урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Злотникова Марина Федоровна

 

Урок  по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик »  состоит из 4 этапов. 

    Первый этап – актуализация знаний.  Учащиеся посредством выделения отличительных признаков и актуализации раннее полученных знаний о суффиксальном  способе образовании слов, подводятся непосредственно к теме урока.

    Второй этап урока –  вхождение в тему. Дети, сталкиваются с проблемой, которую можно решить, работая  коллективно. На этом этапе  урока ребята самостоятельно формулируют тему и цель урока.

    Основной этап -  учащиеся  самостоятельно формулируют правило о правописании суффиксов - ек, - ик. Они учатся правильно владеть способом действия при выборе написания суффиксов.

    Четвертый этап урока – рефлексия. Выполнение разноуровневых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема:    Правописание  существительных с  суффиксами -ек, -ик.

Цель:  - формирование представлений у учащихся о правописании   суффиксов  - ек,  -ик;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

             - формирование умения применять это правило;

              - развивать у детей самостоятельное мышление и познавательную потребность;

              - воспитывать интерес к изучаемой теме.

Задачи: - сформировать у учащихся представление о написании   суффиксов  -ек, -ик;

- самостоятельная формулировка детьми правила о правописании суффиксов -ек, -ик;

- развивать умение добиваться поставленной цели;

- развивать навыки работы в парах, в группах,  навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки

- воспитывать умение слушать друг друга, учителя;

- создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Оборудование:  карточки для групповой работы.

        Ход урока        

I. Организационный момент.

Уч.: - Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно,                   закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

        Сейчас я начну учиться.

     Внимание мое растет.

                  Я, как, разведчик все замечу.

                                                                            Память моя крепка.

                                 Голова мыслит ясно.

                                                                            Я хочу учиться.

                                                                            Я готов к работе.

                                                                            Я работаю.

II. Актуализация знаний.

Уч.: - Сегодня на уроке нам необходимо сделать  одно открытие. Но прежде всего надо ответить на несколько вопросов.

Уч.: -Какие части слова вы знаете?

Д.:Части слова это корень, приставка, суффикс и окончание.

Уч.:- При помощи каких частей слова могут образовываться новые слова?

Д.: - Новые слова могут образовываться при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно.

Уч.: - Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? ( Слайд 1)      

                                                    Котик, рыбка, сапожник, дедушка.

  Д.: - Все слова  - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованные при помощи суффикса.

Уч.: - Какие  суффиксы  помогли  образовать эти слова?  Выделите эти суффиксы.

Д.: -Эти слова образованны при помощи суффиксов –ик, -к,  - ник, -ушк .( Слайд 1)

Уч.: - Как вы думаете,  о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке?

Д.: -На уроке мы будем говорить о суффиксе.

III. Вхождение в тему.

Уч.: - Вставьте в слова пропущенные буквы. ( Работа по вариантам, 2 человека  работают у доски).  ( Слайд 2).

                         лист…к                                                             клубоч….к    

                     платоч…к                                                        брат…к

                     сад…к                                                               росточ…к

                     ореш…к                                                           винт…к

Уч.: - Что надо знать, чтобы  проверить, правильно ли  ребята вставили буквы?

Д.: - Чтобы проверить  правильность написания букв, надо знать правило.

Уч.: - Сегодня мы попытаемся сформулировать это правило. Но сначала  определите, в какой части слова пропущены буквы?

Д.: -  Буквы пропущены в суффиксах.

Уч.: - Выделите суффиксы в записанных словах. Назовите суффиксы.

Д.: - Это суффиксы –ек, -ик.

Уч.: - Попробуйте сформулировать тему  урока.

Д.: -  Правописание   слов с суффиксами  –ек, -ик.  ( Слайд 3).

IV. Чистописание.

Уч.: - Так как сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с  суффиксами – ек, -ик, значит  на минутке чистописания запишем соединения

ик   ек   ик    ек

V. Работа по теме.

Уч.: - Давайте вернемся к нашему первому заданию. Как вы думаете, когда в словах пишется суффикс – ек, а когда – ик?

Уч.: - Чтобы разрешить все споры давайте выполним следующее задание. Измените записанные вами слова по вопросу ( нет кого? чего? Или подставим слово много ).  (Работа выполняется по вариантам и у доски)

Уч.: - Проверьте, что у вас получилось? ( Слайд 4)

Уч.: - Выделите суффикс в полученных словах. Что вы заметили?

Д.: - В одних словах  в суффиксах гласная буква остается, а в других  - нет.  ( Слайд 4)

Уч.: - Молодцы! А теперь я предлагаю вам отправиться в страну Грамматика вместе и Витей Перестукиным и выполнить  с ним одно непростое задание. ( Слайд 5 ).

Уч.: - Итак, сформулируйте правило о правописании суффиксов –ек, -ик в словах.

Д.: -  Если при изменении слова  в суффиксе гласный звук выпадает, то пишется буква  -е, если гласный звук остается , то пишется буква –и. ( Слайд 6).

Уч.: - Сравним наше правило с  правилом, которое дано в учебнике.

 Дети читают правило в учебнике.

Уч.: - Что вы можете сказать?

Д. : - Правило мы сформулировали верно.

Уч.: - Вернемся к нашему первому заданию. Давайте проверим как вы его выполнили, используя  правило правописания суффиксов –ек, -ик.

Дети проверяют выполненное задание, исправляют ошибки. ( Слайд 7.)

Физминутка.

VI. Закрепление полученных знаний.

  1. Замена звуковой записи буквенной.

Уч.: - Как произносятся суффиксы –ек, -ик в словах?

Д.: - Суффиксы –ек, -ик произносятся одинаково [ик].

Уч.: - Замените  звуковую запись буквенной. Будьте внимательны! ( Слайд 8).

         Комоч[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], топор[ик], молоточ[ик], кружоч[ик].

Уч.: - Давайте проверим правильность выполненного вами задания.  ( Слайд 9). Какое  правило использовали при написании и проверке слов?

  1. Картинный диктант.

Уч.: - Используя знания о правописании суффиксов –ек, -ик, образуйте однокоренные слова с уменьшительно – ласкательным значением.  Обязательно доказывайте свой выбор. ( Слайд 10).

                     Корабль, ковер,  бант, гвоздь, горох, кирпич, лист,  стол, шар, мяч.

Уч.: -А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте.( работа в парах)

Уч.: - Я думаю, что все вы справились с данным заданием на « отлично». ( Слайд 11 ).

VII.Рефлексия

Уч.: -А теперь разделимся на 4 группы( группы разноуровневые). Каждая группа получает задание и выполняет его.

1 группа.  Образуйте и запишите  родственные слова с суффиксами –ек, -ик. Будьте внимательны  при выборе суффиксов:  вспоминайте  правила!

                             Зонт, тигр, лось, винт, кот, торт, цвет,  нож, год, час.

2 группа. Допишите  пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните  доказательство правильности выбора суффикса.

                        Сухарики – сухарик,  вечерочки – …., пенечки - …., кирпичики - ….,                                                                                                                                      шарфики - …., дворики - …., ослики - …., ножички - ….,  сыночки - …., коврики - …., крючочки - …. .

3 группа.  Вставьте  суффиксы –ек или –ик. Вспомните  правило.

                 Совоч…, чиж…, двор…, чулоч…, ветероч…, словар…., кулеч…, карандаш…,              зуб…, зубоч… .

4 группа. Составьте и запишите слова , используя данные корни и суффиксы – ек, - ик.

                - Осл-, -блинч-, -совоч-, -билет-, - глазоч-, -сухар-, - столб-, -ящич-,- человеч-,- глоточ-.

Каждая группа выходит к доске, зачитывает  и доказывает правильность выполнения своего задания.

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 12).

Уч.: - Придумайте и запишите 5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2 –                 3 слова с суффиксами –ек, -ик.

Уч.: -Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Большое всем спасибо за работу! ( Слайд 13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...