Урок обучение грамоте , 1 класс, тема:«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улейская средняя общеобразовательная школа»
Урок обучения грамоте
Тема: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна,
учитель начальных классов
Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
Цель урока: познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»;
формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».
Ход урока.
1. Организационный момент.
ЗДРАВСТВУЙТЕ. СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК, У НАС СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК, ПОТОМУ К НАМ ПРИШЛИ ГОСТИ. ПОПРИВЕТСВУЙТЕ ГОСТЕЙ.
ДЕТИ:В ДОБРЫЙ ДЕНЬ,В ДОБРЫЙ ЧАС,ОЧЕНЬ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС.
ВАМ, РЕБЯТА, Я ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ. Я ТОЧНО ЗНАЮ, ЧТО У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, ВЕДЬ ВЫ САМЫЕ УМНЫЕ И ГРАМОТНЫЕ УЧЕНИКИ.
2.ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ В ИГРУ. ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ «ДОСКАЖИ СЛОВО» Я НАЧИНАЮ, А ВЫ ЗАКАНЧИВАЕТЕ.
1.РЕЧЬ БЫВАЕТ (УСТНАЯ, ПИСЬМЕННАЯ)
2.НАША РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ (ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОСТОЯТ ИЗ (СЛОВ)
4.СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА (СЛОГИ)
5.СЛОГИ СОСТОЯТ ИЗ (ЗВУКОВ)
6.СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И (СЛОГОВ)
7.ЗВУКИ БЫВАЮТ ( ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ)
3.-А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.
Ученик. Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
БУКВЫ ВИДИМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ.
На какие две группы делятся все звуки?
(Гласные и согласные).
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)
СКОЛЬКО БУКВ МЫ УЖЕ ИЗУЧИЛИ? (17 БУКВ)
ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ.
НМЛРБВПКТЗС
4. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
НАШ СЕГОДНЯШНИЙУРОК Я НАЧНУ С ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ И НУЖНЫХ СЛОВ: ДОМ, ДЕТИ, ДРУЖБА, ДОБРО. НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЭТИХ СЛОВ. А БУКВА, КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН НАШ УРОК В ДРЕВНОСТИ ТОЖЕ НАЗЫВАЛАСЬ «ДОБРО». МОЖЕТ БЫТЬ ВЫ САМИ НАЗОВЕТЕ, КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ В НАШИ ДНИ? (БУКВА Д)
ЗНАЧИТ ТЕМА НАШЕГО УРОКА: БУКВА Д И ЗВУКИ, КОТОРАЯ ОНА ОБОЗНАЧАЕТ. ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ БУКВОЙ И ЗВУКАМИ КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ, НАУЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ В СЛОВАХ ЗВУКИ Д,ДЬ, НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ СЛОВА С БУКВОЙ Д.
5.Помогите мне закончить предложения.
ВОТ НАШ ... (дом).
ИЗ ТРУБЫ ИДЕТ…(ДЫМ).
К дому ведёт… (дорожка).
Вокруг дома РАСТУТ … (деревья )
На дереве сидит ... (дятел).
К дому идёт … (дедушка).
Его встречает … (девочка)
- Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
- Придумаем заглавие. Повторите весь текст с заглавием.
- Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ СО ЗВУКА Д. ДАВАЙТЕ ПРОИЗНЕСЕМ ЗВУК Д. СОГЛАСНЫЙ ИЛИ ГЛАСНЫЙ? ДАВАЙТЕ ПРВЕРИМ ЗВОНКИЙ ИЛИ ГЛУХОЙ? КАК ПРОИЗНОСИТСЯ СГОЛОСОМ ИЛИ БЕЗ ГОЛОСА?
А ТЕПЕРЬ РАЗДЕЛИТЕ СЛОВА НА 2 ГРУППЫ:МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ( ТВЕРДЫЕ – ДОМ, ДЫМ, ДОРОЖКА) МЯГКИЕ - ДЕВОЧКА, ДЕДУШКА, ДЕРЕВЬЯ, ДЯТЕЛ)
А КАКИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СМЯГЧАЮТ ? (Е,И)
ЗНАЧИТ: ВЫВОД: ЗВУКИ Д,ДЬ- СОГЛАСНЫЕ, ЗВОНКИЙ, БЫВАЮТ МЯГКИМИ И ТВЕРДЫМИ.
КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ БУКВА, КОТОРЙ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ЗВУКИ Д ДЬ? БУКВА ДЭ.
5.– А сейчас разделимся на 3 группы
1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
ДОМ,ДЫМ,ДЯТЕЛ.
6. Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны РАССМОТРЕТЬ КАРТИНКИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И НАЙТИ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ К ЭТОЙ СХЕМЕ .
7.ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ НА СТР 105
- Что изображено на рисунке? ( Слайд 6). (Гвозди)
- Сколько слогов в слове гвозди? Приготовили руки и поделим на слоги (гвоз-ди)
- В какой части слова слышится звук [д]? Произнесем этот слог (ди). Еще раз произнесем.
- Какой это звук? Как он слышится? ( Согласный, звонкий, мягкий)
- Сколько гвоздей на рисунке? ( Слайд 7). (Два)
- Произнесем это слово. (два). Еще раз произнесем. В какой части слова слышится звук [д]? (в начале)
- Какой это звук? Как он слышится? (Согласный, звонкий, твердый)
- Значит, звук [д] каким бывает? (твердым и мягким)
8. НАЗОВИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК Д, ДЬ В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ КОНЦЕ СЛОВА.
9. А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ ПРОВЕДЕМ ФИЗМИНУТКУ.
Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, ДАША ,РУЧКА,ДИМА, подружка, дети, радость, гвоздика.
10. . А теперь прочитаем слоги И ПРОВЕДЕМ СЛОГОВОЙ АУКЦИОН «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЛОВА» 1 СЛОГ ДА И Т.Д.
11. Чтение слов.
- Про себя.
- Вслух.
- Выборочное чтение. Прочитайте два столбика.
- какая общая часть у этих слов? ( корень - «вод», все слова имеют отношение к воде)
- Кто знает значение слова «водолаз»?
Водолаз - это рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде.
- А кто знает значение слова «водопад»?
Водопад – это стремительно падающий с высоты поток воды.
- Теперь прочитайте, пожалуйста последний столбик.
- Скажите, какая у этих слов есть общая часть?
(труд)
12.Чтение текста.
- Теперь переходим к тексту.
- Прочитайте про себя текст.
- Кто прочитает текст плавно, соединяя слоги в слова, громко? (один читает)
Ответьте на вопросы:
- Кем работают папы у Нади и Димы? Найдите это в тексте, поставьте пальчик, там, где нашли и покажите свою готовность, прочитайте
-Какую работу они выполнили? Найдите в тексте и прочитайте.
- Где теперь идут поезда? Найдите и прочитайте.
- Что узнали о работе водолазов?
- Скажите, а почему слова Надя, Дима с большой буквы записаны? (имена пишутся с заглавной буквы)
13.- Какие вы большие молодцы. Легко справляетесь со всеми заданиями.
- А теперь открыли учебники на с.104. Рассмотрим картинку на тему «Морские сокровища».
- А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты)
- Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг)
- Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад)
- Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы)
14 . Прочитайте слоги так как они написаны. А теперь поменяйте слоги местами, какое слово получилось? (Читают все вместе.) (Слайд 9)
мок – ды мик - до
15.ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
БУКВА Д В НАШЕМ АЛФАВИТЕ ПОЯВИЛАСЬ СО СЛОВА ДОБРО. БЕЗ ДОБРА НАМ И НАШИ ДНИ, КОНЕЧНО, НЕ ОБОЙТИСЬ. И В СКАЗКАХ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ВСЕГДА БЫЛИ ДОБРЫМИ, СПРАВЕДЛИВЫМИ И УМЕЛИ СОТРАДАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ. И Я ХОЧУ ВАМ НАПОМНИТЬ ЕЩЕ 3 ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ И НУЖНЫХ СЛОВА: ДУМАТЬ, ДЕЛАТЬ, ДОБИВАТЬСЯ. ПУСТЬ ЭТИ СЛОВА ЖИВУТ С ВАМИ. НА ЭТОМ УРОК ОКОНЧЕН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"
Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...
Урок обучения грамоте по теме "Звуки ф и ф \'. Буквы Фф" 1 класс
Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным звуком [к, к ] и буквой Кк.Планируемые результаты Предметные:...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...