Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель:
- Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;
Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся;
- формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
- формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма
2. Развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
- развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
- развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;
- развитие непроизвольного и произвольного внимания;
развитие рефлексии и адекватной самооценки.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, сопереживания;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:
«Непроизносимые согласные в корне слова»
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
Цель:
- Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;
- Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся;
- формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
- формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма
2. Развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
- развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
- развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;
- развитие непроизвольного и произвольного внимания;
- развитие рефлексии и адекватной самооценки.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, сопереживания;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
- воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Оборудование урока:
Дидактические карточки, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Pojnt, схема.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
И на парте всё в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки - вместе, спинки - ровно
И к уроку всё готово! (слайд№ 2)
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
II. Минутка чистописания.
Учитель: Отгадайте загадки:
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол
Ученик: веник (Слово появляется на установке слайд№3)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой
Ученик: дятел (Слово появляется на установке слайд№4)
Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал
Ученик: лопата (Слово появляется на установке слайд№5)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино
Ученик: телевизор. (Слово появляется на установке слайд№6)
Учитель: Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.
Ученик: Д. В, Л, Д, Т.
(Слово появляется на установке слайд№7)
Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.
В, д, л, т (Слово появляется на установке слайд№8)
Учитель: Написать до конца строки.
Ученики (они пишут в тетради).
III. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы?
Ученик: Они согласные.
Учитель: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
Ученик: В, Л, Д
Учитель: Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук.
Ученик: Т
Учитель: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки.
Ученик: Д – Т
IV. Словарная работа.
Учитель: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом). (Слово появляется на установке слайд№9)
Ученик: чувство
Учитель: Что обозначает это слово?
Ученик: ответы детей
Учитель: Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке слайд№10)
1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Чувство боли. Шестое чувство. (чутье, интуиция).
Учитель: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?
Ученик: В, Т, В
(учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство)слайд №11
Учитель: Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.
Учитель: Напишите это слово в воздухе.
Ученики: Пишут в воздухе
Учитель: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе).
Ученики: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово
Учитель: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется.
Ученики: чувство (хором)
Учитель: Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).
Учитель: Запишите это слово в тетрадь.
Ученики: Пишут это слово
Учитель: Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке слайд№11). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
Ученики: Поднимают руку.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Запишите предложение:
Меня охватило чувство любви к родному краю.
(Слово появляется на установке слайд№ 12)
Учитель: Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.
Учитель Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке слайд№11)
Учитель: Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
Ученики: Поднимают руку.
Учитель: Молодцы!
V. Введение нового материала.
Учитель: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах.
Учитель: У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки.
(Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить.
- Солнце
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
Выполните задание № 1.
Учитель: Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв.
Ученики: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь.
Учитель: Выполните задание № 2.
Учитель: Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь.
(например)
- [с] - [с]
- [о] - [о]
- [л] - [-]
- [н] - [н]
- [ц] - [ц]
- [е] - [э]
Учитель: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову.
Учитель: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков.
Учитель: Проверим, как вы справились с исследовательским заданием.
1 пара:
Учитель: Какое слово анализировали?
Ученик: Солнце.
Учитель: Сколько букв?
Ученик: 6 букв.
Учитель: Сколько звуков?
Ученик: 5 звуков.
Учитель: Какой сделаем вывод?
Ученик: В слове “солнце” букв больше, чем звуков.
(по такому принципу разбираются остальные слова)
Учитель: Какую особенность вы заметили?
Ученик: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков.
Учитель: А как вы думаете, что это значит?
Ученик: Один какой-то звук выпадает, не произносится.
Учитель: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся.
Учитель: С помощью мультимедийной установки, проверим, какие звуки не произносятся в наших словах.
Появляется слово
Солнце (слайд№13)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик: [л]
Сердце (слайд №14)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик: [д]
Здравствуй (слайд№15)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик. [в]
Звездный (слайд№16)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик: [д]
Местный (слайд№17)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик: [т]
Капустный(слайд№18)
Учитель: Какой звук не произносится?
Ученик: [т]
Учитель: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки?
Ученик: [л], [т],[в], [д]
Учитель: Какие это звуки, гласные или согласные?
Ученик: согласные
Учитель: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]?
ученик: Д, в, т, л
Учитель: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда?
Ученик: На минутке чистописания и в словарных словах.
Учитель: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки?
Ученик: Пишутся
Учитель: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки?
Ученик: Непроизносимые согласные.
Учитель: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?
Ученик: Чтобы правильно писать слова.
Учитель: Именно этому мы и должны научиться.
(слова появляются установке)
Учитель: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные.
Ученики: Записывают и подчеркивают
- Солнце
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
Учитель: Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согласных звуков не произносится?
Ученик: предположения.
Учитель: Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились.
Учитель: Какие звуковые сочетания произносятся на этом месте?
Ученик:
- [нц]
- [рц]
- [ств]
- [зн]
- [сн]
- [сн]
Учитель: Запишите эти сочетания к себе в тетрадь.
Ученики: записывают.
Учитель: Выделите в этих словах корень. Где находятся непроизносимые согласные?
Ученик: В корне слова.
Учитель: А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет?
Ученики: предположения детей.
Учитель: Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр. 125.(слайд№21)
Прочитайте правило на этой странице.
Учитель: Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам, которые мы записали в тетрадь, чтобы непроизносимый согласный стал бы произноситься (пробуют подобрать и записать к себе в тетрадь проверочные слова).
Учитель: Как вы думаете, почему подобранные нами слова являются проверочными?
Ученик: предположения.
Учитель: Сделаем вывод:
Во-первых, вы знаете, что корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.
Во- вторых, в проверочных словах сочетания содержат не более двух согласных рядом.
VI. Физкультминутка.
Учитель: Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три. (слайд№21)
VII. Первичное закрепление.
Учитель: Возьмите конверт № 2 (раздается каждому ученику). (на мультимедийной установке). Теперь у каждого из вас есть памятка, где описан порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова. Работа с доской (один ученик у доски)
Учитель: Хрустнул (пользуясь алгоритмом)
Хрустнул – проверяй хрустит.
В слове хрустнул “Т” стоит.
Учитель: вкусный (пользуясь алгоритмом)
Вкусный – вкус,
“Т” нельзя писать без дела.
Учитель: Поздний (опаздывать)
Учитель: В начале урока мы записали слово чувство. Проверьте, есть ли в нём непроизносимая согласная. Попробуйте подобрать проверочные слова к этому слову.
Ученик: Нельзя.
Учитель: Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть и словарными.
Учитель: На установке записан текст. Прочитайте его.
“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.
Учитель: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок.
Ученик: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”
Учитель: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках.
Ученик: Неверны некоторые слова.
Учитель: Назовите их.
Ученик: Красивый, пасмурный.
Учитель: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.
Ученик: прекрасный, ненастный.
(Слова появляются на установке) (слайд№25)
Учитель: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке)
Учитель: Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?
Ученик: О непроизносимых согласных.
Учитель: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные?
Ученик: стн
Учитель: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв?
Ученик: [сн]
Учитель: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях?
Ученик: [т]
Учитель: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов.
Ученик: прекрасен, ненастье
Учитель: Почему же слова проверочные?
Ученик: В них нет стечения согласных, они с тем же корнем.
Учитель: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный?
Учитель: А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы.
Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.
Ученики за эту работу получают оценки.
Учитель: Оцените свою работу
Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом.
- Красный – доволен собой.
- Зеленый – испытывал легкое затруднение.
- Синий – мне было трудно выполнять задания.
VIII. Итог урока.
Учитель: Вот и закончен наш урок. Пора подвести итог.
Учитель: Какая новая тема у нас была?
Ученик: Непроизносимые согласные.
Учитель: Какие звуки и буквы не произносятся?
Ученик: л, д, т, в, [л], [т],[в], [д]
Учитель: Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной?
Ученик: надо проверить.
Домашнее задание (слайд№27)
Учитель: Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"
Коренное отличие данного урока от стандартного заключается в том, что вся орфографическая работа опирается не на морфологическую, а на фонемную теорию письма. Это способствует тому, ...
Презентация к авторской разработке урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"
Презентация содержит наглядный материал к уроку, поможет эффективно организовать учебную деятельность на уроке....
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"
Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....
Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...
План-конспект по русскому языку 4 класса для детей,обучающихся по программе 3.3. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"
Данный урок посвящен теме "Правописание безударных гласных в корне слова" и составлени с учетом особенностей незрячих детей с нарушениями интеллекта. На данном уроке своей целью дети и учите...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...