урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик » состоит из 4 этапов.
Первый этап – актуализация знаний. Учащиеся посредством выделения отличительных признаков и актуализации раннее полученных знаний о суффиксальном способе образовании слов, подводятся непосредственно к теме урока.
Второй этап урока – вхождение в тему. Дети, сталкиваются с проблемой, которую можно решить, работая коллективно. На этом этапе урока ребята самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Основной этап - учащиеся самостоятельно формулируют правило о правописании суффиксов - ек, - ик. Они учатся правильно владеть способом действия при выборе написания суффиксов.
Четвертый этап урока – рефлексия. Выполнение разноуровневых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_sushchestvitelnyh_s_suffiksami_-_ek_-_ik..doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик.
Цель: - формирование представлений у учащихся о правописании суффиксов - ек, -ик;
- формирование умения применять это правило;
- развивать у детей самостоятельное мышление и познавательную потребность;
- воспитывать интерес к изучаемой теме.
Задачи: - сформировать у учащихся представление о написании суффиксов -ек, -ик;
- самостоятельная формулировка детьми правила о правописании суффиксов -ек, -ик;
- развивать умение добиваться поставленной цели;
- развивать навыки работы в парах, в группах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки
- воспитывать умение слушать друг друга, учителя;
- создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Оборудование: карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Уч.: - Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как, разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
II. Актуализация знаний.
Уч.: - Сегодня на уроке нам необходимо сделать одно открытие. Но прежде всего надо ответить на несколько вопросов.
Уч.: -Какие части слова вы знаете?
Д.:Части слова это корень, приставка, суффикс и окончание.
Уч.:- При помощи каких частей слова могут образовываться новые слова?
Д.: - Новые слова могут образовываться при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно.
Уч.: - Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? ( Слайд 1)
Котик, рыбка, сапожник, дедушка.
Д.: - Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованные при помощи суффикса.
Уч.: - Какие суффиксы помогли образовать эти слова? Выделите эти суффиксы.
Д.: -Эти слова образованны при помощи суффиксов –ик, -к, - ник, -ушк .( Слайд 1)
Уч.: - Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке?
Д.: -На уроке мы будем говорить о суффиксе.
III. Вхождение в тему.
Уч.: - Вставьте в слова пропущенные буквы. ( Работа по вариантам, 2 человека работают у доски). ( Слайд 2).
лист…к клубоч….к
платоч…к брат…к
сад…к росточ…к
ореш…к винт…к
Уч.: - Что надо знать, чтобы проверить, правильно ли ребята вставили буквы?
Д.: - Чтобы проверить правильность написания букв, надо знать правило.
Уч.: - Сегодня мы попытаемся сформулировать это правило. Но сначала определите, в какой части слова пропущены буквы?
Д.: - Буквы пропущены в суффиксах.
Уч.: - Выделите суффиксы в записанных словах. Назовите суффиксы.
Д.: - Это суффиксы –ек, -ик.
Уч.: - Попробуйте сформулировать тему урока.
Д.: - Правописание слов с суффиксами –ек, -ик. ( Слайд 3).
IV. Чистописание.
Уч.: - Так как сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с суффиксами – ек, -ик, значит на минутке чистописания запишем соединения
ик ек ик ек
V. Работа по теме.
Уч.: - Давайте вернемся к нашему первому заданию. Как вы думаете, когда в словах пишется суффикс – ек, а когда – ик?
Уч.: - Чтобы разрешить все споры давайте выполним следующее задание. Измените записанные вами слова по вопросу ( нет кого? чего? Или подставим слово много ). (Работа выполняется по вариантам и у доски)
Уч.: - Проверьте, что у вас получилось? ( Слайд 4)
Уч.: - Выделите суффикс в полученных словах. Что вы заметили?
Д.: - В одних словах в суффиксах гласная буква остается, а в других - нет. ( Слайд 4)
Уч.: - Молодцы! А теперь я предлагаю вам отправиться в страну Грамматика вместе и Витей Перестукиным и выполнить с ним одно непростое задание. ( Слайд 5 ).
Уч.: - Итак, сформулируйте правило о правописании суффиксов –ек, -ик в словах.
Д.: - Если при изменении слова в суффиксе гласный звук выпадает, то пишется буква -е, если гласный звук остается , то пишется буква –и. ( Слайд 6).
Уч.: - Сравним наше правило с правилом, которое дано в учебнике.
Дети читают правило в учебнике.
Уч.: - Что вы можете сказать?
Д. : - Правило мы сформулировали верно.
Уч.: - Вернемся к нашему первому заданию. Давайте проверим как вы его выполнили, используя правило правописания суффиксов –ек, -ик.
Дети проверяют выполненное задание, исправляют ошибки. ( Слайд 7.)
Физминутка.
VI. Закрепление полученных знаний.
- Замена звуковой записи буквенной.
Уч.: - Как произносятся суффиксы –ек, -ик в словах?
Д.: - Суффиксы –ек, -ик произносятся одинаково [ик].
Уч.: - Замените звуковую запись буквенной. Будьте внимательны! ( Слайд 8).
Комоч[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], топор[ик], молоточ[ик], кружоч[ик].
Уч.: - Давайте проверим правильность выполненного вами задания. ( Слайд 9). Какое правило использовали при написании и проверке слов?
- Картинный диктант.
Уч.: - Используя знания о правописании суффиксов –ек, -ик, образуйте однокоренные слова с уменьшительно – ласкательным значением. Обязательно доказывайте свой выбор. ( Слайд 10).
Корабль, ковер, бант, гвоздь, горох, кирпич, лист, стол, шар, мяч.
Уч.: -А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте.( работа в парах)
Уч.: - Я думаю, что все вы справились с данным заданием на « отлично». ( Слайд 11 ).
VII.Рефлексия
Уч.: -А теперь разделимся на 4 группы( группы разноуровневые). Каждая группа получает задание и выполняет его.
1 группа. Образуйте и запишите родственные слова с суффиксами –ек, -ик. Будьте внимательны при выборе суффиксов: вспоминайте правила!
Зонт, тигр, лось, винт, кот, торт, цвет, нож, год, час.
2 группа. Допишите пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните доказательство правильности выбора суффикса.
Сухарики – сухарик, вечерочки – …., пенечки - …., кирпичики - …., шарфики - …., дворики - …., ослики - …., ножички - …., сыночки - …., коврики - …., крючочки - …. .
3 группа. Вставьте суффиксы –ек или –ик. Вспомните правило.
Совоч…, чиж…, двор…, чулоч…, ветероч…, словар…., кулеч…, карандаш…, зуб…, зубоч… .
4 группа. Составьте и запишите слова , используя данные корни и суффиксы – ек, - ик.
- Осл-, -блинч-, -совоч-, -билет-, - глазоч-, -сухар-, - столб-, -ящич-,- человеч-,- глоточ-.
Каждая группа выходит к доске, зачитывает и доказывает правильность выполнения своего задания.
VIII. Домашнее задание. ( Слайд 12).
Уч.: - Придумайте и запишите 5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2 – 3 слова с суффиксами –ек, -ик.
Уч.: -Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Большое всем спасибо за работу! ( Слайд 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....