Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ласточкина Виктория Евгеньевна

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Тип урока: закрепление

Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания; совершенствования умений определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах, в процессе беседы с учителем и выполнения практических заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_4_klasse.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект урока по русскому языку в 4А классе на тему:

«Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Подготовила и провела

студентка 3в9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Ласточкина Виктория Евгеньевна

Подпись методиста:______________

Подпись учителя:_______________

Шарья, 2021

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Тип урока: закрепление

Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания; совершенствования умений определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах, в процессе беседы с учителем и выполнения практических заданий.

Задачи:

Образовательные:

  1. повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
  2. закрепить умения склонять имена существительные;
  3. закрепить умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету; толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество; трудолюбие, аккуратность, чистоту при работе в тетрадях.

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, воображение;
  2. способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Формирование УУД

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Желаю вам успехов на уроке!

2. Актуализация знаний

- Открываем тетрадь и записываем число

Семнадцатое февраля.

Классная работа.

- Посмотрите на доску, прочитайте.

- Что заметили? (на доске текст без знаков препинания)

Кончилось в..сёлое лето пришла ненас…ная поз…няя ос..нь п..дул х..лодный вет..р и с..рвал листья с д…ревьев.

- Спишите, расставив знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте, что получилось.

- Определите части речи в предложении.

- Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему?

- Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

- Охарактеризуйте это предложение. Какое оно?

3. Подведение к теме урока

- А сейчас пододвиньте к себе тетради.

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
  • Главная неизменяемая часть слова? (корень)
  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
  • Изменяемая часть слова? (окончание)
  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
  • Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. (карточку – на доску)

- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)

4. Работа по теме урока.

- Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

- Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю И.п. кем? чем?

Вижу Р.п. кому? чему?

Думаю Д.п. о ком? о чём?

Нет В.п. кого? что?

Любуюсь Т. п. кого? чего?

Есть П.п. кто? Что?

Проверка фронтально.

- Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите отличительные признаки падежей.

Задание: Просклоняй слова в таблице, выдели окончания и сделай вывод

И.п

Подруга

Волк

Брошь

Р.п

подруги

волка

броши

Д.п

подруге

волку

броши

В.п

подруга

волк

брошь

Т.п

подругой

волком

брошью

П.п

о подруге

о волке

о броши

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.

Вывод: существительное «подруга» 1-го склонения, существительное «волк» 2-го склонения, существительное «брошь» 3-го склонения.

К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с нулевым окончанием и с. р. с окончанием -о, -е

К 3 склонению – имена сущ. ж. р. нулевое окончание (ь на конце)

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 47. Выполним упражнение 2.

- Прочитай, пожалуйста, задание________

- Выполним в тетрадях.

1 склонение – ступенька, юноша, частота, правда, планета, баня.

2 склонение – час, чудо, озеро, небо, месяц.

3 склонение – степень, дочь, сеть, любовь, мозоль, морковь, речь.

- Расскажите, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению.

Работа в группах

1. Просклоняйте имена существительные

2. Выделите окончания

3. Определите род имен существительных

- Сравните окончания имен существительных.

- В чем сходство в чем различие.

1 группа

Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Это существительные 1-го склонения.

2 группа

Склоняют существительные ОКНО, ОГОНЬ

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Это существительные 2-го склонения.

3 группа

Склоняют существительные ПЕЧЬ, СТЕПЬ

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. Это существительные 3-го склонения.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1 по вариантам.

Карточка №1 (1 вариант)

- Задание: Запишите только имена существительные 3 склонения, выделите окончание:

Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль.

- Расскажите, какие существительные вы отнесли к 3-му склонению? Почему?

Карточка №1 (2 вариант)

- Задание: Запишите только имена существительные 2 склонения:

Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня.

- Расскажите, какие существительные вы отнесли к 2-му склонению? Почему?

- Самопроверка по эталону.

Игра “Четвертый лишний”.

Найди в каждой строке лишнее слово и выдели его.

1. мелочь, дочь, дождь, молодежь (дождь, - м.р, 2 склонение)

2. мама, семья, жизнь, игра (жизнь, ж.р – 3 склонение)

3. солнце, окно, семья, конь (семья, ж.р – 1 склонение)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание: У всех существительных выделите окончание, определите склонение и падеж.

Живые барометры.

Снегирь (И.п 2 скл) под окном (Т.п 2 скл) зимой (Т.п 1 скл) чирикает – к оттепели (Д.п 3 скл). Ласточки летают низко над землёй (Т.п 1 скл) – к непогоде (Д.п 1 скл).

Сом (И.п 2 скл) перед грозой (Т.п 1 скл) поднимается к поверхности (Д.п 3 скл) реки (Р.п 1 скл).

В Африке (П.п 1 скл) о погоде (П.п 1 скл) узнают по поведению (Д.п 2 скл) слонов (Р.п 2 скл). Перед дождем (Т.п 2 скл) они укрываются на возвышенности (П.п 3 скл), потому что в низине (П.п 1 скл) много воды (Р.п 1 скл).

6. Обобщение и систематизация знаний.

- Задание по цепочке: Вставьте окончание. Укажите падеж и склонение существительных.

1. Вырос на пн…

6. Сидел на ветк…

11. Прибавил в вес…

2. Шёл по дорожке…

7. Унесло на льдин…

12. Играли у речк…

3. Спрятался в тен…

8. Рассыпал по скатерт…

13. Отдал бабушк…

4. Попался в сет…

9. Салат из зелен…

14. Пришел к яблон…

5. Вдоль рек…

10. Работал в пол…

15. Росли на дерев…

7. Подведение итогов.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ)
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (
Именительный падеж, единственное число, род, окончание)

8. Рефлексия

- Оцените результаты своего труда на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"

Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного            в форме творительного  падежа и развитию умения оп...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...