Технологическая карта урока по русскому языку "Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма - ь" (УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Юшина Маргарита Андреевна

Тема:  «Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь».  

 

Цели деятельности учителя:

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.

Планируемые результаты

Предметные:

•       Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

•       Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.

 

Личностные:

•         навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

•         мотивация к учебному труду, к работе на результат.коммуникативные действия

•         готовность слушать собеседника и вести диалог;

•         излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.01.23                                                                                                    ФИО учителя:

Школа:                                                                                                                                                          ФИ студента: Юшина  Маргарита

Класс:                                                                                                                                                           ФИО методиста: Солопова Татьяна Викторовна

Кабинет: №4

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема:  «Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь».  

Цели деятельности учителя:

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.

Планируемые результаты

Предметные:

•        Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

•        Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.

Личностные:

•        навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

•        мотивация к учебному труду, к работе на результат.коммуникативные действия

•        готовность слушать собеседника и вести диалог;

•        излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, звезды


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

У нас необычный сегодня урок:

Выяснить надо, кто в классе знаток.

А ещё мы на уроке будем путешествовать, рассуждать

И друг другу помогать!

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что вы с ними справитесь.

Приветствие. Садятся за парты.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и мотивация

3-4 мин

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число На следующей строке (Классная работа.)

Минутка чистописания.

Слайд 2      нь  нье  ль льё вь  вью мь  мья  бь  бьи  

Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…

Слайд 3- Давайте вспомним, какую работу выполняет ь?

Записывают

Обозначение мягкости, разделение

Р: формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

П:

применять правила и пользоваться инструкциями;

решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

- Посмотрите еще раз на строчки по чистописанию. Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, ЛЬ, ВЬ,  МЬ, БЬ? А в сочетаниях НЬЕ, ЛЬЁ, ВЬЮ, МЬЯ, БЬИ?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Над чем мы сегодня будем работать?

Слайд 4   Тема: Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь.

- Правильно. Мы будем отрабатывать на уроке навык правописания слов с ь – показателем мягкости и разделительным ь.

Смягчает, разделяет

Две роли мягкого знака в слова

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

 7-8 мин

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Но перед дорогой нам нужно немного подготовиться и вспомнить:

- Что такое орфограмма?

- Где в словах пишется ь – показатель мягкости?

- Перед какими гласными пишется разделительный ь знак?

- В слове сильный есть ь? Роль мягкого знака?

- В слове стулья есть ь? Роль?

- В слове дочка есть ь? Почему?

- В слове конь есть ь? Роль?

. Работа по теме урока.

Слайд 5

В путешествие сегодня

Отправляемся, друзья.

В необычный город-сказку

Под названьем Мягкий знак.

– Чтобы добраться до города-сказки, нам нужен транспорт. А какой вы отгадаете сами, послушайте загадку.

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой?

На ногах резина,

Питается бензином.

Он рычит, клубится пыль...

Его зовут...

Слайд 6– А почему именно на автомобиле мы будем путешествовать? Посмотрите на написание слова автомобиль.

– Мы начинаем наше путешествие. Приготовились, сели удобнее, мы поехали.

Слайд 7  – Вот мы у ворот города-сказки. Ворота закрыты на замок. Чтобы войти в город, нам нужно открыть его. Для этого нам необходимо выполнить задание.

– Посмотрите на экран. Найдите и назовите слова, в которых спрятался мягкий знак.

Ден_, сос_на, огон_ки, пал_то, рул_, двер_, дом_, водител_.

Запишите эти слова, подчеркните орфограмму ь – показатель мягкости согласных одной чертой.

– Где стоит Ь в этих словах?

– Какую работу он выполняет в этих словах?

Вывод: в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука, стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.

- Вы правильно справились с заданием, ворота раскрылись, и мы поехали.

Нас встречает известный литературный герой. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит:

Ребята, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

Слайд 8  - А сейчас Карлсон желает проверить, кто был самым внимательным и запомнил все слова с разделительным ь, которые встретились в стихотворении. Запишите эти слова. Подчеркните орфограмму (ь - одной чертой, гласные – двумя чертами).

Слайд 9     Варенье, печенье, здоровье, веселье.

 - Мы справились с заданием.

- продолжим наше путешествие пешком.

Слайд 11   Это же наши любимые герои Заяц и Волк. Чтобы они не поссорились, нам нужно помочь им найти пару слов, противоположных по смыслу.

Игра «Найди пару»

свет                                       польза                                    

скука                                тьма

враги                                    веселье

вред                                 друзья

- В каких словах есть мягкий знак? Как можно распределить эти слова на две группы? По какому признаку? Запишите. Выделите орфограмму ь.

Слайд 12         польза                            веселье

тьма                                друзья

- Очень хочется, чтобы они никогда не ссорились, а дружили, ведь в сказках возможно всё.

- А нам пора.

Слайд 13   - Какая прелестная девочка. Как её зовут? Правильно, Мальвина. Она очень умная и любит прилежных учеников. Она подготовила для вас следующее задание.

Превратите при помощи ь:

мел – в мелкое место

угол – в топливо

шест – в число

- Что получится? Запишите.

Слайд 14      - А теперь спрячьте ь в середину слова:

галка - галька

банка - банька

полка – полька

-  Запишите. Подчеркните орфограмму ь.

-  Молодцы. Движемся дальше по городу - сказке.

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

Слайд 15  Кто это? Весёлый гном. Он очень любит играть в мяч. Поиграем?

1 группа - образовать слово, чтобы оно обозначало много предметов

2 группа – образуй полные имена с ь

 

3 группа – образуй слово –признак

- Гномик очень доволен.

Правильное написание орфограммы

На конце слова. В середине слова перед другим согласным

Е,ё, ю,я и, иногда перед о

Отвечают на вопросы

Автомобиль

есть ь, а мы отправляемся в город-сказку Мягкий знак

День, огоньки, пальто, руль, дверь, водитель.

на конце слова и в середине слова

служит для обозначения мягкости согласного звука

Карлсон

Свет-тьма. Скука-веселье, враги-друзья, аред-польза

Мальвина

мел – мель

угол – уголь

шест - шесть

Друг - друзья, дерево - деревья, лист - листья, брат - братья, колос - колосья, звено - звенья, перо - перья, прут - прутья).

(Наташа – Наталья, Даша – Дарья, Таня – Татьяна, Оля – Ольга, Уля – Ульяна)

рога оленя -  оленьи рога

лапы зайца - заячьи лапы

шубка белки -  беличья шубка

следы волка - волчьи следы

повадки лисы – лисьи повадки

берлога медведя – медвежья берлога

Р: формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

П: применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Продолжаем наш путь. Крокодил Гена с Чебурашкой строят дом. Давайте им поможем. Вам нужно заменить словосочетания на каждой строке одним словом с разделительным мягким знаком. Работаете в парах. Каждой паре надо записать одно слово и передать лист на следующую парту. Пишем по строчкам сверху вниз. Кто быстро и правильно справится с работой?

Домики для пчел-….

Мама, папа, дети-……

Снежная буря-……

Листопад бывает …  

Слайд 17 - Молодцы все, кто правильно справился с заданием.

Слайд 18  -Давайте обобщим всё, что мы знаем о роли ь в словах.

Ульи

Семья

Вьюга

Осенью

Ь – показатель мягкости        Ь - разделительный

Пишется после согласных перед согласными или в конце слова. Пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И

Меняет лексическое значение слов

К: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

  Слайд 19   - Вот, наконец, мы у стен дворца Мягкого знака.

Чтобы попасть во дворец, каждый должен пройти испытание в виде теста. На работу 5 минут.

Выберите правильный ответ.

1. Разделительный ь пишется:

а) в середине слова между согласными;  

б) в конце слова;

в) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.  Выбери слово, в котором ь – показатель мягкости:

а) пальчики;                б) вьюга;                в) платье.

3. Вставь пропущенные буквы. Укажи слово с разделительным ь.

а) солов…и;                б) руч…ка;                в) ден…ки.

4. В каком слове допущена ошибка:

а) друзья;                б) стуля;                в) очки.

Слайд 20   - Проверяем. Кто справился с тестом без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? Больше двух?

Выполняют задание, проводят взаимопроверку

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

П: применять правила и пользоваться инструкциями;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

 - Предлагаю поиграть в игру «Гол».

1 ворота- ворота ь показателя мягкости , 2 ворота – разделительного ь.

Я буду называть слова, а вы будите по очереди выходить к доске и забивать голы.

Кисть, скамья, вьюга, лень , грубость, кровать, чутье, здоровье, тетрадь, злость, лукоморье, хлопья, сыновья, кость, ярость, радость, ель.

Выполняют задание

П: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

Что удалось на уроке?

Что больше всего понравилось?

Чьим успехам смогли порадоваться?

За что можете себя похвалить?

Что было самым трудным?

-Вы хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

– Мягкий знак и жители сказочного города в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. На столе лежат залпы салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете красную звёздочку. Если были небольшие затруднения – жёлтую. Если было трудно – синюю.

Слайд 22Дети по команде запускают салют.

- Наш урок-путешествие окончен. Спасибо за работу!

Р: формировать и удерживать учебную задачу.

П: применять правила и пользоваться инструкция-ми;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

К: адекватно оценивать собст-венное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...

Технологическая карта урока по русскому языку "Раздельное написание предлогов со словами" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока:  общеметодологической направленности Цель урока: cоздание условий для формирования представлнений учащихся об написание редлогов раздеьно с другими словами в предложенииЗадачи уро...

Технологическая карта урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак»

Технологическая карта по русскому языку 2 класс "Разделительный мягкий знак"...