Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_dekabrya_urok.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цели:
Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыка
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
- Изучение нового материала.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.)
- Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)
- Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера.
б) Фронтальная работа.
- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
- Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание.
Работа проходит на три уровня.
Спишите предложения, у существительных определите склонение. | Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. | Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. |
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. | Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. |
Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
- Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
- Домашнее задание.
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.
- Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как узнать склонение существительных?
Урок русского языка в 4 классе
«Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».
Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.
- Познакомить со способами подстановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога.
- Совершенствование знаний и умений по разделу «Имя существительное».
- Совершенствование умения разбирать предложения по членам с указанием частей речи.
- Развитие орфографической зоркости.
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных
Цель: формирование умения различать именительный и винительный падежи;
Задачи:
- показать отличие винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения,
- развивать наблюдательность, внимание, самоконтроль;
- воспитывать аккуратность, взаимовежливость.
I Оргмомент.
- Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.
II Мотивация на учебную деятельность.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Что значит просклонять имена существительные?
- Что значит изменить по падежам?
- Для чего нужно уметь склонять имена существительные?
- На этом уроке мы продолжим работу над изменением имён существительных по падежам.
III Минутка чистописания.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
бор т рубка
зал п овод
зуб р оса
- Какие буквы нужно поставить между этими словами, чтобы образовались новые?
- Эти три буквы вы запишите в тетрадь. Как вы думаете, почему именно эти три буквы вместе? ( у них одинаковые элементы)
- Припишите на строке соединение букв тпр.
- Разгадайте анаграммы:
потеха – пехота
лапоть – пальто
- К какой части речи относятся эти слова?
- Запишите эти имена существительные на следующей строке.
( Один ученик комментирует с места орфограммы в этих словах)
IV Словарная работа.
- Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую безударную гласную обозначаем ( синим – а, красным – о, зелёным – е)
- Слушаем и рисуем:
Газета, корабль, металл, рояль, тревога, камыш, костёр, ремонт, машина.
- Посмотрите на доску.
Проверьте себя: в таком ли порядке расположены цвета у вас? У кого так же поднимите руку. Поставьте себе на полях оценку «5». У кого одно исправление – «4».
V Открытие новых знаний.
1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.
- Вспомните, какие слова я называла?
- Составьте с любым из них предложение. Записать, прокомментировать.
- Определите падеж имён существительных в предложении. Подчеркните главные члены в этом предложении.
Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п.
Схема на доске
И. п. В. п.
- Как в предложении отличить И. п. имени существительного от В. п.? (Надо определить каким членом предложения оно является.)
- Какая же цель сегодняшнего урока? (Научиться отличать И. п. от В. п. в предложении)
- Как сформулировать тему урока? (Отличие И. и В. падежей имён существительных)
Тема записана на доске, но закрыта до этого момента.
VI. Физминутка
VII. Формирование умений
2. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 86 и выполните упр. №134.
- Прочитайте задание.
- Первые два предложения прокомментирует… (один из учеников)
Вторую пару предложений самостоятельно запишет и разберёт 1 ряд, третью пару – 2 ряд.
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
- Какой вывод можно сделать? (см. схему на доске)
- Следующее упражнение №135 выполните устно.
2 четверостишие – 1 ряд
3 четверостишие – 2 ряд
Комментирование
- Как различили падежи И. и В. имён существительных?
- Прочитайте, как об этом говорится в правиле (с. 87).
- Что ещё вы узнали из правила?
VIII Физминутка.
3. Творческое задание.
- Теперь поработайте в парах. Составьте предложения, в которых имена существительные употребляются в И. п. и В. п.
Взаимопроверка.
- Проверьте друг у друга предложения.
Чтение и комментирование предложений.
-Утром выпал снег. Я взял в руки снег.
IX Итог урока.
- Продолжите предложения:
1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)
2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)
3. Имена существительные в В.п. в предложении всегда … (является второстепенным членом предложения)
4. На уроке я понял…
5. Мне надо …
X Домашнее задание.
Стр.97 №4
- Спишите предложения и определите падеж имён существительных.
Урок русского языка.
Тема: Склонение имён существительных.
Цели: отработка умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; ознакомить с приёмами определения падежа.
Оборудование: карточки с падежами и падежными вопросами, компьютер, экран, магниты .
Ход урока.
1.Огранизационный момент, проверка готовности к уроку.
2.Настрой: настроились на работу, улыбнулись друг другу.
3. Работа над темой:
-В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом прекрасном дворце живёт одна очень важная особа. А кто это , вы легко догадаетесь, если будете внимательно слушать и активно работать на уроке.
Итак, мы начинаем!
Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы выберите слова, обозначающие предметы.(
-Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова: утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить.
Б)Словарная работа
В)Повторение сведений об имени существительном:
- Что объединяет все эти слова?
- А вот и та самая важная персона, о которой я говорила вам раньше. Её высочество Имя существительное. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.(слайды № 6-8)
В) Игра: Перепутались падежи и падежные вопросы! Нужно срочно всё расставить по порядку, а то разгневается Её Высочество!
Работа с разрезными карточками.
-Молодцы! А теперь займёмся склонением!(
Г) Склонение существительных весна, земля.
-Что изменилось в словах? Выделите окончание.
-Для чего нужно изменять окончания?
Д) Зрительно-слуховой диктант:
А теперь принцесса предлагает поиграть в прятки. Запишите текст и попробуйте найти её в тексте, а чтобы она не спряталась снова, подчеркните эти слова прямой линией с помощью линейки.
Е) –Определите падеж подчёркнутых существительных. Как это сделать?
В учебнике есть правило. Давайте найдём его и прочитаем.
Ж) Выполнение упражнения 102 из учебника.
З) Ну что же, с этим заданием вы справились. Молодцы! А теперь принцесса спрячется так, что найти её будет сложнее.
З) Подведение итогов урока.
Схема конспекта урока
Предмет русский язык Класс 4 класс
Тема урока Именительный и винительный падежи имён существительных
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум
Цели урока:
1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся различать существительные в именительном и винительном падежах, формировать навык употребления их в речи.
2.Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, в группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент, включающий: цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием. Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. Минутка чистописания Динамично помогает начать урок такой метод, как «Улыбнёмся друг другу». Этот метод способствует установлению контакта между учениками. | Организационный момент 1.Приветствие. - Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся, друг другу и начнём урок. Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа. 2. работа с пословицей. - Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Дети. Мы узнаем что-то новое. У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. Прочитайте слова, записанные на доске. бор т рубка зал п овод зуб р оса - Какие буквы нужно поставить между этими словами, чтобы образовались новые? - Эти три буквы вы запишите в тетрадь. Как вы думаете, почему именно эти три буквы вместе? ( у них одинаковые элементы) - Припишите на строке соединение букв тпр. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: определять правильность написания безударного падежного окончания имени существительного, осознанно использовать способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных, определять падеж и склонение. Словарная работа Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проверить умения по осознанному применению способов проверки безударных падежных окончаний имён существительных, определению падежей и склонения существительных. Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Приём использования сигнальных карточек позволяет проконтролировать усвоение учащимися теоретического материала. Критерием достижения целей и задач данного этапа урока является правильность выполнения задания, повторение алгоритма правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Мотивационная форма – работа с фразеологизмами. Они способствуют развитию внимания, товарищества и взаимопомощи. Методы: Беседа и устный опрос. Форма работы: фронтальная. | 1.Проверка домашнего задания. . Если утверждение верное, то покажите зелёный цвет, а если не верное - красный.
6. Из рощи, по капусте, с сирени. Приготовьте сигнальные карточки. IV Словарная работа. - Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую безударную гласную обозначаем ( синим – а, красным – о, зелёным – е) - Слушаем и рисуем: Газета, корабль, металл, рояль, тревога, камыш, костёр, ремонт, машина. - Посмотрите на доску. Проверьте себя: в таком ли порядке расположены цвета у вас? У кого так же поднимите руку. Поставьте себе на полях оценку «5». У кого одно исправление – «4». -Вставь пропущенные окончания в именах существительных, определи падеж, склонение. Лежать на солнышк…, дойти до пристан…, купаться в мор…, туфли из кож…, растет в Тундр…, шел по деревн…, показались на проталинк…, встать с постел…, ехал на верблюд…, гостить у бабушк… ( Дети дают ответ с помощью сигнальных карточек.)
- Чему вы учились, выполняя это домашнее задание? - Как определить правильность написания безударного падежного окончания имени существительного? 2. Вспомним алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. 3. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе. 1.Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику. 2.Не перебивай отвечающего. 3.Относись к ребятам так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Что такое фразеологизмы? - Какие вы знаете фразеологизмы на тему «Дружба»? «Ушки на макушке» - (внимательно слушай товарища) «Чувство локтя» - (чувство взаимной поддержки) «Стоять горой» - (Защищать своего товарища) -Эти правила надо соблюдать только на уроке? |
3. | Повторение и обобщение учебного материала Учебная цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: иметь конкретное представление о признаках именительного и винительного падежей имён существительных; уметь находить главные и второстепенные члены предложения, различать именительный и винительный падежи; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, развивать наблюдательность, произвольное внимание. Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: закрепить у учащихся конкретное представление о существительных в именительном и винительных падежах и совершенствовать умение различать их. Учить аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, является публичное выступление групп. Серия вопросов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы. Форма работы – групповая. Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему восприятию материала. Средством организации внимания является просмотр слайдов с помощью проектора и компьютера. Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока. | 1. Постановка учебной задачи. - Ребята, вчера я слышала разговор двух мальчиков. Спор у них вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это винительный падеж”. Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Но прежде послушаем сообщение – Улитиной Л. 2. Сообщение ученицы. Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Ученые задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место. -Какой вывод можно сделать? Действительно, на эти падежи нужно обратить особое внимание. - Но мы сегодня обратим внимание на два падежа: Именительный и винительный. Это и будет темой нашего урока. (слайд) -А кто может сформулировать цель нашего урока? (Повторить всё, что мы знаем об именах существительных в именительном и винительном падежах.) 3. Давайте вернёмся к нашей загадке. (слайд с загадкой ) “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Запишите предложение в тетрадь. Давайте, разрешим спор мальчиков и определим падеж существительного клубочек. Ребята, обсудите этот вопрос. Я думаю, что пришла пора заглянуть в ваши сундучки знаний . А теперь послушаем ваши ответы. - Что мы знаем о существительном в именительном падеже? - О существительном в винительном падеже? - Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи) - Есть ли в этом предложении предлоги? - К какому слову он относится? - Давайте найдем и подчеркнем основу предложения. - В каком падеже стоит существительное: определим падеж
Давайте определим падеж существительного.
- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги). Вот мы и разрешили спор мальчиков. Давайте подведём итог этой работы. Закончите моё предложение: Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п) Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в ………( В.п.) - А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь) Запишите отгадку и подчеркните орфограммы. Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п. Схема на доске И. п. В. п. Словесная оценка учителя. 4.Словарно – орфографическая работа Расшифруйте слова: гародо, лямзе, зожеле, агнором , лопдьща. (слайд) -Запищите полученные слова в столбик . Какой частью речи являются эти слова? - Определите склонение и падеж имён существительных. -Через черточку запишите эти слова, поставив их в винительный падеж. - Что для этого надо сделать? Дорога – дорогу Земля – землю Железо – железо Агроном – агронома Площадь - площадь - Сравните окончания у существительных в именительном и винительном падежах. Что вы заметили? (окончания в данных падежах различаются:1)у имён существительных 1-го склонения; 2)у одушевлённых имён существительных 2-го склонения.) 5. Ребята, откройте учебник на стр. 120 и сравните с нашими выводами. 6.Физминутка - А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носочки и потянуться. Итак, приступаем:Через лужу, весна, вода, за речку, поляна, улицу, дорога, в омут, |
4. | Закрепление учебного материала Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом. Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь. Приём мотивации - игровой момент «Засели домики», позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока. Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются самостоятельная работа с предложением и тест. Форма работы – групповая и индивидуальная. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Упражнение «Плюс, минус, интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. | 1. Дифференцированная работа. Работа с предложениями. 1-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже. 2-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже. Вокзал находится на окраине города. На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал. Этот вокзал был построен до войны. 3-я группа. – Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже. (работа по карточкам) 4-я группа - Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже. ( работа по карточкам) Море размывает берег. На опушку выбежал олень. Птицы вьют гнёзда. На дерево вспорхнула птица. -А теперь ребята, проверьте себя . (слайд с правильными ответами) Оцените свою работу. 2.А теперь послушайте, что о себе говорят Именительный и Винительный падежи. Я - Именительный падеж, А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. - Наши гости нам ещё раз напомнили о признаках именительного и винительного падежей. Это вновь нам пригодится при выполнении следующего задания. Упр.110 с.122 3.Упражнение на развитие речи.упр.111 с.122 Составьте предложение со словосочетанием, 4.Физкультминутка для глаз. 4.Игра «Засели домик». (Распределите словосочетания по домикам). подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая песня, уронил карандаш, новый альбом, попался в сеть, лесная опушка, за высокий забор. (Ответы детей) 5.Работа с учебником страница 121. упр. 107 по заданию( по дорог_ к подруг_ от речк_ за магазин_м) Учащиеся называют словосочетание, склонение и падеж. Производится разбор по чл. предложения и как часть речи. 1. (От) волка – сущ. (от кого?) 2. Н.ф.- волк 3. Пост.пр.- одуш., нариц., м.р., 2 скл. 4. Непост.пр.- Р.п., ед.ч. 5. Вт. Чл. 6.Тест 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? А Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего? 2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже? А –а,-я Б. –ой -ей В. –у,-ю Г. –ы, -и 3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже? А. в, на, через Б. без предлогов В. к, по Г. у, из, до, около 4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже? А подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом 5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру А И.п. Б. Р.п. В. Т.п. Г. В.п. - Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи) - Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня? (окончания в данных падежах различаются:1)у имён существительных 1-го склонения; 2)у одушевлённых имён существительных 2-го склонения.) -Над какой темой работали? Как поступить, чтобы отличить и.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. )
Рефлексия. -Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? Это мы узнаем, выполнив упражнение «Плюс, минус, интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
5. | Задание на дом. В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны учиться: составлять предложения, употребив в них одно из данных имён существительных (книга, площадь, учитель, озеро) в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа; находить в них главные члены предложения, определять падеж имён существительных; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умения в составлении предложений, употребив в них одно из данных имён существительных (книга, площадь, учитель, озеро) в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа; находить в них главные члены предложения, определять падеж имён существительных. Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. | Д/З по выбору:
Прозвени- ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. - Урок окончен. |
Урок-путешествие
Тема: Склонение имён существительных
Цели: 1.Совершенствовать умения в определении склонения и падежа им.существительных.
2. Развивать образное, ассоциативное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание.
3. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.
4. Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь
Оборудование: 3 макета домиков, снежинки, игрушки : Дед Мороз, Снегурочка, ёлочка, иллюстрации с изображением зимнего леса, поляны, макет камня , компьютер
Ход урока.
- Организация класса.
- Ребята, какой скоро праздник? Как готовитесь к нему дома? В школе? Любите ли вы этот праздник? За что? Что вы о нём знаете? Ответы уч-ся
( В качестве дополнения – краткое сообщение учителя об истории празднования Нового года) Учитель о Новом годе:
В России праздник Нового года ввёл Пётр I. По его указу 1 января 1700 года в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки. Москвичи украшали дома зелёной хвоей.
Отгадайте, о ком сейчас пойдёт речь
Человек немолодой с белой-белой бородой
Приводит за ручку к вам на праздник внучку.
. Дед Мороз
-Ребята, а что ещё необходимо для празднования Нового года? ( ёлка, Снегурочка).
Звуковое СМС
-Ой, ребята! На мой телефон пришло СМС, помогите пожалуйста мне его прочитать!( Ученик озвучивает содержание СМС):
ВСЕМ!ВСЕМ!ВСЕМ! Пропала Снегурочка! Помогите! Дед Мороз.
- Ребята, случилась беда. Что будем делать? Ответы детей.
-Я согласна с вами, нужно помочь Снегурочке. А что в данной ситуации мы можем сделать?
Ответы уч-ся.
-Обобщив ваши ответы, я сделала вывод: мы с вами отправляемся в СКАЗКУ. Там нас ждут различные препятствия. Чтобы их преодолеть и помочь Снегурочке, вам нужно быть дружными, помогать друг- другу и всем, кто нуждается в вашей помощи. Ведь в ГОД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ нужно быть особенно внимательным и заботливым к окружающим. Итак, отправляемся в путь!
Музыкальное сопровождение
На мониторе компьютера- заставка Зимний лес
II Проверка д/з ( словарная работа, разноуровневые задания )
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни ( хлопки в ладоши)
Хочешь этак, хочешь так-
Не обидятся никак( руки вперёд, ладони поворачивать то вверх, то вниз)
III Работа по теме урока
-Вот и первое препятствие. Перед нами гора Чистописания. Нам надо её перейти. Возьмите ручки и напишите по образцу, соблюдая правила каллиграфии.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проговаривание скороговорки каждым уч-ся, с одновременным движением рук: на каждую фразу переворачивая ладошки, дотрагиваясь до крышки парты.
- Вот и позади первое препятствие. Ребята, а как вы думаете, откуда этот топот? Кто, кроме нас, спешит на помощь к Снегурочке? Ответы детей
Обобщение учителя: верно, ребята, это Дед мороз тоже спешит на помощь Снегурочке. Какой же праздник без неё? Да и нельзя оставлять товарища в беде. Какая пословица нас учит этому?
Сам погибай, а товарища выручай.
Выставляется игрушка- Дед Мороз
- Теперь мы все вместе будем искать Снегурочку и найдём её обязательно. Ведь вы дружные, смелые, сильные и умелые.
Вот перед нами опушка Разминка
. Найдите в скороговорке им. существительные, определите склонение и падеж. Взаимопроверка.
– Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.
Игра « Вопрос другу» ( дети задают вопросы друг другу по теме, изученной на предыдущем уроке)
IV Работа по теме урока.
- Как вы думаете, помогут ли нам знания, полученные на уроках русского языка , найти Снегурочку? Ответы уч-ся
-Сегодня на уроке мы с вами поупражняемся в определении склонения и падежа им.существительных, закрепим навыки самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля, умение доказывать, продолжим работу по умению подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизации, взаимопомощи, а самое главное- будем искать Снегурочку!
-Ребята, что это там виднеется вдалеке? Это же Сказочный лес!
- А на поляне стоят 3 избушки на курьих ножках.
Зимушка-зима Дед Мороз Метель
Проблемная ситуация: как вы думаете, в каком домике могли спрятать Снегурочку, если в 1-м домике живёт Зимушка-зима, во 2-м домике- Дед Мороз, а в 3-м домике-Метель?
Аргументируйте свой ответ. Ответы детей
( Интересны ответы уч-ся при проведении урока. Вот некоторые рассуждения.
-В 1 домике Снегурочки быть не может, т.к. на крыше домика нарисовано солнышко , и она растает.
-Снегурочка может быть в 3 домике, т.к. там в окне виден Колобок, и она могла обратиться к нему за помощью.
-Снегурочка может быть во 2 домике, т.к. там живёт Дед Мороз, а она его внучка.
-Снегурочка может быть в 1 домике, т.к.существительное Снегурочка 1 склонения, и домики можно распределить по типу склонения).
Игра «Кто, кто в теремочке живёт?»
На магнитной доске даны слова ( см Приложение)
Задание. 1 уровень. Распределить их по домикам
2 уровень. Выполнить уровень1, + с любым из слов составить предложение, чтобы данное слово стояло в каком-либо падеже. Указать падеж.
3 уровень. Придумать сущ-е на тему «Зима», составить небольшой рассказ. Определить и склонение и падеж у данных им. сущ-х.
Самопроверка. – Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.
- Хорошо! Справились с заданием. Но Снегурочки здесь нет, и мы продолжим наше путешествие.
_ Смотрите, ребята, перепутье дорог и следы запутаны так, что ничего нельзя разобрать. Давайте попробуем справиться и с этой хитростью. Соедините стрелочками им.сущ. и падежи.
Работа в парах.
В лесу И.п.
Снегурочку П.п
С Бабой Ягой В.п
Кащей Бессмертный Р.п
У опушки Д.п
Около пня Т.п
Самопроверка.
-Ребята, давайте сейчас разделимся на 2 группы. Ведь так мы сможем быстрее найти Снегурочку!
Задание для групп: Составьте предложение, использовав все данные им. сущ-е. Определите склонение и падеж им.существительных. ( предлоги и окончания можно изменять)
Проверка. По 1 представителю от каждой группы читают получившиеся предложения, а представители групп оценивают работу, высказывая свои мнения, рекомендации, пожелания.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились, пора в путь.
Физминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
Выставляется макет камня
-Впереди указательный камень. Интересно, какая информация на нем? Может, он поможет нам найти Снегурочку? Подойдём поближе. Ребята, на камне написано лишь одно слово-ПРОСКЛОНЯЙ. Давайте выполним это задание, ведь у нас мало времени-Снегурочка в беде!
У доски 3 ученика, остальные выполняют работу в тетради.
Даны 3 слова: Свинья, праздник, Мышь. Задание-просклонять.
Взаимопроверка. При обнаружении ошибки пояснение даёт тот ребёнок, который нашёл ошибку.
-Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.
-Ребята, а как вы думаете, почему именно эти слова нам дали просклонять?
Ответы детей ( Уходит год Свиньи, отмечаем праздник, встречаем год Мыши)
V Закрепление.
- В чём состоит « хитрость» им. существительных 3-го склонения?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание им. существительного?
Письмо под диктовку с комментированием.
У доски-учащиеся цепочкой по 1 словосочетанию, с комментированием.
Вдоль дороги, у лесной опушки, на верхушке ели, поможем Снегурочке, на празднике, в гостях у Деда Мороза, Снегурочка в опасности, вместе с товарищами, в лесной чаще, за елью, по узкой тропинке Определить склонение и падеж им.сущ. Самопроверка.
-Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.
Зрительная гимнастика.
Следить за перемещением снежинки на мониторе компьютера
-Ребята, что-то виднеется впереди. Что же это?
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Ёлка, ель)
Достать игрушечную ёлку. Задание: Выполнить звуко-буквенный разбор существительных ЁЛКА, ЕЛЬ по группам.
( Пока дети выполняют задание, незаметно поставить игрушку-Снегурочку под ёлку).
Взаимопроверка.
-Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.
_Смотрите, ребята, кто там под ёлкой? Да это же наша Снегурочка! Видно, отстала она от Деда Мороза, была невнимательна , отвлеклась, любуясь красотой зимнего леса и вот результат-заблудилась. Но ей очень повезло, что мы с вами пришли ей на помощь, давайте пригласим её в гости к нам на ёлку, а заодно напомним ей правила поведения в лесу. Ответы уч-ся
-Ребята, сюжет какой сказки вам напомнила эта ситуация? ( сказка «Морозко»)
VI Итог урока. Рефлексия.
– Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие. Как вы думаете, почему мы смогли помочь Снегурочке? Правильно, потому что работали очень дружно, помогали друг другу, а также потому, что уже много знаете и умеете.
Давайте подведём итоги:
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудно?
– Какой вид работы с товарищами вам понравился, в парах или всем вместе?
- Кому из товарищей ты помог во время урока?
- О чем расскажете дома?
VII – Снежинка оказалась волшебной. Она помогала нам в течение всего урока контролировать себя.. Количество снежинок, которые вы нарисовали у себя на полях, соответствует вашей оценке за урок.
Оцените свою работу
Ещё вас ждёт 1 сюрприз, и мы разыгрываем приз
Тот , кто работал хорошо, вы выберете сами.
( Дети отдают свои снежинки, вырезанные своими руками на уроке технологии тому учащемуся, который, по их мнению, лучше всех работал на уроке)
Оценивание работы учащихся учителем
VIII Домашнее задание: мини-сочинение « Приключения Снегурочки в зимнем лесу»
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Получили много знаний,
Повторили, поиграли,
Поработали на славу
И себя вы показали.
И в заключение урока я хочу, чтобы вы выразили своё настроение каким-либо цветом.
Нарисуйте на полях снежинку тем цветом, каким вам хочется в данный момент.
Урок закончен. Молодцы.
Характеристика цветового настроения:
Красный-восторженное
Оранжевый-радостное
Жёлтый-приятное
Зелёный-грустное
Синий-спокойное
Чёрный-тревожное
Фиолетовый-унылое
( По окончании урока 2 уч-ся выбрали красный цвет, 2 уч-ся-оранжевый. 1 уч.- синий, 2 уч-ся-жёлтый)
Снеговик
ель
Баба Яга
ёлка
Дед Мороз
Снегурочка
изморозь
снежок
метель
Новый год
коньки
дети
праздник
метелица
Resource id #132По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Урок по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных"
Урок по русскому языку в 3 классе. Род имен существительных....
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Род имени существительного во множественном числе"
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Сравнение имени существительного и имени прилагательного"
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Склонение имен существительных"
Урок соответствует ФГОС. В уроке выдержаны все этапы проведения, собран интересный разнообразный материал....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Род имени существительного: женский, мужской, средний"
Данный конспект урока можно использовать при проведении закрепления темы "Род имен существительных"....