Русский язык "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

ЛюбовьИвановна Молокоедова

Урок русского языка "Антонимы" ,3 класс .УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_ant.pptx924.92 КБ
Файл k_uroku.docx318.82 КБ
Файл konspekt_uroka.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

К.Г.Паустовский «Нам во владение дан самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема урока: Слова антонимы

Цель урока: Формировать представления у обучающихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.

Формы организации деятельности:

  • парная
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык: 2 класс», ч.2
  • карточки для дифференцированной работы на уроке, для работы в паре, по вариантам.
  • мультимедиа проектор

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.

Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные:

- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.Слайд1

На улице весна! К вам заглянуло солнышко, чтобы согреть вас теплыми лучиками и поднять настроение. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день.

Слайд 2

Я хотела бы начать урок со слов Константина Георгиевича Паустовского

«Нам во владение дан самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»

Как вы думаете :Почему Паустовский называет русский язык волшебным?-содержит много тайн.

Я желаю вам сегодня открыть ещё одну новую тайну русского языка.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Слов. А поедем мы туда на волшебном поезде. Волшебный он от того, что топливом для него служат ваши знания

Вы готовы? Поехали.. (Звучит песенка паровозика)

#1040;ктуализация прежних знаний.

1 станция. Ворота (Многозначных слов)

- И вот мы с вами в волшебной Стране Слов. Первое, что встречается нам на пути – это ворота. Их открыть сможете, выполнив задания. Отгадайте слово

Как называется знак, который ставится в начале нотного стана ?-скрипичный ключ.

А какие ещё бывают ключи ?-гаечный, родник бьет из под земли, дверной.

Как называются слова, имеющие несколько значений -многозначные.

-Каким ключом мы сможем открыть ворота? -дверным.

Итог: Какие слова называются многозначными. Приведите примеры многозначных слов.

Поехали дальше(песенка)

2 станция. Антонимы

- Перед вами картинки, давайте их сравним.

- Какое время суток изображено на первой картинке? –день

- Какое время суток изображено на второй картинке? –ночь

Давайте запишем эти слова -парами. Задайте вопрос к этим словам ?-что?-день, что?-ночь?

На какой вопрос отвечают эти слова? -хором (что?)-прикрепляю карточку.

Что заметили? -эти слова отвечают на один и тот же вопрос. Чем отличаются? (сравним по смыслу)-противоположны по смыслу.

- Глядя на настроение, скажите какой первый клоун? -грустный, а второй- веселый.

Давайте запишем парами слова. Задайте вопрос к этим словам. -какой?-грустный, веселый. На какой вопрос отвечают эти слова? -какой-прикрепляю карточку.

Что заметили? -эти слова отвечают на один и тот же вопрос. Чем отличаются? (сравним по смыслу)-противоположны

Сделаем вывод: Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Давайте придумаем этим словам название.

3. Формулирование целей урока

Может кто-то знает, как называются эти слова ? Откроем учебник на с62 и прочитаем тему урока: Слова -Антонимы.

Чему мы сегодня будем учиться? Узнаем, что такое антонимы и зачем они нужны.

Давайте ответим на главный вопрос. Какие слова называют антонимами?

Прочитаем правило.

Вывод: Что же такое антонимы?

Отправляемся дальше.

Физминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

4. Закрепление изученного материала

3 станция. Пословицы.

Учитель. Какие литературные жанры вы знаете? –пословицы ,загадки, стихи, сказки. Антонимы встречаются в пословицах А что такое пословица .Меткое народное изречение с поучающим смыслом.

Мы прибыли на станцию-пословицы.-прикрепляю.

Найдите на с63 упр 1

Прочитайте первую пословицу. Объясните смысл.

Любое дело, за которое берёшься , надо доводить до конца.

Найдите и назовите антонимы. . Запишем в тетрадь Пишем в столбик с маленькой .буквы.

Начало-орфогр

онец-орфограммы .Задайте вопрос к #1089;ловам?-что? Какой частью речи являются? -напишите вверху-сущ.

Прочитайте вторую пословицу. Объясните смысл

Думай медленно, а работай быстро.

Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.

Найдите антонимы : медленно-быстро Какой вопрос можно задать?

Итог: Что такое антонимы, где встретились антонимы?-в пословицах.

#1042;ключение нового в систему знаний и повторение.

4 станция. Составь пару.

- Итак, сейчас я проверю, как вы умеете находить антонимы. Работать будете в паре.

У вас на карточках написаны слова. Подберите антоним к слову и запишите рядом. Давайте это задание . Открываю доску. Читают парами. Прочит 1 пару. Как называются слова

черный- белый

друг-враг

далекий-близкий

Итог. Что такое антонимы.

Едем дальше

5 ста нция. «Дополни предложение»

Карточка

Подберите антонимы и продолжите предложения
1.
Слон большой, а мышка глупая. Слово напечатанное прикрепляю.

#1069;та ягода горькая, а та спелая

Прочитайте первое предложение. Найдите имена прилагательные. Нкакой вопрос они отвечают?. Будут ли эти эти слова антонимами.? Разные качества Что он обозначает- в первой части -размер слона ,в другой называют действия, слова, ситуации и т. п., которые трудно объяснить с точки зрения здравого смысла.

Подберем слово антоним.

Кто составил предложение. Слон большой ,а мышка маленькая. Слон умный, а мышка глупая.

Давайте прочитаем предложение хором. А теперь кто сможет повторить?

А теперь запишем это предложение по памяти.-закрываю доску

Слон картинка большой мышка карт.

Давайте сверим с доской. Поменяйтесь тетрадями .Оцените работу товарища.1ош-зеленый

2-желт

3 -красный

А теперь 1в-запишет первое предложение, а второй-2 предложение.

- У кого все получилось? .Кому было трудно?

Итог .Вспомним, что такое антонимы. Для чего люди в речи используют антонимы7 антонимы? -делают речь выразительной, более точной.

Рефлексия Слайд3

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте оценим свою работу на уроке. Постройте предложение ,используя слова.

Я научился

узнал

смогу

Если останется время.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот». Физмин через 20мин

Осталось время тогда играем

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты («нашёл»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)!

Карточка

.Подберите антоним к слову и запишите рядом.

черный-

друг-

далекий-

Антонимы

Пословицы

Составь пару

Дополни предложение

большой

маленькая

умный

глупая

что? что?

какой?

какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...