разработка урока по русскому языку во 2 классе "части речи.Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
урок по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi._imya_sushchestvitelnoe._2klass.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Адыгея Кошехабльский район село Вольное
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
2 класс
Учитель начальных классов
Шовгенова елена александровна
цель урока. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико–грамматическими признаками существительных.
Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
- Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
- Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Литература
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
- А.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
- Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
- 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.
- Организационный момент. Сообщение темы, целей урока
(слайды 1, 2)
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.
- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?
- Упражнения в чистописании (слайд 3)
- Отгадайте загадку:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу (буквы).
- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.
Пп п п
Помидор, капуста, огурец, петух
- Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец – нет буквы П, петух – не овощ)
- Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.
- Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4 – 7 )
- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.
арбуз
солнце
медведь
собака
весёлый
большой
хороший
золотой
думать
играть
бежать
рисовать
- Что обозначают слова каждой группы? ( 1 – предметы, 2 – признаки, 3 – действия)
- Физминутка
- Введение новых знаний (слайды 8 – 19)
1. Лексико – грамматические признаки имен существительных
- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)
- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Упражнение 1.
В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Явления природы: что? мороз, ….
События: что? праздник, ….
Состояние: что? обида, ….
2. Одушевленные – неодушевленные имена существительные
Упражнение 2.
Разделите слова на группы.
Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.
По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.
врач
голубь
воробей
стрижи
девочка
чайка
свеча
кувшин
пальто
карандаш
встреча
класс
- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные
- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.
- Приведите свои примеры.
Упражнение 3.
Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение
У _________ высокий рост,
У _________ пушистый хвост,
У _________ крепки рожки,
У _________ тонки ножки.
У _________ толсты губы,
А у _______ остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
цыплёнок
слон
волк
мартышка
козлёнок
лиса
(А.Бродский)
Подчеркните имена существительные.
Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)
3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.
- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один – много)
- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).
Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Упражнение 4.
Запишите слова в два столбика.
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
По каким признакам вы делили слова? Почему?
дерево
девочка
завод
ученик
язык
травы
корзины
города,
сороки
деревни
- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 – ед.ч., 2 – мн.ч.)
Упражнение 5.
Запишите слова во множественном числе.
ед.ч.
волна
ягода
яблоня
сова
воробей
бревно
помидор
чиж
мн.ч.
волны
ягоды
яблони
совы
воробьи
брёвна
помидоры
чижи
- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)
Имена существительные изменяются по числам
- Гимнастика для глаз
- Повторение. Занимательный материал.
- Запишите в клетки кроссворда слова:
синим цветом – одушевленные имена существительные;
зелёным – неодушевлённые имена существительные.
1 2
3 4 5
6 7
8
9
10
- Рефлексия. Итог урока (слайд 22)
- Что называется именем существительным? (слайд 8)
- Какие бывают имена существительные? (слайд 14)
- Как изменяются имена существительные? (слайд 19)
- Домашнее задание
- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8 – 10 слов):
1 ряд – записать одушевленные существительные ед.ч.
2 ряд – неодушевленные существительные ед.ч.
3 ряд – имена существительные мн.ч.
Методические рекомендации для учителя
Данный урок можно провести как на одном уроке, так и поделить его на фрагменты, поскольку по санитарным правилам и нормам учащиеся начальной школы должны просматривать видео, кино (а в нашем случае мультимедиа) в течение 7 – 10 мин.
1 фрагмент – введение понятия об имени существительном
2 фрагмент – одушевленные – неодушевленные имена существительные
3 фрагмент – число имен существительных
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...
Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построе...
Разработка урока по русскому языку 4 класс "Обобщение. Имя существительное"
Разработка урока, презентация...
План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"
Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...
Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".
создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...