Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
Тип урока: закрепление
Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания; совершенствования умений определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах, в процессе беседы с учителем и выполнения практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_4_klasse.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Конспект урока по русскому языку в 4А классе на тему:
«Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
Подготовила и провела
студентка 3в9 группы
специальность
«Преподавание в начальных классах»
Ласточкина Виктория Евгеньевна
Подпись методиста:______________
Подпись учителя:_______________
Шарья, 2021
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
Тип урока: закрепление
Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания; совершенствования умений определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах, в процессе беседы с учителем и выполнения практических заданий.
Задачи:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
- закрепить умения склонять имена существительные;
- закрепить умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету; толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество; трудолюбие, аккуратность, чистоту при работе в тетрадях.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, воображение;
- способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
Формирование УУД
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Желаю вам успехов на уроке!
2. Актуализация знаний
- Открываем тетрадь и записываем число
Семнадцатое февраля.
Классная работа.
- Посмотрите на доску, прочитайте.
- Что заметили? (на доске текст без знаков препинания)
Кончилось в..сёлое лето пришла ненас…ная поз…няя ос..нь п..дул х..лодный вет..р и с..рвал листья с д…ревьев.
- Спишите, расставив знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
- Проверка. Прочитайте, что получилось.
- Определите части речи в предложении.
- Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему?
- Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
- Охарактеризуйте это предложение. Какое оно?
3. Подведение к теме урока
- А сейчас пододвиньте к себе тетради.
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
- Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
- Главная неизменяемая часть слова? (корень)
- Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
- Изменяемая часть слова? (окончание)
- Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
- Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
- В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. (карточку – на доску)
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
4. Работа по теме урока.
- Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
- Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!
Работа в парах на карточках.
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Даю И.п. кем? чем?
Вижу Р.п. кому? чему?
Думаю Д.п. о ком? о чём?
Нет В.п. кого? что?
Любуюсь Т. п. кого? чего?
Есть П.п. кто? Что?
Проверка фронтально.
- Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите отличительные признаки падежей.
Задание: Просклоняй слова в таблице, выдели окончания и сделай вывод
И.п | Подруга | Волк | Брошь |
Р.п | подруги | волка | броши |
Д.п | подруге | волку | броши |
В.п | подруга | волк | брошь |
Т.п | подругой | волком | брошью |
П.п | о подруге | о волке | о броши |
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
Вывод: существительное «подруга» 1-го склонения, существительное «волк» 2-го склонения, существительное «брошь» 3-го склонения.
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с нулевым окончанием и с. р. с окончанием -о, -е
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. нулевое окончание (ь на конце)
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 47. Выполним упражнение 2.
- Прочитай, пожалуйста, задание________
- Выполним в тетрадях.
1 склонение – ступенька, юноша, частота, правда, планета, баня.
2 склонение – час, чудо, озеро, небо, месяц.
3 склонение – степень, дочь, сеть, любовь, мозоль, морковь, речь.
- Расскажите, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению.
Работа в группах
1. Просклоняйте имена существительные
2. Выделите окончания
3. Определите род имен существительных
- Сравните окончания имен существительных.
- В чем сходство в чем различие.
1 группа
Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ.
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Это существительные 1-го склонения.
2 группа
Склоняют существительные ОКНО, ОГОНЬ
Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Это существительные 2-го склонения.
3 группа
Склоняют существительные ПЕЧЬ, СТЕПЬ
Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. Это существительные 3-го склонения.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1 по вариантам.
Карточка №1 (1 вариант)
- Задание: Запишите только имена существительные 3 склонения, выделите окончание:
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль.
- Расскажите, какие существительные вы отнесли к 3-му склонению? Почему?
Карточка №1 (2 вариант)
- Задание: Запишите только имена существительные 2 склонения:
Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня.
- Расскажите, какие существительные вы отнесли к 2-му склонению? Почему?
- Самопроверка по эталону.
Игра “Четвертый лишний”.
Найди в каждой строке лишнее слово и выдели его.
1. мелочь, дочь, дождь, молодежь (дождь, - м.р, 2 склонение)
2. мама, семья, жизнь, игра (жизнь, ж.р – 3 склонение)
3. солнце, окно, семья, конь (семья, ж.р – 1 склонение)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: У всех существительных выделите окончание, определите склонение и падеж.
Живые барометры.
Снегирь (И.п 2 скл) под окном (Т.п 2 скл) зимой (Т.п 1 скл) чирикает – к оттепели (Д.п 3 скл). Ласточки летают низко над землёй (Т.п 1 скл) – к непогоде (Д.п 1 скл).
Сом (И.п 2 скл) перед грозой (Т.п 1 скл) поднимается к поверхности (Д.п 3 скл) реки (Р.п 1 скл).
В Африке (П.п 1 скл) о погоде (П.п 1 скл) узнают по поведению (Д.п 2 скл) слонов (Р.п 2 скл). Перед дождем (Т.п 2 скл) они укрываются на возвышенности (П.п 3 скл), потому что в низине (П.п 1 скл) много воды (Р.п 1 скл).
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Задание по цепочке: Вставьте окончание. Укажите падеж и склонение существительных.
1. Вырос на пн… | 6. Сидел на ветк… | 11. Прибавил в вес… |
2. Шёл по дорожке… | 7. Унесло на льдин… | 12. Играли у речк… |
3. Спрятался в тен… | 8. Рассыпал по скатерт… | 13. Отдал бабушк… |
4. Попался в сет… | 9. Салат из зелен… | 14. Пришел к яблон… |
5. Вдоль рек… | 10. Работал в пол… | 15. Росли на дерев… |
7. Подведение итогов.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ)
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
8. Рефлексия
- Оцените результаты своего труда на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"
Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку ФГОС 4 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России
Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения оп...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...