Учебное занятие по русскому языку предназначено для учащихся. ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1, 2 И 3-ГО СКЛОНЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt-russkiy-yazyk-4-klass-skl.-sushch.-mihalyonok-zh.v.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Михалёнок Жанна Викторовна, учитель начальных классов Государственное учреждение образования «Средняя школа №212 г. Минска» Категория: высшая
|
Учебное занятие по русскому языку предназначено для учащихся
4 класса
ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1, 2 И 3-ГО СКЛОНЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)
Цели:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
- закреплять умения склонять имена существительные;
- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
- развитие сенсорных модальностей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
- развитие и поддержание зрительных функций глаза;
- создание положительного психологического климата на уроке;
- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование:
- карточки с целями;
- карточки с заданиями для работы в парах;
- слова для составления кластера для работы в группах;
- цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.
- елки, вырезанные из цветной бумаги разного цвета для проведения рефлексии.
Ход учебного занятия
- Организационный момент.
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
Учитель:
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Учитель:
- Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.
Дети обводят свою отметку.
(На партах лежат карточки с отметками.Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги).
Учитель:
- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!
- Сообщение темы и целей учебного занятия.
Учитель:
- Ребята, раз наше занятие началось с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите имена существительные.
Цели:
- Вспомнить, что такое склонение.
- Какие падежи существуют в русском языке.
- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
- Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
- Ставить слова в нужный падеж.
Слайд 3
Учитель:
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.
А еще на уроке мы совершим заочное путешествие и побываем в некоторых странах Европы и узнаем много интересного. Ничего не пропустите, будьте внимательны! Используйте те знания, которые вы получили на уроках русского языка. Ведь знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда необходимо, достаем их и используем.
- Чистописание.
Учитель:
Определите буквы, соединения которых мы отработаем на минутке чистописания.
Слайд 4
Праздник, лицо, столица, сердце, молодость, низина.
- Разделите слова на группы.
- По какому признаку? (по орфограммам: непроизносимая согласная, безударные гласные).
Будем писать три буквы. Первая буква – гласная, находится в корне имени существительного третьего склонения (молодость – о). Вторая буква – гласная, находится в корне имени существительного первого склонения и обозначает мягкость предшествующего согласного (столица – и). Третья буква – согласная, находится в корне имен существительных второго склонения - непроизносимая (д).
о,и,д
оид, ооид, оиид, оидд
- Определите закономерность.
4. Словарная работа.
На доске запись:
сезон винтик зонтик
кивок указал ?
Внимательно посмотрите на запись и скажите, какое слова зашифровано? (вокзал)
- Как вы его определили?
Слайд 5
- Определите родовое понятие слова вокзал.
- А что такое вокзал? (дети находят в словаре).
Слайд 6
Учитель:
Слово вокзал впервые появилось в 17 веке в Англии. Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл» в переводе на русский язык означает «Зал Госпожи Во». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную станцию назвали вокзал. Позднее так стали называть другие железнодорожные станции.
Работа над словом:
- Проговорите слово хором, поставьте ударение, найдите опасные места (безударный гласный, парный согласный).
- Подберите однокоренные слова, составьте словосочетания, предложение.
Вокзал, вокзальный, привокзальный. (вокзал – звуко-буквенный разбор, привокзальный – разбор по составу).
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
(Разбор предложения, указать части речи, определить падеж имен существительных)
Слайд 7
Игра «Наборщики»
а | б | в | |
1 | фев | де | рить |
2 | кабрь | тво | мор |
3 | ковь | нарь | раль |
4 | фо | ян | варь |
1а 3в февраль
2в 3а морковь
1б 2а декабрь
2б 1в творить
4б 4в январь
4а 3б фонарь
- Какое слово лишнее? (творить) Почему? (глагол)
- Можно ли его превратить в имя существительное? (творение)
- определите склонение имен существительных.
- Что особенного заметили? (название зимних месяцев)
Учитель:
Первый месяц зимы – декабрь. А знаете ли вы, что слово декабрь заимствованное. Оно произошло от латинского слова «децембер», означающего «десятый». Но почему же тогда в нашем календаре название последнего двенадцатого месяца произошло от слова «десятый»?
Календарь к нам пришел из древности из Древнего Рима, а там каждый новый год начинался 1 марта, поэтому и декабрь был десятый месяц в году. Кстати в Японии и сегодня Новый год отмечается 1 марта.
Слайд 8
- Составьте предложение со словом декабрь.
Слайд 9
Учитель:
- А как же праздновали Новый год на Руси?
На Руси Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну. Это совпадало с праздником «Масленицы». Люди верили, что наступающая весна прогонит все ненастья, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
Слайд 10
А вот Петр Первый своим указом 15декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года. И поэтому зимой мы отмечаем этот праздник. И на наши минские улицы он наступает стремительно.
- Повторение об имени существительном.
а) Работа в группах
Учитель:
Я предлагаю сделать защиту проекта «Имя существительное». Разделимся на группы. Первая группа выполнит защиту своего проекта в виде кластера, а вторая и третья группы составят синквейн.
(проверка)
б) комментированное письмо
Слайд 11
Защита проекта «Алгоритм доказательства написание падежных окончаний имен существительных» (у доски).
Каждый год в декабре на главной улице Минска зажигаются яркие огни на елке.
- Закрепление знаний об имени существительном.
Слайд 12
Учитель:
А вот в Италии, ребята, в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окна, потому что верят, что это принесет богатство. А итальянские дети следят за печной трубой. Через нее в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
- Какое существительное в последнем предложении обозначает род деятельности человека? (волшебница)
- Определите род, склонение.
Работа в парах
Дети получают карточку и в парах выполняют задание.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
подарок | |||
мебель | |||
посуда | |||
уголь | |||
ночь | |||
волшебство | |||
труба |
Слайд 13
Определите слова в три столбика по склонениям, поставьте ударение.
Подарок, мебель, посуда, уголь, ночь, волшебство, труба.
Проверка:слайд 14
Вывод: безударное окончание имен существительных проверяем словами-ключами того же склонения (ударным окончанием).
Учитель:
Слайд 15
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, кресла, столы, и с последним ударом дружно, с радостным криком и приветствиями «впригивают» в Новый год. Символ Нового года в Германии – трубочист. Считается, что если кто к нему прикоснется и обязательно измажется сажей, то будет счастлив.
Слайд 16
Задание: запишите словосочетания, обозначьте склонение и определите падеж имен существительных.
Разного возраста, отбивают в полночь, измажется сажей,
прикоснётся к трубочисту.
Проверка
Вывод: падеж имен существительных определяем по вопросам и предлогам.
Слайд 17
Учитель:
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздает подарки, а дети для него танцуют, поют и читают стихи. Точно как у нас в Беларуси.
Франция подарила нашему языку слова пальто, метро, кафе, пюре и др.
- какие это имена существительные?
- А как показать род таких имен существительных? (с помощью имен прилагательных)
Слайд 18
Задание: запишите словосочетания, изменив окончания имён прилагательных, определите род имён существительных.
Пальто, пюре, кофе, какао.
Слова для справок: картофельный, тёплый, сладкий, крепкий.
Проверка
Вывод: род несклоняемых иен существительных определяется с помощью имен прилагательных.
Слайд 19
Учитель:
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьей собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в нее, считается, входит новый год и выходит старый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Задание: запишите предложение, определите число имен существительных.
Санта Клаус ночью проникает в дома (мн.ч.) и приносит детям (мн.ч.) подарки (мн.ч.).
Темой следующего урока будет множественное число имен существительных.
Слайд 20
- Домашнее задание.
Домашнее задание будет необычное.
Составить рассказ о том, как ваша семья празднует Новый год (4-5 предложений). Подчеркнуть имена существительные множественного числа.
- Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. На стенах нашего класса осталось еще много слов. Найдите глаголы и скажите, чему на уроке вы научились?
Обобщили …
Систематизировали…
Узнали …
Развивали …
Обогащали …
- Рефлексия.
А еще в нашей стране и в других странах существует хорошая традиция – дарить подарки на память. И вот в преддверии Нового года мы всем дарим подарки, чтобы они принесли удачу.
Слайд 21(хором читают стихотворение)
А настроение выразите, выбрав елку по цвету). На стенах класса в разных местах прикреплены елки разных цветов. Ребята подходят к той елке, которую выбрали.
Слайд 22
- ПОНРАВИЛОСЬ ВСЁ
- ПОНРАВИЛОСЬ УЗНАВАТЬ НОВОЕ
- САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ
- РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ
- НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НИЧЕГО
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".
Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Падежные окончания имён существительных в творительном падеже" 4 класс
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже....
Карточка по теме "Падежные окончания имён существительных".
Вставить окончание в словах. Определить у имени существительного склонение и падеж, выделить окончание....
Урок русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных"
4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»Тип урока: закреплениеЦель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существитель...