Урок по русскому языку «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: формирование прочного навыка правописания разделительных ь и ъ знаков.

 

Задачи

 

1. Закрепить знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.

 

2.Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания,  выделять сущность объектов,  интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других.

 

3.Сформировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detektiv.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание разделительных

ь и ъ знаков»

Тип урока: систематизация знаний

Цель урока: формирование прочного навыка правописания разделительных ь и ъ знаков.

Задачи:

1. Закрепить знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.

#1056;азвить орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других.

#1057;формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

#1092;ормируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

#1092;ормируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4.формируем умение работать с учебником;

5.формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. формируем умение слушать и понимать других;

2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

#1092;ормируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4. формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

#1092;ормируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. формируем умение прогнозировать

#1092;ормируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2.формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

#1056;азвиваем умение оценивать свою деятельность.

Ход урока

#1054;рганизационный момент ( Личностные УУД )

Друзья мои! Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают.

Развивать у всех должна -

Наблюдательность она,

Память, логику, внимание.

Чтобы выполнить задание.

-Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой.

- Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.

- Ребята, а кто такой детектив?

- Какими качествами он должен обладать?

( Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство»

В наше « Детективное агентство» обратилась за помощью жительница Волшебной страны « Грамматика». Она прислала нам письмо. Вот о чем в нем говорится.

« Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница « Безграмотность» и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста».

-Срочно отправляемся в путь.

- А что мы будем делать в пути? (Мы будем собирать информацию, делать выводы, принимать решения.)

#1052;инутка чистописания. ( Регулятивные УУД)

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты - тетради у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.

- Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

( Число, классная работа).

А с какой буквы начинается название нашего агентства?

- Что мы с вами ведем? (Дело).

- Какой одинаковый звук встречается в этих словах?

-Сегодня на уроке будем отрабатывать письмо букв Д, д.

Письмо заглавной и строчной букв д. (Запись букв ведется одновременно на двух строчках).

-Подберите слова - синонимы к слову детектив (сыщик, следователь – подобрать однокоренные слова).

3. Словарно - орфографическая минутка. ( Познавательные УУД )

- Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану.

- Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте слова для запоминания и записывайте их в тетрадь.

Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда, и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.

-Итак, какие же слова мы записали? (Назвать слова, где количество букв больше количества звуков, на правописание каких орфограмм даны слова мороз, город, в каких словах встречается проверяемая безударная гласная?).

4. Актуализация знаний. ( Познавательные УУД )

Заменить одним словом предложение: сообщить о чем-то - объявить, приблизиться к чему – либо на машине – подъехать, весной вырастают, а осенью опадают – листья, пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь – свинья, он есть у каждого дома: крытый вход в здание – подъезд, мы лесные жители, мудрые строители, из иголок всей гурьбой строим дом себе горой – муравьи, дом, родители, близкие родственники одним словом – семья.

-На какие орфограммы даны слова?

-Как вы думаете какова тема урока? Цель урока?

5. Формулирование темы и цели урока. ( Регулятивные УУД )

-Ребята, нам необходимо составить фоторобот.

- И мы приглашаем свидетелей. Это гласные я, ю, е, е, и. Они утверждают, что нам помогут приставка и корень.

-Что мы знаем о пострадавших братьях?

- Давайте вспомним правило о написание разделительных ъ и ь знаков в словах. (Рассказывают правило)

На доске незаконченные фотороботы братьев.

- Давайте добавим особые приметы. ( Составляются схемы )

6. Работа по теме урока. ( Тренировочные упражнения, познавательные ууд )

- Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики.

-Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики, но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.

7. Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика)

- Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ и разделительным Ь.

Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, птич.ий, в…юга, с…прыгнул, ноч.ю, с.емка, приё.мный, по.играть , жилье.

Запись слов в два столбика ( Самопроверка ).

-Ну, вот наши улики и превратились в вещественные доказательства.

- Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синюю коробку мы будем откладывать слова с Ъ, а в красную с Ь.

8. Работа по учебнику: стр.137 упр.169 ( Работа в парах, коммуникативные ууд)

А мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е,ё,ю,я. Они утверждают, сто различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень.

- А давайте устроим им очную ставку.

-А поможет нам в этом наш помощник « Учебник» ( упр. 169. стр. 137)

А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их.

Повторене – мать ученя.

Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.

Здорове всего дороже.

С чем подехал, с тем и отехал

-А теперь проверьте работы у соседа по парте.

- Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

-Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это прежде всего загадка. И сейчас мы отгадаем загадки.( резерв)

Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты.

- А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место. Безграмотность»

Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого конвертов.

9. Рефлексия

-Ну вот, потерпевшие братья вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив.

- Что такое архив? ( Помещение для хранения различной документации с определенной информацией)

-Как каждый из вас считает полученная информация о правописании разделительных ъ и ь может отправиться в вашу память на хранение, а может быть продолжить дело по изучению правописания данной орфограммы?

Приложение к уроку.

ТЕСТ

  1. Выбери верное утверждение:

А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю, я.

Б) разделительный твердый знак пишется после корня.

  1. Выбери верное утверждение:

А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным

Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е, ё, ю, я.

  1. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?

А) пал…то, кол…я, пол…ю

Б ) лист…я, пис…мо, в…юга

В) счаст…е, дерев…я, весел…е

  1. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?

А) воробьи, ульи, съезд

Б) колья, подъём, вехал

В ) соленье, вьёт, печене

« Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница « Безграмотность» и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...