажеры. http://slonum/ru/
Приложение
Порядок работы в паре по методике обучающего словарного диктанта
1.Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения.
2.Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет-скажи, что оно означает.
3.Выслушай, как напарник произнесёт слово по слогам. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
4.Проследи, как напарник записывает слова в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать слово по слогам.
5.Теперь поменяйтесь ролями. Сейчас напарник диктует первое слово из своей карточки.
6.Вновь поменяйтесь ролями. Поочерёдно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек.
7.Поблагодарите друг друга за работу.
1 класс
Вариант 1
Карточка 1 Карточка 2
русский язык
воробей пенал
ворона карандаш
Карточка 3 Карточка 4
лисица весело
собака пальто
сорока хорошо
Карточка 5 Карточка 6
ученик ученица
учитель учительница
деревня петух
Карточка 7 Карточка 8
заяц класс
корова дежурный
молоко ребята
Карточка 9 Карточка 10
работа работа
девочка мальчик
мальчик Москва
тетрадь
2 класс
Вариант 2
Карточка 1 Карточка 2
здравствуй родина
прощай скоро
сентябрь ребята
тетрадь быстро
Карточка 3 Карточка 4
ветер рисовать
ветерок подлежащее
рисунок хорошо
карандаш сказуемое
Карточка 5 Карточка 6
яблоня лопата
яблоко ягода
береза дорога
язык лисица
Карточка 7 Карточка 8
синонимы до свидания
осина сахар
антонимы извините
медведь ученица
Карточка 9 Карточка 10
капуста здравствуйте
желтый сентябрь
посуда скоро
быстро ветер
ветерок рисунок
рисовать подлежащее
Карточка11 Карточка 12
подлежащее сказуемое
яблоня яблоко
берёза лопата
ягода дорога
синонимы антонимы
Карточка 13 Карточка 14
Осина до свидания
Сахар извини
Извините капуста
Жёлтый посуда
Октябрь алфавит
Карточка 15 Карточка 16
Ноябрь одежда
Снегирь лягушка
Земляника малина
Молоток мороз
Урожай суббота
Декабрь мебель
Коньки земляника
Вариант 3
Карточка 1 Карточка 2
ученик заяц
Россия лопата
Москва платок
ребята русский
хорошо язык
молоко горох
Карточка 3 Карточка 4
одежда ворона
корова сорока
собака завод
машина класс
дежурный сахар
русский ребята
3 класс
Вариант 4
Карточка 1 Карточка 2
Праздник погода
вместе понедельник
Орех ракета
овес трактор
Восток черный
заря четыре
Пшеница восемь
альбом вторник
Карточка 3 Карточка 4
Чёрный четыре
Восемь вторник
Среда картофель
Петрушка овощи
Горох огурец
Помидор огород
Карточка 5 Карточка 6
Компьютер столица
Обед ужин
Пирог шоссе
Север берег
Пороша чувство
Карточка 7 Карточка 8
Чувство лестница
Интересный интересно
Коллектив коллекция
Аккуратный аккуратно
Грамм килограмм
Желать
4 класс
Карточка 1 Карточка 2
человек горизонт
пожалуйста комбайн
каникулы комбайнер
хозяин багаж
хозяйство календарь
Карточка 3 Карточка 4
Прекрасный корабль
Библиотека костюм
Библиотекарь железо
Шофер вокзал
Еще пассажир
Пассажирский
Карточка 5 Карточка 6
Билет впереди
Двенадцать медленно
Одиннадцать здесь
Шестнадцать вчера
Двадцать теперь
Завтра
Карточка 7 Карточка 8
Телефон агроном
Телепередача пейзаж
Аллея инженер
Беседа инженеры
Беседовать хлебороб
Карточка 9 Карточка 10
Овца путешествие
Адрес путешественник
Вчера директор
Сегодня килограмм
Костер грамм
Портрет газета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...
Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Методика работы со словарными словами от урока к уроку....
Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Консультация поможет учителям начальных классов и родителям при работе над словарными словами....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...