Конспект урока по русскому языку "Корень слова, однокоренные слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку русского языка во 2 классе "Корень слова, однокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova_2_klass.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО | |
УМК | Школа России |
Тема | Корень слова, однокоренные слова |
Цель | Ученик научится: находить корень в словах Ученик получит возможность научиться: приводить примеры однокоренных слов |
Ожидаемые результаты | Личностные: 1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2) Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3) Cпособность к оценке своей учебной деятельности; Метапредметные: 1) Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; 3) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Предметные: 1)Формировать умение находить в слове корень 2)Формировать умение определять по признакам корень в словах 3) Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова. |
Оборудование | Учебник УМК "Школа России" Русский язык 2 класс 1 часть Канакина В.П.; презентация |
Этапы урока, задачи этапа, методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Приветствует учеников, спрашивает про готовность учеников к уроку. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку. | |
2.Актуализация знаний Задача этапа: 1)Повторение раннее пройденного материала Методы: Словесный: беседа, уточняющие вопросы | -Ребята, прочитайте слова на доске. -В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему. 1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина. -Хорошо, следующая строчка 2. Михаил, Хабаровск, одуванчик, Мурка, Иванов. -Правильно. А какое слово лишнее в следующей строчке 3.Бездельник, лентяй, трудолюб, лодырь. -Вы знаете кто такой лодырь? -Кто знает про кого так говорят? -Правильно, значит какое слово лишнее? -А что мы можем сказать про следующие слова? 4. Гора, горка, горный, гореть. -Хорошо, сейчас перейдем к следующему заданию, но обязательно скоро вернёмся к этим словам | -Лишнее слово чукча, потому что в остальных словах есть орфограмма "жи ши" -Лишнее слово одуванчик, потому что остальные слова имена собственные -Да -Нет -Это человек, который ничего не хочет делать, как лентяй -Трудолюб, остальные слова синонимы -Мы не знаем какое слово лишнее, но у них есть общая часть | 1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2) Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
3.Постановка учебной задачи Задачи этапа: 1) Определение темы урока 2)Постановка цели Методы: Словесный: беседа по вопросам Наглядный:презентация | -Давайте посмотрим на слайд презентации. Что изображено на нём? -Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево? -Правильно. А зачем дереву нужен корень? -Да, это действительно так. А как вы думаете, а в словах есть такая часть, без которой они не смогут существовать? -Если есть эта главная часть слова, без которой не будет его,то как она называется? -Тогда какая задача стоит перед нами на уроке сегодня? | -Дерево -Корень, ствол, крона: ветви с листьями -Это самая главная часть дерева. -Без корня дерево не будет расти и может погибнуть. -Да -Нет -Это корень. -Познакомиться с корнем -Узнать признаки корня -Научиться выделять корень в словах | 1) Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; |
4. Изучение нового материала Задача этапа: 1) Изучение нового материала Методы: Словесный: беседа, уточняющие вопросы | - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? -Так что же такое корень?
-А как вы думаете какое определение подходит нам? -Правильно. А какая это часть слова? -Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши слова(Гора, горка, горный, гореть) являются родственными? -Хорошо, а давайте найдем корень в наших словах. Какой корень в этих словах? -А теперь давайте проверим правильно ли мы нашли корень, давайте закроем найденный нами корень и посмотрим что останется. Получается у нас прочитать слово? – Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? -А как вы думаете как называются слова, у которых один корень? А теперь давайте ещё раз посмотрим на слова и скажем какие слова мы можем назвать однокоренными? – А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 61 и прочитайте правило самостоятельно. -А теперь перейдем к учебнику, откройте страницу 61 упражнение 84. -Посмотрите на столбики слов. Как мы можем назвать слова в 1 столбике? Почему? -А как меняется лексическое значение в словах? -Правильно. А теперь давайте запишем эти слова в тетради. -Какой корень в данных словах? -А теперь давайте выделим корень. Для того, чтобы нам запомнить как обозначается корень, давайте вспомним как выглядит шляпка гриба? -Так. Тогда давайте выделим корень в наших словах. -Хорошо, а теперь давайте поработаем в парах. Вам нужно найти корень в словах и выделить его, затем поменяться с соседом и проверить правильно ли он выполнил задание. -Какой корень у нас в словах? Почему? -Отлично. -А вы можете привести примеры своих однокоренных слов? | -В словаре - Корень: 1) подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3) начало, источник чего-либо; 4) часть слова. -4, корень это часть слова -Главная -Не все. Гора, горка, горный образованы от слова гора, а слово гореть от другого. Но у них есть общая часть гор. -Гор является корнем (Работают вместе с учителем, но у себя тетрадях) -Нет, у нас не получается прочитать слово. -Корень- это главная часть слова, без которой у слова нет смысла. -Однокоренными - Однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (Читают внимательно правило) -Да -Родственные, -Однокоренные -Потому что у них общее лексическое значение, они все связанны с домом. -Домик- это маленький дом -Домище- это огромный дом -Домишко- это дом средних размеров. (Записывают слова в тетради) -Дом -Как полукруг (Выделяют корень в словах) (Работают в парах) -Корень слон, потому что слова, связанны с животным слон. Слониха- это слон женского рода Слонёнок- это детёныш слона Слонята- это дети слонов -Игра,игрушка,играть Лето,летний Вода,водный, водолаз | 1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; 3) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата 4)Формировать умение находить в слове корень 5)Формировать умение определять по признакам корень в словах 6) Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова. |
5. Физ.минутка | -А сейчас мы с вами немного поиграем в дидактическую игру «Найди свой дом». У меня на доске три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». Найдите домик для своего слова. Для это первый ряд будет вставать,когда услышит слово с корнем земл, второй ряд с корнем звер и третий ряд, когда услышит корень вод. Земляк, землица, земляной, приземлиться, зверёк, зверинец, звериный, озвереть, вода, подводный, водолаз, водитель | (Учащиеся выполняют физ.минутку, согласно озвученным условиям) | |
6.Первичное закрепление Задача этапа: 1) Закрепление и обобщение изученного материала Методы: Словесный: беседа | -А теперь выполним упражнение 85 на стр. 61 учебника. Только мы не будем выписывать, а я вам напишу на доске слово, а вам нужно будет подобрать однокоренные к нему слова и составить с ними словосочетания, выделяя корень.(Слово море) -Какие словосочетания у вас получились? -Хорошо, а какой корень в этих словах? -Молодцы. | (Учащиеся выполняют задание) -Морской бриз, молодой моряк, приморский край -Мор | 1) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; 2) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата 3)Формировать умение находить в слове корень 4)Формировать умение определять по признакам корень в словах |
7.Рефлексия Задача этапа: Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов, степень их соответствия Методы: Словесный: беседа, уточняющие вопросы | А сейчас мы с вами соединим всё, что мы с вами сегодня узнали. Но сначала сыграем в игру. Игра “Третий лишний”. - Назовите лишнее слово. Желток, железо, жёлтый. -Что мы сегодня с вами изучили на уроке? -Какие слова мы называем однокоренными? -Отлично, спасибо за урок. | -Железо -Белка -Циркуль -Громадный -Водитель -Корень -Однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл | 1) Cпособность к оценке своей учебной деятельности;; 2)Формировать умение находить в слове корень 3)Формировать умение определять по признакам корень в словах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
План-конспект урока во 2 классе по системе Л.В.Занкова с применением электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс
Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...
Конспект урока по русскому языку «Слово. Слог» 1 класс УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).Тема: «Слово. Слог»Цель: формирование умения различат...
Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" (2 класс)
МБОУ "Погореловская СОШ"Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимахЗадачи:1. Познакомить со словами – антонимами.2. Способствова...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...