Рабочая программа по предмету "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
В данной разработке представлена учебная рабочая программа по русскому языку на 2023-2024 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 50.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе начального
общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов
МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- вычленять звуки из слова;
- различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- понимать прослушанный текст;
- читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
- находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- составлять предложение из набора форм слов;
- устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство общения;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
- определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
- находить однокоренные слова;
- выделять в слове корень (простые случаи);
- выделять в слове окончание;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
- определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- определять значение слова в тексте;
- распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
- изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
- распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
- распознавать личные местоимения (в начальной форме);
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
- различать предлоги и приставки;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
- формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
- определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
- определять ключевые слова в тексте;
- определять тему текста и основную мысль текста;
- выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
- составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
- писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
- объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
- осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
- объяснять роль языка как основного средства общения;
- объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
- проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
- подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
- проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
- устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
- определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
- определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
- устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
- различать предложение, словосочетание и слово;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
- разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
- правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
- осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
- создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
- определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
- корректировать порядок предложений и частей текста;
- составлять план к заданным текстам;
- осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
- осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
- писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
- осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
- уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||
1 | Общие сведения о языке | 1 | 0 | 0 |
2 | Развитие речи | 30 | 1 | 10 |
3 | Состав слова | 5 | 0 | 0 |
4 | Фонетика и графика | 2 | 1 | 0 |
5 | Синтаксис | 16 | 3 | 0 |
6 | Лексика | 5 | 0 | 0 |
7 | Морфология | 43 | 0 | 0 |
8 | Орфография и пунктуация | 50 | 1 | 0 |
Резервное время | 18 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 3 | 10 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Русский язык как язык межнационального общения | 1 | 0 | 0 | |
2 | Текст: тема и основная мысль | 1 | 0 | 0 | |
3 | Текст: заголовок | 1 | 0 | 0 | |
4 | Вспоминаем типы текстов | 1 | 0 | 0 | |
5 | Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста | 1 | 0 | 1 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
7 | Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные | 1 | 0 | 0 | |
8 | Входной диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | 0 | |
9 | Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) | 1 | 0 | 0 | |
10 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | 0 | 0 | |
11 | Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение | 1 | 0 | 0 | |
12 | Предложение и словосочетание: сходство и различие | 1 | 0 | 0 | |
13 | Словосочетание | 1 | 0 | 0 | |
14 | Связь слов в словосочетании: обобщение | 1 | 0 | 0 | |
15 | Связь слов в словосочетании | 1 | 0 | 0 | |
16 | Предложения с прямой речью после слов автора | 1 | 0 | 0 | |
17 | Речь: диалогическая и монологическая | 1 | 0 | 0 | |
18 | Речевая культура диалога Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
19 | Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. | 1 | 0 | 0 | |
20 | Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. | 1 | 0 | 0 | |
21 | Простое и сложное предложение | 1 | 0 | 0 | |
22 | Сложные предложения | 1 | 0 | 0 | |
23 | Сложные предложения с союзами и, а, но | 1 | 0 | 0 | |
24 | Сложные предложения без союзов | 1 | 0 | 0 | |
25 | Самостоятельная работа по теме «синтаксический анализ предложения» | 1 | 0 | 0 | |
26 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 0 | 0 | |
27 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзом и | 1 | 0 | 0 | |
28 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 0 | 0 | |
29 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами без союзов | 1 | 0 | 0 | |
30 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов | 1 | 0 | 0 | |
31 | Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 | 0 | 0 | |
32 | Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях | 1 | 0 | 0 | |
33 | Самостоятельная работа по теме «Повторение» | 1 | 0 | 0 | |
34 | Сочинение как вид письменной работы | 1 | 0 | 1 | |
35 | Характеристика звуков русского языка | 1 | 0 | 0 | |
36 | Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
37 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов | 1 | 0 | 0 | |
38 | Соотношение звукового и буквенного состава слов | 1 | 0 | 0 | |
39 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов | 1 | 0 | 0 | |
40 | Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов | 1 | 0 | 0 | |
41 | Учимся понимать фразеологизмы | 1 | 0 | 0 | |
42 | Учимся использовать фразеологизмы | 1 | 0 | 0 | |
43 | Повторяем состав слова | 1 | 0 | 0 | |
44 | Основа слова | 1 | 0 | 0 | |
45 | Неизменяемые слова: состав слова | 1 | 0 | 0 | |
46 | Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи | 1 | 0 | 0 | |
47 | Отрабатываем разбор слова по составу | 1 | 0 | 0 | |
48 | Обобщение: самостоятельные и служебные части речи | 1 | 0 | 0 | |
49 | Как образуются наречия | 1 | 0 | 0 | |
50 | Наречие: значение, вопросы, употребление в речи | 1 | 0 | 0 | |
51 | Наречие: обобщение знаний | 1 | 0 | 0 | |
52 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | 0 | 0 | |
53 | Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» | 1 | 0 | 0 | |
54 | Союз как часть речи Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
55 | Наблюдаем за правописанием числительных | 1 | 0 | 0 | |
56 | Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" | 1 | 0 | 0 | |
57 | Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" | 1 | 0 | 0 | |
58 | Имена существительные 1, 2, 3го склонения | 1 | 0 | 0 | |
59 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения | 1 | 0 | 0 | |
60 | Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения | 1 | 0 | 0 | |
61 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения | 1 | 0 | 0 | |
62 | Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения | 1 | 0 | 0 | |
63 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения | 1 | 0 | 0 | |
64 | Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения | 1 | 0 | 0 | |
65 | Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 | 0 | 0 | |
66 | Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 | 0 | 0 | |
67 | Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 | 0 | 0 | |
68 | Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 | 0 | 0 | |
69 | Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 | 0 | 0 | |
70 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 | 0 | 0 | |
71 | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе | 1 | 0 | 0 | |
72 | Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
73 | Несклоняемые имена существительные | 1 | 0 | 0 | |
74 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 0 | 0 | |
75 | Правописание суффиксов имён существительных | 1 | 0 | 0 | |
76 | Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение | 1 | 0 | 0 | |
77 | Контрольный диктант за I полугодие с грамматическим заданием | 1 | 1 | 0 | |
78 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | 1 | 0 | 0 | |
79 | Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных | 1 | 0 | 0 | |
80 | Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе | 1 | 0 | 0 | |
81 | Склонение имён прилагательных | 1 | 0 | 0 | |
82 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 0 | 0 | |
83 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | 0 | 0 | |
84 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе | 1 | 0 | 0 | |
85 | Пишем сочинение-описание на тему | 1 | 0 | 1 | |
86 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 | 0 | 0 | |
87 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация | 1 | 0 | 0 | |
88 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение | 1 | 0 | 0 | |
89 | Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | 0 | 0 | |
90 | Самостоятельная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 | 0 | 0 | |
91 | Местоимение | 1 | 0 | 0 | |
92 | Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа | 1 | 0 | 0 | |
93 | Склонение личных местоимений Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
94 | Правописание личных местоимений | 1 | 0 | 0 | |
95 | Раздельное написание личных местоимений с предлогами | 1 | 0 | 0 | |
96 | Пишем сочинение-повествование на тему | 1 | 0 | 1 | |
97 | Глагол как часть речи | 1 | 0 | 0 | |
98 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» | 1 | 0 | 0 | |
99 | Неопределенная форма глагола | 1 | 0 | 0 | |
100 | Личные формы глагола | 1 | 0 | 0 | |
101 | Самостоятельная работа по теме "Глагол" | 1 | 0 | 0 | |
102 | Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам | 1 | 0 | 0 | |
103 | I и II спряжение глаголов | 1 | 0 | 0 | |
104 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 0 | 0 | |
105 | Способы определения I и II спряжения глаголов | 1 | 0 | 0 | |
106 | Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | 0 | 0 | |
107 | Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа | 1 | 0 | 0 | |
108 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа | 1 | 0 | 0 | |
109 | Отработка способов определения I и II спряжения глаголов | 1 | 0 | 0 | |
110 | Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | 0 | 0 | |
111 | Правописание безударных личных окончаний глаголов Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
112 | Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов | 1 | 0 | 0 | |
113 | Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов-исключений | 1 | 0 | 0 | |
114 | Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи | 1 | 0 | 0 | |
115 | Безударные личные окончания глаголов: систематизация | 1 | 0 | 0 | |
116 | Настоящее время глагола | 1 | 0 | 0 | |
117 | Прошедшее время глагола | 1 | 0 | 0 | |
118 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 0 | 0 | |
119 | Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | 0 | 0 | |
120 | Будущее время глагола | 1 | 0 | 0 | |
121 | Самостоятельная работа по теме «Времена глагола» | 1 | 0 | 0 | |
122 | Повелительное наклонение глагола: наблюдение | 1 | 0 | 0 | |
123 | Образование повелительного наклонения глагола | 1 | 0 | 0 | |
124 | Особенности разбора глаголов по составу слова | 1 | 0 | 0 | |
125 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 0 | 0 | |
126 | Правописание глаголов с орфограммами в суффиксах | 1 | 0 | 0 | |
127 | Глагол в словосочетании | 1 | 0 | 0 | |
128 | Глагол в предложении | 1 | 0 | 0 | |
129 | Морфологический разбор глагола Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
130 | Частица не, её значение | 1 | 0 | 0 | |
131 | Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины | 1 | 0 | 1 | |
132 | Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" | 1 | 0 | 0 | |
133 | Правописание глаголов на -ться и –тся | 1 | 0 | 0 | |
134 | Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся | 1 | 0 | 0 | |
135 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | 0 | 0 | |
136 | Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов | 1 | 0 | 0 | |
137 | Безударные личные окончания глаголов: обобщение | 1 | 0 | 0 | |
138 | Самостоятельная работа по теме "Предложения с обращениями" | 1 | 0 | 0 | |
139 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 0 | 0 | |
140 | Изученные правила правописания глаголов: систематизация | 1 | 0 | 0 | |
141 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" | 1 | 0 | 0 | |
142 | Отрабатываем изученные правила правописания глаголов | 1 | 0 | 0 | |
143 | Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа | 1 | 0 | 0 | |
144 | Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 | 0 | 0 | |
145 | Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора | 1 | 0 | 0 | |
146 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 0 | 0 | |
147 | Ситуации устного и письменного общения Словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
148 | Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление | 1 | 0 | 0 | |
149 | Нормы речевого этикета | 1 | 0 | 0 | |
150 | Пишем сочинение-рассуждение на тему | 1 | 0 | 1 | |
151 | Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения | 1 | 0 | 0 | |
152 | Можно ли по-разному читать один и тот же текст? | 1 | 0 | 0 | |
153 | Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста | 1 | 0 | 0 | |
154 | Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения | 1 | 0 | 0 | |
155 | Текст. Образные языковые средства | 1 | 0 | 0 | |
156 | Текст. Структура текста | 1 | 0 | 0 | |
157 | Текст. План текста | 1 | 0 | 0 | |
158 | Пишем подробный пересказ текста | 1 | 0 | 0 | |
159 | Пишем собственный текст по предложенному заголовку | 1 | 0 | 1 | |
160 | Пишем текст по предложенному плану | 1 | 0 | 0 | |
161 | Итоговый диктант с грамматическим заданием | 1 | 0 | 0 | |
162 | Как сделать текст интереснее | 1 | 0 | 0 | |
163 | Пишем сжатый пересказ текста | 1 | 0 | 1 | |
164 | Редактируем предложенный текст | 1 | 0 | 0 | |
165 | Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста Контрольный словарный диктант | 1 | 0 | 0 | |
166 | Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста | 1 | 0 | 0 | |
167 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | 1 | 0 | 0 | |
168 | Пишем подробный пересказ текста | 1 | 0 | 0 | |
169 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | 1 | 0 | 0 | |
170 | Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа | 1 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 3 | 10 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные планы к учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г. для 1, 2, 3,4 классов
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/?-
https://www.yaklass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...