Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сачкова Лариса Владимировна

 

Аннотация урока

Тема урока «Род существительных». 
Тип урока: комбинированный. 
Форма проведения урока: урок-исследование. 
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. 
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи. 
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное» 
Формы организации учебной деятельности: 
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная 
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. 
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных. 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 
РАЗВИВАЮЩАЯ:  создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 
Оборудование урока и ресурсное обеспечение: 
• компьютер, мультимедийный проектор. 
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. 
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. -  М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXIвека) -  с.135-136. 
• Раздаточный материал – карточки 
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Род существительных». 
Тип урока: комбинированный. 
Форма проведения урока: урок-исследование. 
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. 
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи. 
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное» 
Формы организации учебной деятельности: 
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная 
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. 
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных. 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 
РАЗВИВАЮЩАЯ:  создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 
Оборудование урока и ресурсное обеспечение: 
• компьютер, мультимедийный проектор. 
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. 
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. -  М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) -  с.135-136. 
• Раздаточный материал – карточки 
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Чистописание

ле  ел со то во

Слайд 2

Игра «Ассоциация»

- Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна

  1. Подведение к проблеме

- Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год)

- Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное)

- Найдите в словах  изученные орфограммы.

  1. Разделите слова на три группы.

1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка;    

2 группа: снег, лед;  

 3 группа: Рождество.

- Почему разделили именно так?  (ж.р., м.р., с.р.)

- Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? ( подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых).

Работа с правилом с. 135.

- Назовите тему урока. Чему будем учиться?

- Какие слова остались, почему? ( «санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы)

- А могут ли слова данные иметь род? ( «….», род имеют существительные ед. числа.)

- Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»?

На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы,  санки, рукавички.

- Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»?

- Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.)

IV. Физминутка для глаз

V. Формулирование проблемы

-  Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род?

- Как определить род неизменяемых слов?

VI. Составление плана исследования.

1. Формирование гипотезы

-Наверно есть.

- Нет, скорее всего,  больше нет никакого рода.

(Деление на группы)

2. Выбор методов исследования

- Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник)

3. План последовательности проверки исследования.

А) прочитать слова;

Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику);

В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду;

Г) сделать вывод.

 VII. Проведение исследования

Работа в 2 группах.

  1. Сбор и обработка информации.

На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя,  волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка,  корова,  дерево, кофе,  кот, солнце, кафе, пальто,  курица, кошка, какао,  бык.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- Найдите однокоренные слова? (тигр-тигрица, волк – волчица, кот - кошка)

- Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми.  (петух-курица, бык – корова)

            2. Анализ  и обобщение,  полученных материалов.

Обучающиеся структурируют  слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал.

  1. Подготовка отчета исследования

Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных.

VIII. Подведение итогов исследования

  1. Защита сообщения
  2. Обсуждение итогов завершенной работы

- Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно?

- Почему?

- Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование)

Работа с правилом с. 136

IX. Физминутка

Руки вверх – сущ. м.р.

Руки вперед – сущ. ж.р.

Руки на пояс – сущ. с. р.

Руки вниз – сущ. общего рода.

зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля,  Рождество, Дед Мороз, соня

 X.   Рефлексия

- Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры)

Имена существительные имеют род:

Определить род можно по ….      и  по …..

Несклоняемые существительные имеют род, можно определить ….

Имена существительные мн. ч.  род …

XI. Итог урока

Выставление оценок с комментированием. Д\з  уч. с. 136 №3,  правила.

Сачкова Л. В.                     



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  Категорию рода образуют три ряда форм слов – мужского, женского или среднего.

   Род существительного может быть определен по окончанию. Окончания  -а(-я) характеризуют как слова жен. р. (женакартаземлясвеча), так и слова муж. р.(юношамужчинастаростадядя; старичишка).  С окончанием -о (-о, -ё, -е) слова сред. р. (окнокопьёполе), так и  слова муж. р. (подмастерьеголосищедомишко).

   Во мн. ч.  существительные рода не имеют.

    Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемый общий род. Сюда относятся слова, называющие лица  по характерному действию или свойству:  зеваканедоучкасоня, выскочка,  плаксагрязнухазлюкасирота, чистюля, сластенанеженка. Имена: Саша, Валя, Женя.

Несклоняемые существительные , называющие неодушевленные предметы, относятся к сред. р.: (компетентноежюри, (горячеекакао, (серое)пальто,.

   Некоторые несклоняемые существительные, оканчивающиеся на гласную и называющие неодушевленные предметы, относятся к жен. р., например: авеню  салями  соответственно    

        слов: улица   колбаса.

   Несклоняемые существительные, называющие одушевленные предметы, относятся к  муж. р., называющие лиц мужского пола по  положению или профессии, а также названия животных: (прелестныйкакаду, (быстроногийкенгуру, (маленькийпони, (забавныйшимпанзе.Или посмотреть в орфографический словарь и определить род неизменяемых существительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки 1 группа

тигр, тигрица, дерево, Саша, петух, кофе, кот, курица, кошка, пальто, сирота, чистюля

Карточки 2 группа

волчица, волк, кафе, кот, бык, корова, кошка, солнце, какао, Женя, грязнуха, выскочка

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе

В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках

В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске...

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...

Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"

Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "...

Образовательный проект «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка»

Образовательный проект«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка в зависимости от их мотивационных интересов к предмету»...


 

Комментарии

Сорокина Энже Камиловна

Интересная работа. Знаомлюсь с опытом педагогов по теме "пректная работа". Некоторые ваши идеи возьму на заметку.