Урок по русскому языку «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование прочного навыка правописания разделительных ь и ъ знаков.
Задачи:
1. Закрепить знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.
2.Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других.
3.Сформировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detektiv.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание разделительных
ь и ъ знаков»
Тип урока: систематизация знаний
Цель урока: формирование прочного навыка правописания разделительных ь и ъ знаков.
Задачи:
1. Закрепить знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.
#1056;азвить орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других.
#1057;формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
#1092;ормируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
#1092;ормируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4.формируем умение работать с учебником;
5.формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. формируем умение слушать и понимать других;
2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
#1092;ормируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4. формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
#1092;ормируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. формируем умение прогнозировать
#1092;ормируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2.формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
#1056;азвиваем умение оценивать свою деятельность.
Ход урока
#1054;рганизационный момент ( Личностные УУД )
Друзья мои! Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают.
Развивать у всех должна -
Наблюдательность она,
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание.
-Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой.
- Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.
- Ребята, а кто такой детектив?
- Какими качествами он должен обладать?
( Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство»
В наше « Детективное агентство» обратилась за помощью жительница Волшебной страны « Грамматика». Она прислала нам письмо. Вот о чем в нем говорится.
« Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.
Но тут вмешалась злая волшебница « Безграмотность» и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста».
-Срочно отправляемся в путь.
- А что мы будем делать в пути? (Мы будем собирать информацию, делать выводы, принимать решения.)
#1052;инутка чистописания. ( Регулятивные УУД)
Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты - тетради у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.
- Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.
( Число, классная работа).
А с какой буквы начинается название нашего агентства?
- Что мы с вами ведем? (Дело).
- Какой одинаковый звук встречается в этих словах?
-Сегодня на уроке будем отрабатывать письмо букв Д, д.
Письмо заглавной и строчной букв д. (Запись букв ведется одновременно на двух строчках).
-Подберите слова - синонимы к слову детектив (сыщик, следователь – подобрать однокоренные слова).
3. Словарно - орфографическая минутка. ( Познавательные УУД )
- Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану.
- Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте слова для запоминания и записывайте их в тетрадь.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда, и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.
-Итак, какие же слова мы записали? (Назвать слова, где количество букв больше количества звуков, на правописание каких орфограмм даны слова мороз, город, в каких словах встречается проверяемая безударная гласная?).
4. Актуализация знаний. ( Познавательные УУД )
Заменить одним словом предложение: сообщить о чем-то - объявить, приблизиться к чему – либо на машине – подъехать, весной вырастают, а осенью опадают – листья, пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь – свинья, он есть у каждого дома: крытый вход в здание – подъезд, мы лесные жители, мудрые строители, из иголок всей гурьбой строим дом себе горой – муравьи, дом, родители, близкие родственники одним словом – семья.
-На какие орфограммы даны слова?
-Как вы думаете какова тема урока? Цель урока?
5. Формулирование темы и цели урока. ( Регулятивные УУД )
-Ребята, нам необходимо составить фоторобот.
- И мы приглашаем свидетелей. Это гласные я, ю, е, е, и. Они утверждают, что нам помогут приставка и корень.
-Что мы знаем о пострадавших братьях?
- Давайте вспомним правило о написание разделительных ъ и ь знаков в словах. (Рассказывают правило)
На доске незаконченные фотороботы братьев.
- Давайте добавим особые приметы. ( Составляются схемы )
6. Работа по теме урока. ( Тренировочные упражнения, познавательные ууд )
- Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики.
-Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики, но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.
7. Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика)
- Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.
Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, птич.ий, в…юга, с…прыгнул, ноч.ю, с.емка, приё.мный, по.играть , жилье.
Запись слов в два столбика ( Самопроверка ).
-Ну, вот наши улики и превратились в вещественные доказательства.
- Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синюю коробку мы будем откладывать слова с Ъ, а в красную с Ь.
8. Работа по учебнику: стр.137 упр.169 ( Работа в парах, коммуникативные ууд)
А мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, сто различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень.
- А давайте устроим им очную ставку.
-А поможет нам в этом наш помощник « Учебник» ( упр. 169. стр. 137)
А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их.
Повторене – мать ученя.
Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.
Здорове всего дороже.
С чем подехал, с тем и отехал
-А теперь проверьте работы у соседа по парте.
- Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.
-Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это прежде всего загадка. И сейчас мы отгадаем загадки.( резерв)
Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты.
- А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место. Безграмотность»
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого конвертов.
9. Рефлексия
-Ну вот, потерпевшие братья вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив.
- Что такое архив? ( Помещение для хранения различной документации с определенной информацией)
-Как каждый из вас считает полученная информация о правописании разделительных ъ и ь может отправиться в вашу память на хранение, а может быть продолжить дело по изучению правописания данной орфограммы?
Приложение к уроку.
ТЕСТ
- Выбери верное утверждение:
А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю, я.
Б) разделительный твердый знак пишется после корня.
- Выбери верное утверждение:
А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным
Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е, ё, ю, я.
- В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?
А) пал…то, кол…я, пол…ю
Б ) лист…я, пис…мо, в…юга
В) счаст…е, дерев…я, весел…е
- В какой строчке в написании слов допущена ошибка?
А) воробьи, ульи, съезд
Б) колья, подъём, вехал
В ) соленье, вьёт, печене
« Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.
Но тут вмешалась злая волшебница « Безграмотность» и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...