Русский язык "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка "Антонимы" ,3 класс .УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_ant.pptx | 924.92 КБ |
k_uroku.docx | 318.82 КБ |
konspekt_uroka.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Г.Паустовский «Нам во владение дан самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Слова антонимы
Цель урока: Формировать представления у обучающихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.
Формы организации деятельности:
- парная
- индивидуальная
Средства обучения:
- учебник «Русский язык: 2 класс», ч.2
- карточки для дифференцированной работы на уроке, для работы в паре, по вариантам.
- мультимедиа проектор
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.
Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- адекватно воспринимать оценку своих действий.
Познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.Слайд1
На улице весна! К вам заглянуло солнышко, чтобы согреть вас теплыми лучиками и поднять настроение. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день.
Слайд 2
Я хотела бы начать урок со слов Константина Георгиевича Паустовского
«Нам во владение дан самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»
Как вы думаете :Почему Паустовский называет русский язык волшебным?-содержит много тайн.
Я желаю вам сегодня открыть ещё одну новую тайну русского языка.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Слов. А поедем мы туда на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания
Вы готовы? Поехали.. (Звучит песенка паровозика)
#1040;ктуализация прежних знаний.
1 станция. Ворота (Многозначных слов)
- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это ворота. Их открыть сможете, выполнив задания. Отгадайте слово
Как называется знак, который ставится в начале нотного стана ?-скрипичный ключ.
А какие ещё бывают ключи ?-гаечный, родник бьет из под земли, дверной.
Как называются слова, имеющие несколько значений -многозначные.
-Каким ключом мы сможем открыть ворота? -дверным.
Итог: Какие слова называются многозначными. Приведите примеры многозначных слов.
Поехали дальше(песенка)
2 станция. Антонимы
- Перед вами картинки, давайте их сравним.
- Какое время суток изображено на первой картинке? –день
- Какое время суток изображено на второй картинке? –ночь
Давайте запишем эти слова -парами. Задайте вопрос к этим словам ?-что?-день, что?-ночь?
На какой вопрос отвечают эти слова? -хором (что?)-прикрепляю карточку.
Что заметили? -эти слова отвечают на один и тот же вопрос. Чем отличаются? (сравним по смыслу)-противоположны по смыслу.
- Глядя на настроение, скажите какой первый клоун? -грустный, а второй- веселый.
Давайте запишем парами слова. Задайте вопрос к этим словам. -какой?-грустный, веселый. На какой вопрос отвечают эти слова? -какой-прикрепляю карточку.
Что заметили? -эти слова отвечают на один и тот же вопрос. Чем отличаются? (сравним по смыслу)-противоположны
Сделаем вывод: Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
Давайте придумаем этим словам название.
3. Формулирование целей урока
Может кто-то знает, как называются эти слова ? Откроем учебник на с62 и прочитаем тему урока: Слова -Антонимы.
Чему мы сегодня будем учиться? Узнаем, что такое антонимы и зачем они нужны.
Давайте ответим на главный вопрос. Какие слова называют антонимами?
Прочитаем правило.
Вывод: Что же такое антонимы?
Отправляемся дальше.
Физминутка
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
4. Закрепление изученного материала
3 станция. Пословицы.
Учитель. Какие литературные жанры вы знаете? –пословицы ,загадки, стихи, сказки. Антонимы встречаются в пословицах А что такое пословица .Меткое народное изречение с поучающим смыслом.
Мы прибыли на станцию-пословицы.-прикрепляю.
Найдите на с63 упр 1
Прочитайте первую пословицу. Объясните смысл.
Любое дело, за которое берёшься , надо доводить до конца.
Найдите и назовите антонимы. . Запишем в тетрадь Пишем в столбик с маленькой .буквы.
Начало-орфогр
-конец-орфограммы .Задайте вопрос к #1089;ловам?-что? Какой частью речи являются? -напишите вверху-сущ.
Прочитайте вторую пословицу. Объясните смысл
Думай медленно, а работай быстро.
Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.
Найдите антонимы : медленно-быстро Какой вопрос можно задать?
Итог: Что такое антонимы, где встретились антонимы?-в пословицах.
#1042;ключение нового в систему знаний и повторение.
4 станция. Составь пару.
- Итак, сейчас я проверю, как вы умеете находить антонимы. Работать будете в паре.
У вас на карточках написаны слова. Подберите антоним к слову и запишите рядом. Давайте это задание . Открываю доску. Читают парами. Прочит 1 пару. Как называются слова
черный- белый
друг-враг
далекий-близкий
Итог. Что такое антонимы.
Едем дальше
5 ста нция. «Дополни предложение»
Карточка
Подберите антонимы и продолжите предложения
1. Слон большой, а мышка глупая. Слово напечатанное прикрепляю.
#1069;та ягода горькая, а та спелая
Прочитайте первое предложение. Найдите имена прилагательные. Нкакой вопрос они отвечают?. Будут ли эти эти слова антонимами.? Разные качества Что он обозначает- в первой части -размер слона ,в другой называют действия, слова, ситуации и т. п., которые трудно объяснить с точки зрения здравого смысла.
Подберем слово антоним.
Кто составил предложение. Слон большой ,а мышка маленькая. Слон умный, а мышка глупая.
Давайте прочитаем предложение хором. А теперь кто сможет повторить?
А теперь запишем это предложение по памяти.-закрываю доску
Слон картинка большой мышка карт.
Давайте сверим с доской. Поменяйтесь тетрадями .Оцените работу товарища.1ош-зеленый
2-желт
3 -красный
А теперь 1в-запишет первое предложение, а второй-2 предложение.
- У кого все получилось? .Кому было трудно?
Итог .Вспомним, что такое антонимы. Для чего люди в речи используют антонимы7 антонимы? -делают речь выразительной, более точной.
Рефлексия Слайд3
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Давайте оценим свою работу на уроке. Постройте предложение ,используя слова.
Я научился
узнал
смогу
Если останется время.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот». Физмин через 20мин
Осталось время тогда играем
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты («нашёл»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)!
Карточка
.Подберите антоним к слову и запишите рядом.
черный-
друг-
далекий-
Антонимы |
Пословицы |
Составь пару |
Дополни предложение |
большой |
маленькая |
умный |
глупая |
что? что? |
какой? |
какой? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...