Урок русского языка 4 класс "Имя существительное. Знаем-повторяем"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка составлен на основе технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 4 класс | |
Тип урока | Комбинированный | |
Технология построения урока | Проблемно-диалогического обучения | |
Тема | Имя существительное, как часть речи. Знаем-повторяем. | |
Цели | Формировать творческие способности – смекалку, сообразительность, нестандартное мышление; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение работать сообща в группе, в парах; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к изучаемому предмету; Закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение, падеж. Путём постановки и решения учебной задачи продолжить учить детей самостоятельности в суждениях, в постановке вопросов и самостоятельном поиске ответов на них. | |
Основные термины, понятия | Имя существительное, род, падеж, склонение, орфограмма | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения: усовершенствуют навыки распознавания типа склонения имени существительного по роду; закрепят знания про часть речи имя существительное; . | Личностные УУД: -прививать интерес к родному языку, к данной части речи; - научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся; Регулятивные УУД: -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, -принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; -оценивать совместно с учителем, учащимися результат своих действий. Познавательные УУД: -применять имеющиеся знания; -проводить сравнение объектов, удаление лишнего; -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе парами, группами; - формулировать собственное мнение и позицию, -учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. | |
Организация пространства: классная доска, экран, проектор, ноутбук, документ-камера, задания для групп | ||
Формы работы: | Ресурсы | |
Общеклассная дискуссия Групповая Работа в парах Индивидуальная дифференцированная | Книгопечатная продукция: *Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. * Русский язык: Учебник для 4 класса: Часть 2.- Москва: Издательство «Просвещение», 2022- 160 с. Русский язык. 4 класс: рабочая программа по учебнику Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В./ автор-составитель М.Н. Олиниченко Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук, документ - камера Интернет: https://quizizz.com/admin/quiz/65be734bb7122a2ebd88c175?searchLocale= |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовить обучающихся к работе на уроке, создать положительную мотивацию, внутреннюю готовность к принятию цели учебно-познавательной деятельности. |
Ориентировочно- мотивационный | Сформировать у обучающихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов. |
Актуализация знаний | Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока |
Закрепление изученного | Закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы по повторению материала. |
Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Дать анализ содержания и способов выполнения заданий |
Подведение итогов урока | Дать анализ и оценку обучающихся на уроке |
Рефлексия учебной деятельности | Установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами; |
Технология изучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный
| Метод ожиданий - С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка? - Уверены ли вы в своих силах и знаниях? Покажите солнышко, если уверены или тучку, если в чем-то сомневаетесь. Итак, мы отправляемся в путешествие.( гудок тепловоза и стук колес поезда) |
Дети выражают желание узнать на уроке что-то новое. Достичь желаемых результатов планируют через работу в парах и группах. |
Ориентировочно- мотивационный | - В тетрадях запишите число, классная работа. - Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы с вами сегодня убедимся. Сейчас мы отправимся в путешествие по станциям на Экспрессе знаний. Наш класс разделим на четыре группы. Нам предстоит выяснить- учащиеся какой группы лучше знают русский язык. Желаю удачи! | Самостоятельная работа. Дети вспоминают слова с данными орфограммами и записывают их в тетрадях. |
Словарная работа. | Станция «Орфографическая». Стратегия «Разлетевшиеся шарики». -Мы остановились на первой станции, называется «Орфографическая». -Ребята, у вас на столе лежит розовый лист, на нем записаны словарные слова с пропущенными буквами. В конверте кружочки – это шарики, которые разлетелись. Вам необходимо написать на них буквы и приклеить. На эту работу вам даю 3 минуты. (Дети выполняют задание, затем проверяем, оцениваем) - Кто заметил, что общего во всех словах? -На какие 3 группы можно разделить все эти имена существительные? | Сравнивая и анализируя места пропусков букв, это орфограмма «Непроверяемая гласная в корне слова (словарные слова)» четвероклассники приходят к выводу: все слова имена существительные, которые можно разделить по типу склонения. Задания, предложенные детьми:
|
Актуализация знаний. | Станция « Теоретическая» Стратегия « Карусель». (внутренний и внешний круг) -Продолжаем наше путешествие. Станция «Теоретическая»- поиграем в игру «Карусель». Становитесь парами напротив друг друга. Я задаю вопрос, вы отвечаете друг другу. Затем по моему хлопку делаете переход. Вопросы: Что такое имя существительное? Каким членом предложения могут быть имена существительные? Сколько падежей у имени существительного? Какой падеж не употребляется без предлогов? Какой падеж «щедрый»? Сколько типов склонения у имен существительных? Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? -Сделайте вывод по заданным вопрос о чем пойдет разговор на уроке? Молодцы! Продолжаем наше путешествие. | Вспоминают знания об имени существительном. Делают вывод чем на уроке будут заниматься. |
Закрепление изученного ФИЗМИНУТКА | Станция «Морфологическая». Составление кластера и диаграммы Венна. -Следующая остановка «Морфологическая». Что такое морфология? Вспомним части речи. Станция «Словообразовательная». Составление пазлов. -Мы на новой станции, повторим состав слова. Вы любите играть в пазлы? Возьмите из конверта пазлы и соберите из них слова. Даю на это задание 5 минут. | Задания для групп: 1 группа- Составить кластер «Имя существительное». 2 группа- диаграмму Венна «Существительное и прилагательное». 3 группа – выполнить морфологический разбор имен существительных: (о) добре, (около) берёз, (с) помощью. На данную работу даю вам 5 минуты. Проверка. От группы выступают по два человека. Взаимооценивание. (жестом) Проводят сами физминутку «У оленя дом большой» Работа в паре. Дети составляют слово и записывают группу однокоренных слов. Слова для составления пазлов: друг, холод, мороз, книга, врач, свет. Проверка. Оценивание. |
Рефлексия учебной деятельности. | Станция «Занимательная» Составление синквейна. - Ребята, составьте синквейн на тему «Имя существительное». (3 минуты) проверяем. Оцениваем. Прохождение игры-теста | Дети составляют синквейн, в котором отражаются итоговые знания по теме «Имя существительное» Дети выполняют тест либо в бумажном варианте, либо на телефоне https://quizizz.com/admin/quiz/65be734bb7122a2ebd88c175?searchLocale= |
Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Сегодня вашим домашним заданием будет задание творческого характера. Необходимо составить и нарисовать постер «Имя существительное» | Принимают во внимание объяснение составления постера. |
Итог урока | Стратегия «Радуга достижений». - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? -У кого сегодня всё получалось? -А у кого возникали трудности в ходе урока, но к концу занятия от них не осталось и следа? -Сбылись ли ваши ожидания? -Что нового для себя открыли? -Каким видите наш следующий урок. Наш урок- путешествие подходит к концу. Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, моё настроение. -Ребята, посмотрите, у нас на уроке появилась радуга. Это радуга достижений. Солнышко символизирует хорошее настроение, удачу. Тучка- надо еще поработать. - Как вы считаете, насколько важна это часть речи в употреблении? | Дети делятся своими впечатлениями, повторяют выводы, сделанные во время урока. На оценочном штампе оценивают свою работу на уроке.
|
Станция «Сюрпризная». Стратегия «Благодарю». - Кого бы вы хотели поблагодарить? И за что? Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке. В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз. | Дети отмечают работу своих одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
Аннотация урокаТема урока «Род существительных». Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-исследование. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...
урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."
Урок по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик » состоит из 4 этапов. Первый этап – актуализация знаний. Учащиеся посредством выделения от...
Урок русского языка "Имя существительное".
Урок разработан по учебнику русского языка Рамзаевой. К уроку прилагается презентация.Вводный урок по данной теме....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное, обобщение". 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25165-20...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...