Конспект урока “Что такое склонение имён существительных”
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Варковская Ольга Ивановна

На данном уроке  учащихся 3 класса знакомятся с понятиями “склонение”, “падеж”. Третьеклассники на уроке учатся определять падеж имен существительных по вопросам, склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать  выводы,  применять полученные знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс: 3 класс

УМК “Школа России”

Тема: “Что такое склонение имён существительных?”

Цель -  создать условия для полного осознания детьми различия между падежами,  падежными вопросами;

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять падеж по его описанию;

- задавать вопрос к имени существительному;

- определять названия падежей, особенности каждого падежа.

Метапредметные:

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- использовать знаково-символические средства (в том числе таблицы) для решения учебных и практических задач.

Личностные:

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Ход урока

1. Организационный момент (Создание эмоционального настроя).  

Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке.

2. Актуализация знаний.

На доске.   Синквейн "Имя существительное"

- Давайте вспомним, что мы знаем с вами об имени существительном? Посмотрите на доску. Заполните пропуски устно и прочитайте текст со вставленными словами. (Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы “кто?”, “что?”; имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное; существительное бывает трех родов - женского, мужского и среднего)

- Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных

- Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных.

- Приведите примеры имен существительных разного рода. (море - отвечает на вопрос что?, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода; топор - отвечает на вопрос что?, неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, кошка - отвечает на вопрос кто?, одушевлённое, нарицательное, женского рода)  

- Как изменяется имя существительное? (Имя существительное изменяется по числам)

- Приведите примеры изменения существительных по числам и назовите их число.

3. Постановка темы и цели.

Работа по учебнику  упр.64 (с.36)

- Что нужно в этом упражнении сделать?

- Прочитайте текст.

- Выполните упражнение самостоятельно.

- Давайте проверим, что у нас получилось. Читаем предложения по цепочке.

- Что нам еще надо сделать в этом упражнении? Прочитаем задание после текста.

- Каким членом предложения оно является в первом предложении?

- Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? (Выделены слова, от которых нужно задать вопрос к существительному “сосна”)

- Прочитайте второе задание. (На какие вопросы отвечает имя существительное в других предложениях?)

- Ответьте на вопрос.

- Рассмотрим образец под текстом. Что вам нужно сделать?

- Выпишите словосочетания со словом “сосна”, то есть слова “сосна” вместе со словами, от которых задается вопрос.

- Проверяем по цепочке. (Хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне и т.д.)

- Читаем третье задание.

- Выделяем окончания. Назовите выделенные окончания своему соседу по парте. (В парах называют окончания в формах слова “сосна”)

- Почему изменилось окончание существительного “сосна”? (Оно меняло свое окончание, потому что отвечало на разные вопросы)

- Сколько раз имя существительное “сосна” изменило свое окончание?

- По какому признаку оно изменялось? (Ученики затрудняются ответить) 

- Какую цель урока мы поставим? (Узнать, почему изменилось окончание имен существительных)

4. Изучение нового материала.

- Прочитайте сведения внизу страницы про себя. Прочитайте сведения из учебника вслух. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением)

- Как вы поняли, что такое склонение?

- С каким еще новым словом вы встретились в сведении? (со словом “падеж”)

- Обратимся к сведениям на странице 37 сверху. Прочитайте. (В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

- Почему слово “сосна” в упражнении, которое мы только что выполнили, изменялось 6 раз? (Потому что слово “сосна” изменялось по падежам, а в русском языке 6 падежей)

Учитель раздаёт памятки.

- Познакомимся с падежами, о которых вы узнали из сведений.

C:\Users\Olga\Desktop\папка-помощница моя\3 класс\падежи.jpg

- Прочитайте названия столбцов. (Падеж, слова-помощники, падежные вопросы, предлоги)

- На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? (Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы “кто?”,  “что?”)

- Чтобы нам было проще определить падеж, существуют слова-помощники. Посмотрите, какое слово-помощник у именительного падежа. Назовите его. (“Есть”)

- Какие окончания у существительных “конь”, “зима”, “окно” в именительном падеже?

- Сделаем вывод, что можно сказать о существительном в именительном падеже: существительные в именительном падеже отвечают на вопросы “кто?” и “что?”, например, есть (кто?) конь, есть (что?) зима , есть (что?) окно)

- Какое слово-помощник используется в родительном падеже? (В родительном падеже используется слово-помощник “нет”)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Расскажите о родительном падеже, используя таблицу. (Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы “кого?”, “чего?”, имеют окончания -я, -ы, -а, например: нет (кого?) коня; нет (чего?) зимы, нет (чего?) окна)

- Какие окончания мы получили у существительных “конь”, “зима”, “окно” в родительном падеже?

- На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

- Какое слово-помощник мы можем подобрать, чтобы определить дательный падеж. Подсказка кроется в названии падежа. (Можно использовать слово-помощник “дать”)

- Приведите примеры таких существительных из таблицы (“коню”, “зиме”, “окну”)

- Какие окончания имеют эти существительные?

- Расскажите о дательном падеже, используя таблицу.

- Прочитайте слова “конь”, “зима”, “окно” в винительном падеже. (“Коня”, “зиму”, “окно”)

- Какие окончания в этих словах?

- На какие вопросы отвечают эти слова? (“Кого?”, “что?”)

- Какое слово-помощник используется при определении винительного падежа? (При определении винительного падежа используются слова-помощники: виню/вижу)

- Расскажите о винительном падеже, используя таблицу.

- В каком падеже стоят слова “конем”, “зимой”, “окном”? (В творительном падеже)

- На какие вопросы отвечают существительные творительного падежа?

- В творительном падеже используют слово-помощник “доволен”, “творю”

- Приведите примеры существительных в творительном падеже. (Конем, зимой, окном)

- Какие окончания имеют данные имена существительные в творительном падеже?

- Существительные какого падежа отвечают на вопросы “о ком?”, “о чем?”? (Предложного падежа)

- Почему этот падеж так называется? (Потому что вопросы этого падежа содержат предлог)

- Чем отличаются эти вопросы от вопросов других падежей? (В этих вопросах есть предлог О)

- Какие ещё предлоги могут использоваться в этом падеже, мы узнаем позже.

- В предложном падеже слово-помощник “говорю” или “думаю”.

- Прочитайте примеры имён существительных в предложном падеже. (“о коне”, “о зиме”, “об окне”)

- Какие окончания имеют эти существительные в предложном падеже?

- Расскажите о предложном падеже, используя таблицу.

- Почему к существительному в каждом падеже задано два вопроса? (К существительному в каждом падеже заданы два вопроса, потому что одушевленные существительные отвечают на вопросы “кто?”, “кого?”…, а существительные неодушевленные - на вопросы “что?”, “чего?”, “чему?”...)

- Скажите, с чем мы сейчас познакомились? (Мы познакомились с изменением существительных по падежам)

5. Первичное закрепление материала.

Упражнение в склонении имен существительных

стр 38 упр 66 работа в парах

Работа  на  интерактивной доске.  

Давайте проверим, как вы запомнили названия падежей.

- Давайте прочитаем первое описание. (Это падеж, который что-то или кого-то называет по имени, именует. В этом падеже существительное отвечает на вопрос “кто?”, “что?”)

 

Далее проводится работа по аналогии.

6. Обобщение

- С чем мы сегодня познакомились?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Скажите, что такое склонение имен существительных?

- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении или словосочетании?

- Сколько падежей в русском языке?

- Перечислите падежи, с которыми мы познакомились.

- Какие слова нам помогают определять падежи?

- Приведите примеры.

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Оцените свою работу и работу ребят на уроке

1.  Мне понравилось …

2. Мне удалось …

3. Я порадовался за …

4. Мне надо ещё поработать над…

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень занимательный.

Под листочек загляни,

Солнышку обрадуйся,

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни-

Вот и замечательно!

- Спасибо вам за работу, ребята! 

8. Домашнее задание. упражнение 67 на странице 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Конспект урока и презентация "Склонение имён существительных"

Цели урока: - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи:  обучающие:знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шесть...

Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"

Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"...

Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок

Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...