Разработка урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс)
Разработка урока по русскому языку .В работе есть групповая и парная работа,презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_otkrytyy_urok.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Класс: 4 класс
Урок №
Дата :19.012024
Учитель:Малыч Т.Н.
Тема урока: «Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных»
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, о его роли в речи и способах образования.
Задачи:
Создать условия для развития УУД:
Личностные:
- формировать положительное отношение и интерес к изучению природы;
- развивать способность к самоконтролю;
-развивать навыки сотрудничества
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
-уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-определять степень успешности выполнения своей работы
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками
- слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация; ПК, компьютер, экран; карточки с заданием, памятки
Ход урока
- Орг. момент.
К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Проверьте готовность к уроку.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Актуализация знаний.
1.Минутка каллиграфии .Оо Вв Кк Пп Сс св ов кс Слайд 2
2.Словарный диктант (один ученик выходит к доске): квартира,собака,мышь, ,весна,хлебороб,яблоко,дирижер,шофер,лисица,спелое,клубничка,ароматная.Слайд 3
Выделение орфограмм, постановка ударений.Оценка по шкале правильность,аккуратность.
3.Составление предложения и синтаксический разбор.
Катя сорвала в огороде ароматную клубничку
.(простое,распространенное,повествовательное,невосклицательное)
-Теперь давайте еще раз обратим внимание на наш словарный диктант. К какой части речи относятся эти слова?Какие слова не является именеами существительными?
- Самоопределение к деятельности.
Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить. Слайд 4,Слайд 5
— Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилагательном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)
- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.
Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .
- Переверните страницу. На какие вопросы мы должны сегодня на уроке ответить? Прочитайте их.
Дети читают синий шрифт. Переворачиваю на доске: Роль……., Как образуются…… .
--Сегодня на уроке мы с вами составим карточку-памятку. Рассмотрите ее. В ней прописаны цели урока. На которые вы должны ответить. В процессе урока вы будете её заполнять.
- Начинаем работать.
IV. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику
- Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.
Читает ученик.
- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.
- Как он называет эту картину?
Чудная
- Подберите синонимы к слову чудная. Посмотрите на слайд, какие ещё не назвали.
Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, изумительная, поразительная, чарующая Слайд 6
- Кто знает? Что такое эпитеты? (художественное определение предмета или явления, помогают представить предмет, отношение автора к нему)
- Назовите их. (чудная картина, полная луна, небес высоких, блестящий снег) Слайд 7 Помогают ли нам эти слова представить красоту зимы?
- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные)
- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?
В виде эпитетов, Украшают предложения, делают речь более уточненной, разнообразной, помогают лучше описать предмет
- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет? (вопросы)
- Сколько имён прилагательных выписали? (7) Слайд 8
- Сверьте. Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему? (слово родна)
- Прочитайте материал рубрики Обратите внимание!
- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?
(полная и краткая)
- Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.
1. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Бокаста да рогата. (Улитка.)Слайд 8
— Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)
— Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
— Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
— Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
В свою табличку запишите
-Что узнали нового об имени прилагательном.
-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?
-Заполним первый столбец памятки. Эпитеты, уточняют, украшают, дополняют.
-Какую форму могут иметь имена прилагательные полную и краткую
V. Физминутка
- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.
- Продолжаем работать.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа с текстом на карточках. Групповая работа, работа в парах
У вас на столах лежит карточка №1 Работу выполняем в группе .Напомню правила работы в группе.Картинка на доске
Прочитайте задание на этой карточке.
Прочитай тексты. (Приложение карточка 1)
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.
Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на … островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … и … разноцветное оперение. Есть птицы …, …, …, белые, чёрные. Перья у одних птиц …, а у других … и оканчиваются кисточками.
Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на … деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их … и … кронах.
Сравните их. Чем они отличаются?
- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).
Задание для групп (Приложение)
1 группа – Выпишите 3-4 словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в форме множественного числа.
2 группа – Найдите в тексте 4 имени прилагательные во множественном числе, измените на единственное число, запишите их.
3 группа – Вставьте прилагательные вместо многоточия во втором тексте.
4 группа-Выпишите в тетрадь пропущенные прилагательные.
5 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают птиц.
6 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают перья птиц.
Проверка выполненного задания.
2. Образование имён прилагательных.
На стр. пр.
- Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. (автомобильный). Запишите его.
- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное? (суффикс –н-). Выделите его.
-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.
- Выполним упражнение 3. Прочитайте. Составьте план выполнения.
- Выполните задание. 3 пары у доски. Выполняют по рядам по 3 слова из упражнения
- Прочитайте еще раз суффиксы, при помощи которых образовывали имена прилагательные. Дополняем памятку. Запишите эти суффиксы.
Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (от имён сущ. с помощью суффиксов) Такой способ называется суффиксальный.
-Молодцы!
VIII. Домашнее задание.
-Упражнение 4. Прочитайте задание. Что надо сделать?
1 абзац – с пом. суффиксов оньк-, -еньк. Красный-красненький…
2 абзац – с пом. суффиксов –оват-, -еват-. Красный-красноватый.
-Это будет ваше домашнее задание.
-Вывод: имена прилагательные могут образовываться и от имен прилагательных, меняется оттенок значения.
X. Итог урока.
Итак, обратимся к карточке-памятке, которую вы составляли.
-С какой частью речи начали работать?
-Что такое имя прилагательное?
-Вернемся к целям, поставленным в начале урока.
-Какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?
-Как образуются имена прилагательные?
XIX. Рефлексия.
С обратной стороны карточки нарисуйте улыбку, если вам было интересно на уроке и вы узнали новое. Покажите вашу карточку смайликами ко мне.
-Большое спасибо за работу на уроке!
Роль…….,
Какая бывает форма……..
Как образуются…… .
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
ПАМЯТКА
Фамилия Имя | |
Роль имени прилагательного | |
Какая бывает форма имени прилагательного | |
Как образуются | |
Оцените свою работу на уроке |
Карточка 1
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.
Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на ……………………….. островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … ………..и ……………. разноцветное оперение. Есть птицы ……………, ………………., ……………..…, белые, чёрные. Перья у одних птиц …………….., а у других …………….… и оканчиваются кисточками.
Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на …………..… деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их ………… и … ……………кронах.
Сравните их. Чем они отличаются?
- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).
Задание для групп
1 группа – Выпишите 3-4 словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в форме множественного числа.
2 группа – Найдите в тексте 4 имени прилагательные во множественном числе, измените на единственное число, запишите их.
3 группа – Вставьте прилагательные вместо многоточия во втором тексте.
4 группа-Выпишите в тетрадь пропущенные прилагательные.
5 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают птиц.
6 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают перья птиц.
Проверка выполненного задания.
Резерв
Карточка2 для работы в паре
Опишите слова ,используя прилагательные. К каждому существительному подберите 2-3 прилагательных.
Солнце, мороз, девочка, кот, цветок, озеро, стул.
Карточка 3.
Образуйте от существительных имена прилагательные.
Лес, малина, весна, береза, автомобиль, компьютер, ель.
Список использованной литературы:
1.Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Русский язык Часть 2, Москва «Просвещение»2022г.
2. https://multiurok.ru/files/raznourovnevye-zadaniia-po-teme-imia-prilagatelnoe.html
какой?, какая?, какое?
какие?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Бокаста да рогата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...
разработка урока по русскому языку во 2 классе "части речи.Имя существительное"
урок по программе "Школа России"...
Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...
Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"
Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...