Конспект урока по русскому языку «Правописание разделительного мягкого знака».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Атякшева Татьяна Васильевна

Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Цель урока: ознакомление с правилом употребления мягкого знака;

формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku._2_klassdocx.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

«Перспективная начальная школа»

Тема: «Правописание разделительного мягкого знака».

Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака;

формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.

Задачи:                                

– закрепить минимум знаний о написании слов с разделительным Ь знаком;                                                                                                                                                                                                                                       -  отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах.                                                                                                                                                                                                                       – развивать мышление школьников (операции  анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);

– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка).                                                                                                                                                                                                                       - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;                                    

- создавать условия для воспитания  коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе;                                                                      

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять  класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

 Ход урока

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.  

Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

─        Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

 А теперь  тихонько сели и на доску посмотрели .

В тетрадях запишите число. Классная работа.

Ребята, мы с вами были в библиотеке и просматривали детские журналы. На уроках литературного чтения мы также рассматривали журналы. И сегодня я предлагаю вам помочь редакции с выпуском нового детского журнала.

Минутка чистописания.

Случилась проблема: в типографии рассыпались буквы. Давайте поможем их собрать.

 Посмотрите, на какие группы их  можно разделить? (арвееьн)

(гласных и согласных) лишний – ь.

 Расскажите, из каких элементов состоит буква?

Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)

─         Запишите по образцу…

─        Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями  и Оцените

Почему мы пишем только строчную букву

Что мы знаем о мягком знаке?

В тексте журналиста допущены ошибки. Помогите ему их исправить:

Наступила зима. Медвед уснул до весны в своей берлоге. Во дворе школы залили каток. Учител надел палто, положил тетрад на стол и вместе с учениками катается  на конках.

В каких словах допущены ошибки?

Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

 Что общего между ними? Выпишите их в тетрадь с новой строки через запятую, подчеркните Ь.

Работа по теме урока. (Слайд 5) А теперь понаблюдаем

1)   полёт       семя          солю

      польёт     семья        солью

- Ребята, давайте прочитаем слова, записанные на доске и сравним их.

- Чем отличаются слова верхней строки от слов нижней строки?

-Какой буквой они различаются? (ь)

-Сколько букв и звуков в слове полёт, а в слове польёт?

-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)

-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)

Сделайте вывод: для чего нужен разделительный  мягкий  знак в словах, на что он указывает?

Вывод: (Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) .

- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

 Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в  парах

Посовещайтесь  и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

            Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.

     а) прочитай слова

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;  

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после_____________, перед гласными___________)        

             4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.          

Итак, что получилось?

-  Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.

(После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я

 Проверим наше открытие.

Учебник на странице 106

На доске появляется таблица. (Слайд 6)

  Когда же надо писать разделительный мягкий знак?

Физкультминутка

Устная работа. (Игра “Хлопок-молчок”)(Слайд 7, 8)

Ружьё, звенья, крыльцо, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья.

6. Письменная работа

Редактору вновь понадобилась наша помощь. Он прислал нам слова, которые нужно изменить, чтобы они обозначали не один предмет, а несколько: работа (самостоятельная работа)

- Запишите слова, обозначающие предметы во множественном числе:

Стул, брат, друг, дерево, колос, перо, крыло.

Проверка. (Слайд 9)

 Проверочная работа. Распределительный диктант.

- Любите отгадывать загадки? Сейчас будете распределять отгадки в два столбика. В первый столбик будете записывать слова с разделительным ь знаком, во второй – где мягкий знак показатель мягкости согласного.

А) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Б) Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжий вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

В) Осенью кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают, там и гниют. (листья)

Г) Сладкоежек исцелит замечательное зелье,

Даже Карлсон и тот, полагался на … (варенье)

Д) Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но, солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Е) Розовая спинка, на спинке щетинка

Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)

Ж) Словно царскую корону, носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга. (олень)

З) На поляне возле елок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (муравьи)

И) Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

К) Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

- Проводим взаимоконтроль по образцу:

А) листья, варенье, свинья, муравьи;

Б) снегирь, медведь, сосулька, олень, декабрь, коньки.

Творческая работа «Исправь ошибки»

Хлопя снега падают на опавшие листя.

Под елю спрятался зайчонок.

Подчеркните главные члены предложения.

 Итог урока.

Рефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о Ь знаке?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – кружок жёлтого цвета

- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа -  кружок синего цвета.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно –  кружок красного цвета.

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес  посильный вклад в общее дело. Редакция благодарит вас за помощь в работе над выпуском журнала и прислала нам один экземпляр.  Посмотрите, что у нас получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание разделительных ъ и ь знаков"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок закрепления пройденного. Конспект построен по сингапурской методике....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Правописание разделительного ъ знака»

Конспект урокаРусский язык УМК «Перспектива»2 класс Тема: «Правописание разделительного  ъ знака»Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Формы работы учащихся:...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...

Открытый урок по русскому языку. Тема: Разделительный мягкий знак. 2 класс

Открытый урок на тему: Разделительный мягкий знак.2 класс, русский язык...