Урок русского языка 4 класс "Имя существительное. Знаем-повторяем"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Миронова Ольга Владимировна

Урок русского языка составлен на основе технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

4 класс

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Проблемно-диалогического обучения

Тема

Имя существительное, как часть речи. Знаем-повторяем.

Цели

Формировать творческие способности – смекалку, сообразительность, нестандартное мышление; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение работать сообща в группе, в парах; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к изучаемому предмету;

Закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение, падеж.

Путём постановки и решения учебной задачи продолжить учить детей самостоятельности в суждениях, в постановке вопросов и самостоятельном поиске ответов на них.

Основные термины, понятия

Имя существительное, род, падеж, склонение, орфограмма

Планируемый результат

Предметные умения:

усовершенствуют навыки распознавания типа склонения имени существительного по роду;

закрепят знания про часть речи  имя существительное;

.

Личностные УУД:

-прививать интерес к родному языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Регулятивные УУД:

-формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно,

-принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

 -оценивать совместно с учителем, учащимися результат своих действий.

Познавательные УУД:

-применять имеющиеся знания;

-проводить сравнение объектов, удаление лишнего;

-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами, группами;

- формулировать собственное мнение и позицию,

-учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Организация пространства:      

классная доска, экран, проектор, ноутбук, документ-камера, задания для групп

Формы работы:

Ресурсы

Общеклассная дискуссия

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

дифференцированная

Книгопечатная продукция:

*Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

  *   Русский язык: Учебник для 4 класса: Часть 2.- Москва: Издательство «Просвещение», 2022- 160 с.

Русский язык. 4 класс: рабочая программа по учебнику Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В./ автор-составитель М.Н. Олиниченко

Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук, документ - камера

Интернет:

https://quizizz.com/admin/quiz/65be734bb7122a2ebd88c175?searchLocale= 

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовить обучающихся к работе на уроке, создать положительную мотивацию, внутреннюю готовность к принятию цели учебно-познавательной деятельности.  

Ориентировочно- мотивационный

Сформировать у обучающихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов.

Актуализация знаний

Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока

Закрепление изученного

Закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы по повторению материала.

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дать анализ содержания и способов выполнения заданий

Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку обучающихся на уроке

Рефлексия учебной деятельности

Установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами;

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                                                                        Организационный

                                                                                             

                                                   

Метод ожиданий

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка?

- Уверены ли вы в своих силах и знаниях? Покажите солнышко, если уверены или тучку, если в чем-то сомневаетесь. Итак, мы отправляемся в путешествие.( гудок тепловоза и стук колес поезда)

 

Дети выражают желание узнать на уроке что-то новое. Достичь желаемых результатов планируют через  работу в парах и группах.

Ориентировочно- мотивационный

- В тетрадях запишите число, классная работа.

- Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы с вами сегодня убедимся.

Сейчас мы отправимся в путешествие по станциям на Экспрессе знаний. Наш класс разделим на четыре группы. Нам предстоит выяснить- учащиеся какой группы лучше знают русский язык. Желаю удачи!

Самостоятельная работа. Дети вспоминают слова с данными орфограммами и записывают их в тетрадях.

Словарная работа.

Станция «Орфографическая».

Стратегия «Разлетевшиеся шарики».

-Мы остановились на первой станции, называется «Орфографическая».

-Ребята, у вас на столе лежит розовый лист, на нем записаны словарные слова с пропущенными буквами. В конверте кружочки – это шарики, которые разлетелись. Вам необходимо написать на них буквы и приклеить. На эту работу вам даю 3 минуты. (Дети выполняют задание, затем проверяем, оцениваем)

- Кто заметил, что общего во всех словах?

-На какие 3 группы можно разделить все эти имена существительные?

Сравнивая и анализируя места пропусков букв, это орфограмма «Непроверяемая гласная в корне слова (словарные слова)» четвероклассники приходят к выводу: все слова имена существительные, которые можно разделить по типу склонения.

Задания, предложенные детьми:

  1. Разделить слова  на группы в зависимости типа склонения,
  2. Записать данные слова по законам русской орфографии

        Актуализация знаний.

Станция « Теоретическая»

Стратегия « Карусель».

(внутренний и внешний круг)

-Продолжаем наше путешествие. Станция «Теоретическая»- поиграем в игру «Карусель». Становитесь парами напротив друг друга. Я задаю вопрос, вы отвечаете друг другу. Затем по моему хлопку делаете переход. Вопросы:

Что такое имя существительное?

Каким членом предложения могут быть имена существительные?

Сколько падежей у имени существительного?

Какой падеж не употребляется без предлогов?

Какой падеж «щедрый»?

Сколько типов склонения у имен существительных?

Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? 

-Сделайте вывод по заданным вопрос о чем пойдет разговор на уроке?

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Вспоминают знания об имени существительном. Делают вывод чем на уроке будут заниматься.

Закрепление изученного

ФИЗМИНУТКА

Станция «Морфологическая».

Составление кластера и диаграммы Венна.

-Следующая остановка «Морфологическая».

Что такое морфология? Вспомним части речи.

Станция «Словообразовательная». Составление пазлов.

-Мы на новой станции, повторим состав слова. Вы любите играть в пазлы?  Возьмите из конверта пазлы и соберите из них слова. Даю на это задание 5 минут.

Задания для групп:

1 группа- Составить кластер «Имя существительное».

2 группа- диаграмму Венна «Существительное и прилагательное».

3 группа – выполнить морфологический разбор имен существительных: (о) добре, (около) берёз, (с) помощью.

На данную работу даю вам 5 минуты.

Проверка. От группы выступают по два человека. Взаимооценивание.  (жестом)

Проводят сами физминутку «У оленя дом большой»

Работа в паре. Дети составляют слово и записывают группу однокоренных слов.

Слова для составления пазлов:

друг, холод, мороз, книга, врач, свет.

Проверка. Оценивание.

Рефлексия учебной деятельности.

Станция «Занимательная»  Составление синквейна. 

- Ребята, составьте синквейн на тему «Имя существительное».

(3 минуты) проверяем. Оцениваем.

Прохождение игры-теста

Дети составляют синквейн, в котором отражаются итоговые знания по теме «Имя существительное»

Дети выполняют тест либо в бумажном варианте, либо на телефоне

https://quizizz.com/admin/quiz/65be734bb7122a2ebd88c175?searchLocale= 

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сегодня вашим домашним заданием будет задание творческого характера. Необходимо составить и нарисовать постер «Имя существительное»

Принимают во внимание объяснение составления постера.

Итог урока

Стратегия «Радуга достижений».

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

-У кого сегодня всё получалось?

-А у кого возникали трудности в ходе урока, но к концу занятия от них не  осталось и следа?

 -Сбылись ли ваши ожидания?

-Что нового для себя открыли?

-Каким видите наш следующий урок.

Наш урок- путешествие подходит к концу. Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, моё настроение.

-Ребята, посмотрите, у нас на уроке появилась радуга. Это радуга достижений. Солнышко символизирует хорошее настроение, удачу. Тучка- надо еще поработать.

- Как вы считаете, насколько важна это часть речи в употреблении?

Дети делятся своими впечатлениями, повторяют  выводы, сделанные во время урока.

На оценочном штампе оценивают свою работу на уроке.

 

Станция «Сюрпризная». Стратегия «Благодарю».

- Кого бы вы хотели поблагодарить? И за что? Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке. В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз.

Дети отмечают работу своих одноклассников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"

Аннотация урокаТема урока «Род существительных».  Тип урока: комбинированный.  Форма проведения урока: урок-исследование.  Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...

урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."

Урок  по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик »  состоит из 4 этапов.     Первый этап – актуализация знаний.  Учащиеся посредством выделения от...

Урок русского языка "Имя существительное".

Урок разработан по учебнику русского языка Рамзаевой. К уроку прилагается презентация.Вводный урок по данной теме....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...