Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Аннотация урока
Тема урока «Род существительных».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор.
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXIвека) - с.135-136.
• Раздаточный материал – карточки
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Род существительных" 3 класс | 23.39 КБ |
Приложение | 13.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Род существительных».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор.
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.135-136.
• Раздаточный материал – карточки
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.
Ход урока
- Организационный момент
- Чистописание
ле ел со то во
Слайд 2
Игра «Ассоциация»
- Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой.
Запись слов в тетрадь под диктовку.
зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна
- Подведение к проблеме
- Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год)
- Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное)
- Найдите в словах изученные орфограммы.
- Разделите слова на три группы.
1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка;
2 группа: снег, лед;
3 группа: Рождество.
- Почему разделили именно так? (ж.р., м.р., с.р.)
- Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? ( подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых).
Работа с правилом с. 135.
- Назовите тему урока. Чему будем учиться?
- Какие слова остались, почему? ( «санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы)
- А могут ли слова данные иметь род? ( «….», род имеют существительные ед. числа.)
- Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»?
На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы, санки, рукавички.
- Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»?
- Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.)
IV. Физминутка для глаз
V. Формулирование проблемы
- Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род?
- Как определить род неизменяемых слов?
VI. Составление плана исследования.
1. Формирование гипотезы
-Наверно есть.
- Нет, скорее всего, больше нет никакого рода.
(Деление на группы)
2. Выбор методов исследования
- Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник)
3. План последовательности проверки исследования.
А) прочитать слова;
Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику);
В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду;
Г) сделать вывод.
VII. Проведение исследования
Работа в 2 группах.
- Сбор и обработка информации.
На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя, волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка, корова, дерево, кофе, кот, солнце, кафе, пальто, курица, кошка, какао, бык.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Найдите однокоренные слова? (тигр-тигрица, волк – волчица, кот - кошка)
- Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми. (петух-курица, бык – корова)
2. Анализ и обобщение, полученных материалов.
Обучающиеся структурируют слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал.
- Подготовка отчета исследования
Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных.
VIII. Подведение итогов исследования
- Защита сообщения
- Обсуждение итогов завершенной работы
- Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно?
- Почему?
- Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование)
Работа с правилом с. 136
IX. Физминутка
Руки вверх – сущ. м.р.
Руки вперед – сущ. ж.р.
Руки на пояс – сущ. с. р.
Руки вниз – сущ. общего рода.
зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля, Рождество, Дед Мороз, соня
X. Рефлексия
- Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры)
Имена существительные имеют род:
Определить род можно по …. и по …..
Несклоняемые существительные имеют род, можно определить ….
Имена существительные мн. ч. род …
XI. Итог урока
Выставление оценок с комментированием. Д\з уч. с. 136 №3, правила.
Сачкова Л. В.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Категорию рода образуют три ряда форм слов – мужского, женского или среднего.
Род существительного может быть определен по окончанию. Окончания -а(-я) характеризуют как слова жен. р. (жена, карта, земля, свеча), так и слова муж. р.(юноша, мужчина, староста, дядя; старичишка). С окончанием -о (-о, -ё, -е) слова сред. р. (окно, копьё, поле), так и слова муж. р. (подмастерье; голосище, домишко).
Во мн. ч. существительные рода не имеют.
Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемый общий род. Сюда относятся слова, называющие лица по характерному действию или свойству: зевака, недоучка, соня, выскочка, плакса, грязнуха, злюка, сирота, чистюля, сластена, неженка. Имена: Саша, Валя, Женя.
Несклоняемые существительные , называющие неодушевленные предметы, относятся к сред. р.: (компетентное) жюри, (горячее) какао, (серое)пальто,.
Некоторые несклоняемые существительные, оканчивающиеся на гласную и называющие неодушевленные предметы, относятся к жен. р., например: авеню, салями соответственно
слов: улица, колбаса.
Несклоняемые существительные, называющие одушевленные предметы, относятся к муж. р., называющие лиц мужского пола по положению или профессии, а также названия животных: (прелестный) какаду, (быстроногий) кенгуру, (маленький) пони, (забавный) шимпанзе.Или посмотреть в орфографический словарь и определить род неизменяемых существительных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки 1 группа
тигр, тигрица, дерево, Саша, петух, кофе, кот, курица, кошка, пальто, сирота, чистюля
Карточки 2 группа
волчица, волк, кафе, кот, бык, корова, кошка, солнце, какао, Женя, грязнуха, выскочка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе
В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках
В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске...
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...
Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...
Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "...
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке русского языка
Для учителей русского языка и литературы...
Образовательный проект «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка»
Образовательный проект«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка в зависимости от их мотивационных интересов к предмету»...
Комментарии
Интересная работа. Знаомлюсь