Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Перенос слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrurok_26.10.22_2klass_gotovoe.docx | 45.71 КБ |
perenos_2.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Перенос слов
Класс: 2 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний через создание проблемной ситуации
Дата проведения: 26. 10. 2022 г
Цели урока:
- Знакомство с правилами переноса слов;
- Формирование умения переносить слова с одной строки на другую;
- Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Задачи:
обучающие:
- формировать новые способы действий;
- обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов;
развивающие:
- формировать умения логически рассуждать, выделять главное;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные связи: окружающий мир, развитие речи
Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока
- умение слушать и понимать других;
Регулятивные УУД:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- умение переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
Технологии: элементы технологии интерактивного обучения и здоровьесберегающей технологии.
Методы:
− частично-поисковый
− проблемный
− репродуктивный
− работа с книгой, тетрадью.
Формы работы:
− парная работа;
− групповая работа.
Оборудование:
− учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;
− рабочая тетрадь;
− карточки;
− мультимедийный проектор, экран;
− компьютер;
− электронное приложение к учебнику
Ход урока слайд № 1
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Значит, грамотно писать
Должен научиться!
Прозвенел опять звонок,
Он зовёт нас на урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
- Минутка чистописания
Запишите: 26 октября
Классная работа
Труд – дорога к успеху!
(Если есть труд – значит, будет и успех!)
Больше науки – умные руки.
Где труд, там и счастье!
Без усилий нет успеха!
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете?
(Чтобы пришел успех, необходимо прикладывать усилия, трудиться. )
- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, радостным)
- Почему важно приступать за работу с хорошим настроением?
(Чтобы быстр, легко справиться с работой)
- Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания русского языка, обобщить накопленные умения.
- С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь, и я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!
2. Словарная работа
- Сегодня на уроке вы продолжите работу со словами, а все ваши знания обязательно вам пригодятся. Учебник с.72 упр.109.
Заглянула осень в сад - слайд №
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Владимир Александрович Степанов
- Прочитайте шепотом. Кто хочет прочитать выразительно?
- Придумайте заголовок? (Осень)
****- Назовите синоним к слову «Золотые»? (золотой, лимонный, янтарный, соломенный)
****- Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью?
(Листопад).
- Узнайте слово из этого четверостишия, по его лексическому значению:
Имеющий окраску одного из основных цветов спектра, среднего между оранжевым и зеленым, цветом яичного желтка, золота? (Жёлтый).
- Какая буква в слове жёлтый пишется не так как слышится? (ё)
- Это новое словарное слово. Запишите. Подчеркните «опасное место в слове».
- Почему не обозначено ударение в этом слове?
3. Определение темы урока
- Давайте повторим, какая тема нашего урока?
(Мы будем изучать правила переноса слов с одной строки на другую.)
- По какому плану будем работать?
1. Вспомним правила переноса слов.
2. Будем учиться применять полученные знания.
3. Поупражняемся в переносе слов.
- Сегодня я расскажу вам сказку, в которой, как и в любой другой сказке, будет волшебство. Наша сказка, вероятно, тоже сможет чему-то научить нас.
Итак, жили-были слова. Однажды они сильно загоревали о том, что при письме ученики записывают их так, что им, буквально, хочется заплакать.
Слово «ученики», например, сказало: «Один мальчик записывал предложение в тетрадь и изменил в моём слове размер букв так, что мне стало ужасно тесно на строке!!!»
И ещё много слов подтвердили, что и с ними происходило подобное.
«А вот у меня своя беда!!! - закричало слово «дом», - ученики часто записывают моё слово так, что буква «м» в моём слове частенько плачет от одиночества!»
«И у меня похожая ситуация, - тихо сказало слово «усы», - мою букву «у» тоже часто оставляют одну».
Другие слова тоже сильно жаловались и возмущались...
Наконец, слово «проблема» спросило: «Что же мы будем делать?!»
А слово «эврика» воскликнуло: «Нужно идти в Царство Грамотея. Он нам точно поможет!!»
В одну секунду все буквы оказались в Царстве Грамотея. Они пожаловались Грамотею на свои проблемы. Умный и добрый Грамотей дал буквам такой совет:
- Конечно, иногда, при записи слов, мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но что бы это сделать, надо знать правила. Тогда у нас не будет проблем.
- В русском языке много «тайн», которые знает Грамотей и обязательно с нами поделится, в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку он подобрал поговорку, которая станет ключом к изучению нашей темы урока: «Всё тайное становится явным».
- Как вы понимаете эти слова?
(Фраза (фразеологизм) употребляется в прямом смысле - как бы ни пытались что-либо скрыть или утаить, это всё равно, рано или поздно, станет известно).
- Сегодня мы вспоминаем все «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая «тайна» обозначена знаком вопроса.
(На доске 5 табличек с цифрами и карточка с ладонью)
4. Актуализация знаний
Ученик открывает 1 правило под первой цифрой – «Слова переносятся по слогам».
Вспомним стихотворение-правило о переносе слов.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Перенос веди толково
Чтобы дело шло на лад
Раздели на слоги слово
Как на дольки шоколад.
-Вернёмся к нашей пословице. Давайте разделим каждое слово для переноса.
Труд – дорога к успеху!
Труд – до-ро-га к ус-пе-ху!
Ученик открывает 2 правило под второй цифрой – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву».
Осень, якорь, иней.
- Эти правила мы с вами уже знали, не так ли?
- Послушайте стихотворение-шутку Александра Александровича Шибаева «Как я перенёс слова» (1923 – 1979)
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос? слайд №
Лексическое значение слов.
- Всем понятно лексическое значение слова ЕДВА? объясните мне его.
(Насилу, с трудом, еле–еле. Едва добежал дистанцию.)
- А лексическое значение слова ОПЯТЬ?
(Еще раз, снова. Прозвенел опять звонок.)
- Какой вывод сделаем? Можно ли переносить слово опять?
(слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)
- Придумайте несколько своих примеров.
(узор, осень, змея, обувь, якорь, угол, иней, улей …)
Можно подключить гостей.
- Запишите одно слово на это правило.
Ученик открывает 3 правило под третьей цифрой – «Буквы ъ, ь не переносятся на следующую строку».
Пальто, крыльцо, маленький, сильный, платье, льёт.
Ученики по одному выходят к доске и ножницами разрезают напечатанные слова для переноса.
Паль-то, крыль-цо, силь-ный, пла-тье?! (проблема), льёт, пись-мо.
Разделить ножницами эти слова.
- Давайте поразмышляем, почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной?
- Можно ли сказать, что согласный звук и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук?
- Можно ли разделить звук?
- Запишите одно слово на это правило.
4 правило под четвёртой цифрой – «Буква й не переносится на следующую строку».
Клей, стройка, улей, лейка, плойка.
- Какие слова нельзя перенести?
Клей, улей, строй-ка, , лей-ка, плой-ка.
- Запишите одно слово на это правило.
5 правило под пятой цифрой – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом».
Касса, аллея, рассказ, суббота.
Кас-са, ал-лея, рас-сказ, суб-бо-та.
- Запишите одно слово на это правило.
- Молодцы, ребята! Все карточки открыты, дело движется к завершению (обобщению, применению этих правил на практике).
5. Физминутка.
6. Обобщение изученного.
- Как определить, поняли вы тему урока или нет? (поработать самостоятельно)
- Ваша задача – разделить слова для переноса.
Запись под диктовку:
Лейка, жуки, кузнечик, пальчик, суббота, день.
Проверка. слайд №
- У кого возникли трудности?
- В чём причина?
- Не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность отработать эти правила.
- Кому все удалось? Молодцы! Хвалю. Благодарю за работу.
7. Итог урока
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний,
Непременно пополнять.
- Давайте повторим правило, как переносить слова с одной строки на другую?
Вспомним нашу ладошку! В правиле 5 пунктов, как 5 пальчиков.
- Надеюсь, нашу копилку знаний мы тоже пополнили новыми умениями.
- Мы выполнили задачи урока?
- Давайте озвучим эти правила. слайды № 6-10
- Цель урока достигнута?
- Проверю сейчас.
На доске: Мы изуч-аем пер-енос слов.
- В чём моя ошибка?
- А как правильно разделить эти слова для переноса?
Мы изу-ча-ем пе-ре-нос слов.
- Как вы думаете, для чего нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? (мы становимся образованными, грамотными и экономим место на строке, экономим лист в тетради, а следовательно экономим бумагу и бережём лес.)
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
ТЕСТ
Ф.И.________________________________________________
1. Как переносятся слова?
а) по слогам
б) как поместятся
2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?
а) да;
б) нет
3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?
а) да;
б) нет
4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
а) да;
б) нет.
______________________
8. Самооценка
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Поднимите карандаши
трёх цветов:
- Я всё понял, могу объяснить другу.
- Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.
- У меня ещё не всё получается, но я постараюсь. слайд № 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? «П Р О Б Л Е М А»
! «Э В Р И К А»
Ц а р с т в о Г р а м о т е я
Ц а р с т в о Г р а м о т е я М О Л О Д Ц Ы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Развитие умения переносить слова. (й при переносе).
Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".
Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...
презентация к уроку русского языка "Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка "Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс
Цель: познакомить с правилами переноса слов....
Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс
Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...