Конспект урока “Что такое склонение имён существительных”
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
На данном уроке учащихся 3 класса знакомятся с понятиями “склонение”, “падеж”. Третьеклассники на уроке учатся определять падеж имен существительных по вопросам, склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Класс: 3 класс
УМК “Школа России”
Тема: “Что такое склонение имён существительных?”
Цель - создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами;
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять падеж по его описанию;
- задавать вопрос к имени существительному;
- определять названия падежей, особенности каждого падежа.
Метапредметные:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- использовать знаково-символические средства (в том числе таблицы) для решения учебных и практических задач.
Личностные:
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
Ход урока
1. Организационный момент (Создание эмоционального настроя).
Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
На доске. Синквейн "Имя существительное"
- Давайте вспомним, что мы знаем с вами об имени существительном? Посмотрите на доску. Заполните пропуски устно и прочитайте текст со вставленными словами. (Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы “кто?”, “что?”; имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное; существительное бывает трех родов - женского, мужского и среднего)
- Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных
- Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных.
- Приведите примеры имен существительных разного рода. (море - отвечает на вопрос что?, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода; топор - отвечает на вопрос что?, неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, кошка - отвечает на вопрос кто?, одушевлённое, нарицательное, женского рода)
- Как изменяется имя существительное? (Имя существительное изменяется по числам)
- Приведите примеры изменения существительных по числам и назовите их число.
3. Постановка темы и цели.
Работа по учебнику упр.64 (с.36)
- Что нужно в этом упражнении сделать?
- Прочитайте текст.
- Выполните упражнение самостоятельно.
- Давайте проверим, что у нас получилось. Читаем предложения по цепочке.
- Что нам еще надо сделать в этом упражнении? Прочитаем задание после текста.
- Каким членом предложения оно является в первом предложении?
- Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? (Выделены слова, от которых нужно задать вопрос к существительному “сосна”)
- Прочитайте второе задание. (На какие вопросы отвечает имя существительное в других предложениях?)
- Ответьте на вопрос.
- Рассмотрим образец под текстом. Что вам нужно сделать?
- Выпишите словосочетания со словом “сосна”, то есть слова “сосна” вместе со словами, от которых задается вопрос.
- Проверяем по цепочке. (Хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне и т.д.)
- Читаем третье задание.
- Выделяем окончания. Назовите выделенные окончания своему соседу по парте. (В парах называют окончания в формах слова “сосна”)
- Почему изменилось окончание существительного “сосна”? (Оно меняло свое окончание, потому что отвечало на разные вопросы)
- Сколько раз имя существительное “сосна” изменило свое окончание?
- По какому признаку оно изменялось? (Ученики затрудняются ответить)
- Какую цель урока мы поставим? (Узнать, почему изменилось окончание имен существительных)
4. Изучение нового материала.
- Прочитайте сведения внизу страницы про себя. Прочитайте сведения из учебника вслух. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением)
- Как вы поняли, что такое склонение?
- С каким еще новым словом вы встретились в сведении? (со словом “падеж”)
- Обратимся к сведениям на странице 37 сверху. Прочитайте. (В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
- Почему слово “сосна” в упражнении, которое мы только что выполнили, изменялось 6 раз? (Потому что слово “сосна” изменялось по падежам, а в русском языке 6 падежей)
Учитель раздаёт памятки.
- Познакомимся с падежами, о которых вы узнали из сведений.
- Прочитайте названия столбцов. (Падеж, слова-помощники, падежные вопросы, предлоги)
- На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? (Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы “кто?”, “что?”)
- Чтобы нам было проще определить падеж, существуют слова-помощники. Посмотрите, какое слово-помощник у именительного падежа. Назовите его. (“Есть”)
- Какие окончания у существительных “конь”, “зима”, “окно” в именительном падеже?
- Сделаем вывод, что можно сказать о существительном в именительном падеже: существительные в именительном падеже отвечают на вопросы “кто?” и “что?”, например, есть (кто?) конь, есть (что?) зима , есть (что?) окно)
- Какое слово-помощник используется в родительном падеже? (В родительном падеже используется слово-помощник “нет”)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Расскажите о родительном падеже, используя таблицу. (Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы “кого?”, “чего?”, имеют окончания -я, -ы, -а, например: нет (кого?) коня; нет (чего?) зимы, нет (чего?) окна)
- Какие окончания мы получили у существительных “конь”, “зима”, “окно” в родительном падеже?
- На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
- Какое слово-помощник мы можем подобрать, чтобы определить дательный падеж. Подсказка кроется в названии падежа. (Можно использовать слово-помощник “дать”)
- Приведите примеры таких существительных из таблицы (“коню”, “зиме”, “окну”)
- Какие окончания имеют эти существительные?
- Расскажите о дательном падеже, используя таблицу.
- Прочитайте слова “конь”, “зима”, “окно” в винительном падеже. (“Коня”, “зиму”, “окно”)
- Какие окончания в этих словах?
- На какие вопросы отвечают эти слова? (“Кого?”, “что?”)
- Какое слово-помощник используется при определении винительного падежа? (При определении винительного падежа используются слова-помощники: виню/вижу)
- Расскажите о винительном падеже, используя таблицу.
- В каком падеже стоят слова “конем”, “зимой”, “окном”? (В творительном падеже)
- На какие вопросы отвечают существительные творительного падежа?
- В творительном падеже используют слово-помощник “доволен”, “творю”
- Приведите примеры существительных в творительном падеже. (Конем, зимой, окном)
- Какие окончания имеют данные имена существительные в творительном падеже?
- Существительные какого падежа отвечают на вопросы “о ком?”, “о чем?”? (Предложного падежа)
- Почему этот падеж так называется? (Потому что вопросы этого падежа содержат предлог)
- Чем отличаются эти вопросы от вопросов других падежей? (В этих вопросах есть предлог О)
- Какие ещё предлоги могут использоваться в этом падеже, мы узнаем позже.
- В предложном падеже слово-помощник “говорю” или “думаю”.
- Прочитайте примеры имён существительных в предложном падеже. (“о коне”, “о зиме”, “об окне”)
- Какие окончания имеют эти существительные в предложном падеже?
- Расскажите о предложном падеже, используя таблицу.
- Почему к существительному в каждом падеже задано два вопроса? (К существительному в каждом падеже заданы два вопроса, потому что одушевленные существительные отвечают на вопросы “кто?”, “кого?”…, а существительные неодушевленные - на вопросы “что?”, “чего?”, “чему?”...)
- Скажите, с чем мы сейчас познакомились? (Мы познакомились с изменением существительных по падежам)
5. Первичное закрепление материала.
Упражнение в склонении имен существительных
стр 38 упр 66 работа в парах
Работа на интерактивной доске.
Давайте проверим, как вы запомнили названия падежей.
- Давайте прочитаем первое описание. (Это падеж, который что-то или кого-то называет по имени, именует. В этом падеже существительное отвечает на вопрос “кто?”, “что?”)
Далее проводится работа по аналогии.
6. Обобщение
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Скажите, что такое склонение имен существительных?
- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении или словосочетании?
- Сколько падежей в русском языке?
- Перечислите падежи, с которыми мы познакомились.
- Какие слова нам помогают определять падежи?
- Приведите примеры.
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Оцените свою работу и работу ребят на уроке
1. Мне понравилось …
2. Мне удалось …
3. Я порадовался за …
4. Мне надо ещё поработать над…
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень занимательный.
Под листочек загляни,
Солнышку обрадуйся,
Всем вокруг ты помоги,
Руку другу протяни-
Вот и замечательно!
- Спасибо вам за работу, ребята!
8. Домашнее задание. упражнение 67 на странице 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён существительных"в 4 классе
В игровой форме легко можно усвоить эту тему...
Урок русского языка " Склонение имён существительных"
Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...
Конспект урока и презентация "Склонение имён существительных"
Цели урока: - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи: обучающие:знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шесть...
Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"
Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"...
Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок
Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)
Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...