Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku-3klass.docx | 221.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок русского языка.
3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | |
I. | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку . Создает эмоциональный настрой на урок. Ребята, подарите друг другу улыбку и пожелайте друг другу удачи в работе. -Запишите в тетрадях число , подчеркните орфограммы. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | РУУД. Саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии. ЛУУД. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности и желание приобретать новые знания. |
2. | Обобщение знаний о мягком знаке | 1. На карточках записаны слова: семья, банька, вьюга, счастье, ладонь, уголь. - Что объединяет эти слова? - Какое задание можно выполнить с этими словами? ( на какие?) - Какую роль выполняет Ь? ( составление кластера) (Делим слова на группы) 2. Работа с пословицей.( слайд 2) « Умную речь приятно слушать». - Как вы понимаете ее смысл? - В какую группу мы запишем слово « речь» ( напечатать ) Почему? (Наблюдение над словом). -На какой звук оканчивается слово? (Шипящий.мягкий, непарный). - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да) -Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). -Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. - Какова же проблема перед нами встала? (сл.3)
(Добавление в кластер ?) | Это имена существительные ед.ч, Неодуш,, во всех словах есть Ь. Разделить на группы. Разделяет и смягчает. Если человек говорит грамотно, то его интересно слушать. | ПУУД. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Построение логической цепи рассуждений. |
III. | Мотивационное целевое полагание: 1)Определение темы урока 2)Целеполагание | - О чем будем говорить на уроке? ( напечатать стрелку в схему) - Значит тема нашего урока…(сл.4) - Какие же цели мы поставим на урок? Узнаем…(когда ь пишется после шипящих) Научимся.. писать( слайд 5) | Узнаем еще одну работу Ь. Формулируют тему урока «Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных». Формулируют цели урока
| РУУД. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; КУУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; ПУУД. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
IV. | Работа по теме урока( в паре) 1)Работа над формулировкой правила 2)Выведения алгоритма | - А сейчас я предлагаю . Перед вами карточки с алгоритмом действий. Карточка: 1.Прочитай слова: мяч, дочь, лещ, ночь, вещь, уж, карандаш, молодежь. 2.Определи, какие это части речи._____________ 3.Какие звуки слышатся на конце слов. 4.Определи род имён существительных. 5.Запиши слова в два столбика. 6.Понаблюдай, где пишется мягкий знак, а где не пишется. 7.Сформулируй правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных. (сл.6) - Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( С. 31) Работа в парах. - Составьте алгоритм «Как определить правильность написания с шипящим звуком на конце? карточки напечатать) -Давайте проверим..Составление алгоритма. Контролирует выполнение работы. - Так запомни – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род наоборот, Ь- знак в друзья берёт! | Открывают учебник с. 31 , читают и запоминают правило, проговаривая его друг другу вслух. Составляют алгоритм из частей. | РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; ПУУД. Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие, выведение следствий КУУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условия коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ЛУУД. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению РУУД. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
V. | Физкультминутка | Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.Если назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.-приседаете. Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь. | Выполняют упражнения : | |
VI | 3)закрепление изученного материала
| Напомнить цель У. с 32, - Прочитайте слова Мудрой совы. упр. 53 – - Выписываем только имена сущ. используя алгоритм (с комментированием) Самостоятельная работа. ( слайд 7). Проверка по эталону) Взаимопроверка. Оценивание.( сл 8) (! –правильно, + - 1 ошибка) - Запиши слова ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи, изменяя их по образцу : ключи – ключ. ( одно слово разобрать) - Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов? Тест: ( по времени)Проверка. ( сл. 9-10) 1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце имён существительных м. р. после шипящих а) не пишется мягкий знак; б) пишется мягкий знак. 3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает а) на род имени существительного; б) на число имени существительного. | -Научиться применять правило на письме
| ЛУУД. Осознание себя как индивидуальности; положительное отношение к учению; РУУД. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Χ. | Рефлексия | Акцентирует внимание детей на конечный результат учебной деятельности на уроке. - О какой же новой работе Ь мы узнали на уроке? Добавить в схему. ( сущ. Женского рода после шипящих) Устно дополняют предложения: -Я узнал…( слайд 11) -Я научился… | РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. ЛУУД. Способность к самооценке своих действий | |
XI | Домашнее задание | Дает комментарий к домашнему заданию (сл.8). У. с. 31,32 правила, упр.55 | Анализируют задание. | ЛУУД. Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся. |
XII | Выставление отметок | Выставление и комментирование отметок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/...
Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс
Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс...
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....