Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном 4 класс"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Гончарова Светлана Борисовна

Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; разбор имени прилагательного как части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

Учитель: Гончарова Светлана Борисовна

Тема урока

Обобщение знаний  об имени прилагательном

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для повторения изученного об именах существительных и именах прилагательных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода, находить в предложении и выписывать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся выполнять работу над ошибками; выписывать из предложения словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода; согласовывать имена прилагательные с данными именами существительными; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; объяснять значения слов; выделять основу предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий
(в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья», «мир», «справедливость», «народ», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута

                                                                   Организационная  структура урока        

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы проверим все ль в порядке:

 Книги, ручки и тетрадки?

Все готовы?- что ж тогда,

начинать урок пора!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

II. Самоопределение к деятельности.

III. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы
урока.

- Сейчас у нас урок русского языка.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработаем в парах.

Перед вами лежат карточки. Вам нужно найти и выписать

лишнее слово:

Слайд №2

Подумай!

Найди лишнее слово, запиши:

  1. Борьба, упорство, стойкость,  трудный.

  1. Героический,  битва, труд, разруха.

  1. Путь, смелость, радостный, отряд.

Проверяем.

- Почему выписали эти слова?

-Какая же тема нашего урока?  А именно? Это новая часть речи?

-Правильно, мы будем обобщать знания о прилагательном.

Сегодня, мы отправимся в гости к прилагательным. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Выписывают: трудный, героический, радостный.

Это имя прилагательное.

-Имя прилагательное.

-Нет. Мы уже знакомы с именем прилагательным.

V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.

2. Словарная работа    

3. Коллективная работа

Физминутка

5.Индивидуашьная работа:

6. Работа в группе

1.Мозговой штурм:

-Давайте вспомним всё, всё, что вы знаете об имени прилагательном.

Задает вопросы. Комментирует ответы.

Проводит опрос- молнию

На доске прикрепляет признаки прилагательного.

1. Самостоятельная часть речи

2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

3. Обозначает признак предмета

4. Начальная форма имени прилагательного (м.р., ед.ч.)

5. В предложении являются второстепенным  членом (определение)

 6. Изменяются по числам, по падежам и  по родам в ед.числе

-Молодцы!

2. Словарная работаСлайд№3

-Запишите слова, вставьте пропущенные буквы:

С.лдат,  г.рой, с.лют, праз.ник,в.т.ран, б.рьба

Проверка слов: Слайд №4

Солдат,  герой,салют, праздник, ветеран, борьба

- Составьте из букв красного цвета слово, запишите его. Как оно пишется?

Слайд №5

Солдат,  герой, салют, праздник, ветеран, борьба, победа.

- Как вы понимаете значение слова ПОБЕДА?

- Где можно посмотреть значение слова ?

Слайд№6

Словарь Ожегова:

ПОБЕДА,

1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая праздник победы в Великой Отечественной войне).
2. Успех в борьбе

Ответы на вопросы:

-Когда началась Великая Отечественная война?

- В каком году она закончилась?

-Сколько лет со дня Победы будет отмечать в этом году русский народ?

Слайд №7Видеоролик о праздновании 9 мая в с. Новая Кугульта.

В нашем календаре немало «красных» дней, но, пожалуй, самый любимый народом праздник-– 9 Мая, славный День Победы

В этом году наш народ будет праздновать 75-летие великой Победы.

Каждый год 9 Мая ученики нашей школы выносят к памятнику Солдатский платок, белое полотнище, сшитое из сотен маленьких платочков, окаймленное черной траурной  лентой. На каждом платочке – фамилия и годы жизни участника Великой Отечественной войны. Здесь не только кугультинцы. Каждый из жителей села ( а в селе много приехавших с разных мест нашей большой страны) смог написать на платке имя воевавшего родственника, отца, деда. Люди подходят к Солдатскому платку, ищут имена близких, вытирают набежавшие слезы воспоминаний. К памятнику возлагают пышные венки,  дорогие и  скромные букеты. Выступают ветераны, дети войны, вдовы. С каждым годом все меньше очевидцев тех лихих лет…

3. Коллективная работа

-Давайте подберём к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные:

Слайд№8

Солдат,  герой, салют, праздник, ветеран, борьба, победа.

Учитель записывает на доске, учащиеся пишут в тетрадях:

Р. п.       Т.п.   П.п.

                     (кого? чего?)     (кем? чем?)   (о ком? о чём?)

  1. Храбрый солдатхраброго солдата   храбрым солдатом     о храбром солдате
  2. Доблестный герой
  3. Праздничный салют
  4. Весёлый праздник
  5. Седой ветеран
  6. Ожесточённая борьба
  7. Долгожданная победа

- Нужно поставить словосочетания в      (карточки прикрепляются к доске)Д. п.          Т.п.              П.п., выделить окончания.

1 словосочетание разбирают с учителем, следующие пишут по очереди у доски.

Физкульминутка.

- Предлагаю отдохнуть необычным способом. Если я назову однокоренные слова к слову победа, то вы будете приседать, если слово не является однокоренным, то вы хлопаете в ладоши над головой:

Победитель, побежали, к победе, с победой, побелили, побеждаем, побелка, побеждённый, победоносный.

- Наш народ остался непобеждённым, потому что на защиту Родины встали и стар, и млад!

4. Самостоятельная работа с последующей проверкой:  Слайд№9

Прочитайте текст, найдите словосочетания имен существительных с именами прилагательными, подчеркните. Обозначьте род, число, падеж прилагательных.

( Чтение текста одним из учащихся)

 - Кого встретили девочки в поле?

  -Почему  Мак был алым?

 - О чём подумала девочка?

Пошли две девочки в поле. Идут они широким полем и видят: цветёт алый Мак.   Подошли девочки к цветку и спрашивают:

- Алый Мак, почему ты вырос в широком поле среди зелёной травы?

 А цветок и говорит:

-Здесь во время Отечественной войны пролилась кровь героя. На этом месте я и вырос.

     Девочки низко поклонились цветку Мака.

- Может быть, здесь прошёл мой дедушка?- тихо промолвила девочка с синими глазами…

(Проверка )

5.Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Спишите. Подчеркните основу предложения. Разберите прилагательное, как часть речи:

В Берлине ст .ит  пам .тник отважн . му с . лдату.

Отважному(солдату) -(какому?)прилаг, н.ф.отважный, ед.ч, м.р, Д.п.,определение.

Карточка №2

Спишите. Подчеркните основу предложения. Разберите прилагательное, как часть речи:

В суровые дни б .  рьбы с вр . гом наш н . род твёрдо верил в п . беду.

В суровые(дни)-(какие?) прилаг, н.ф. суровый, мн. ч.,В.п., определение.

6. Коллективная работа

Составьте предложения из отдельных слов, запишите. Определите части речи.

1.  Советский, победу, над, народ, фашизм, одержал.

2.  Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.

3.  Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.

  1. Составьте  пословицу:

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников:

1. Самостоятельная часть речи

2. Отвечает на вопросы:какой? какая? какое? какие?

3. Обозначает признак предмета

4. Начальная форма имени прилагательного (м.р., ед.ч.)

5. В предложении являются второстепенным  членом (опеделением)

6. Изменяются по числам, по падежам и по родам в ед.числе.

Победа

Ответы учащихся.

Работа со словарём.

В 1941 году.

В 1945 году.

75 лет со дня Победы.

2. Доблестного героя, доблестным героем, о доблестном герое.

3. Праздничного салюта, праздничным салютом, о праздничном салюте.

4. Весёлого праздника, весёлым праздником, о весёлом празднике.

5. Седого ветерана, седым ветераном, о седом ветеране.

6. Ожесточённой борьбы, ожесточённой борьбой, об ожесточённой борьбе.

7. Долгожданной победы, долгожданной победой, о долгожданной победе.

Широким полем ( ср. р, ед. ч, Т.п.),

 алый Мак (м. р, ед. ч, И.п.),

среди зелёной травы(мн.ч, Р.п.),

Отечественной войны(ж.р, ед.ч, Р.п.),

с синими глазами (мн.ч. Т.п.)

Смысл этой пословицы в том, что если все будут доброжелательны друг другу, не будет ссор и распрей, не будет войны. Но для этого надо, чтобы мира хотели все, а не одна из сторон. Когда все будут "дружно стоять за мир", на земле воцарится спокойствие.

Наш урок подошёл к концу.

VII. Итог урока. Рефлексия

- -Что нового узнали на уроке, чему научились?

-Какой вид работы показался вам наиболее интересным?

Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле.

Прикрепите голубей на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен....

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...