Перенос слов. Правила переноса слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сосунова Анна Юрьевна

Конспект урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov._pravila_perenosa_slov.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

.

    Конспект урока русского языка во 2-А классе

       «Перенос слов. Правила переноса слов».

Выполнила:

учитель начальных классов

Сосунова А.Ю.  

                                                                                               

Пос.с/за Останкино, 2023-2024 учебный год

Дата: 06.10.2023г.                                                                                                         Тема урока:  Перенос слов. Правила переноса слов.
Тип урока
: урок открытия  новых знаний. 

Цели:

-Знакомство учащихся с  правилами  переноса слов;

-формирование умения переносить слова с одной строки на другую;

-Развитие логического мышления (операции анализа и сравнения);

-Обогащение  словарного запаса;

-Развитие  самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Задачи: 
Обучающие:  формировать новые способы действий; обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов;

Развивающие:  формировать умения логически рассуждать, выделять главное;  развивать у учащихся воображение, мышление, речь ; 
Воспитательные: воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свою устную и письменную речь;  бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки. 

Планируемые результаты: 
Личностные УУД:

- умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- проявление творческого отношения к процессу обучения; 
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. 
Метапредметные 
Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; 
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока   - умение слушать и понимать других; 
Регулятивные УУД:    - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;    - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Предметные:    - умение   переносить слова с одной строки на другую по   алгоритму 
Технологии:  Элементы технологии интерактивного обучения и здоровьесберегающей технологии.    

                                  Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель.  На урок зовёт звонок,                                                                                                                                  Начинать пора урок.                                                                                                                                                        Будем мы работать  дружно                                                                                                                                        И узнаем, что нам нужно!

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Запишите число, классная работа, 

   2. Актуализация знаний     Работа в тетради.
   Минутка чистописания.  Запись на доске. На первой строке: буквосочетания: ль ьм ьу . На второй строке: Ум да разум надоумят сразу.(дети прописывают первую и вторую строку )

Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

На доске запись:   Пенал, заяц , дорога, тетрадь , карандаши. 
Учитель. А теперь давайте проверим вашу зоркость. Прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их и записать орфографически правильно по памяти.

-Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Придумайте и запишите предложение с одним их них. (Несколько человек зачитывают свои предложения). Посчитайте, сколько слогов в этих словах? 
3. Физкультминутка.
4. Самоопределение к деятельности (Создание проблемной ситуации)

Учитель. Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения? Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

Читаю стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова».
Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес:                                                                                                         Едва – е-два
И получил за это 2!
Укол – у-кол
И получил за это кол…
Опять – о-пять
Теперь, наверно, будет пять!!!

Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) 
Почему? (Он не знает правила переноса.) 
Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.) 
Чтобы не получать «два», мы сегодня изучим правила переноса
.

Чего мы пока не знаем, как вы думаете?

(С помощью учителя формируют тему урока, ставят цель урока)

 Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Ученик. Мы будем изучать правила переноса слов с одной строки на другую.

Учитель.  Конечно, иногда при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово на помещается на строке. Но что бы это сделать, надо знать правила Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения.

По какому плану будем работать?  

Узнаем правило переноса.  

Поупражняемся в переносе слов.  

Будем учиться применять новое знание.

5. Открытие «нового знания»

Как разделить слова на слоги?    ( знакомство с правилами переноса слов)

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.

 Проговорим о правилах переноса.

 

Учитель. А теперь сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно? 
Дети работают в парах. Сравнивают с учебником и делают вывод: мы открыли больше правил.

Повторим все вместе:
Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

( На доске запись)  

ДО-РО-ГА, ШИ- МА - НА, РУШ – ИГ – КИ.  - Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны?

Учитель.- Из скольких слов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса.

До-рога, доро-га, ма - шина, маши – на,  иг – рушки, игруш – ки.                                                             - Сколько способов переноса в словах их трех слогов? ( 2 способа).

Учитель.- А теперь откройте учебник на странице 61 и найдите упражнение 110. Прочитайте задание

Какое задание нужно выполнить? Да, нужно найти слова из двух слогов и записать их, разделив на слоги (ученика выполняют на доске, все – в тетрадях).

Ро-яль, ок-но, лис-тья, ос-лик.                
Лодка, большой, умывайся, друзья, лось, дуб, яма, человек, страна, ребята. 
Учитель.- Разделите слова для переноса, подчеркните слова, которые нельзя перенести. 

6. ФИЗМИНУТКА.
Учитель. Я называю слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.

Мясо, лось, бусы, яма, сани, молоко, Аня, весна

7. Работа с рядом слов.

Прочитайте слово, в котором:

- ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука.

- Есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились? (Роль Ь, правило определения слогов.)

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? ( Обозначить гласные буквы)

Учитель.  Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

Ученик. Да, переносить слова надо по правилам.

8. Закрепление.

Учитель. В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова: «Всё тайное становится явным».

Как вы понимаете эти слова?

 Сегодня мы раскрываем  «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.

(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)

Напомню  первую. 

Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Море? (мо-ре) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар). Как же мы переносили слова? (по слогам)

Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам».

Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять настроке и переносить одну букву».

Учитель. Вы согласны?

 Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь не переносятся на следующую строку».

  4 правило под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку».

 5 правило под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом».

Коллективная работа. 

Приступаем к выполнению упр. 109 ( разбор сообща).

 Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать выразительно? Подумайте, какой заголовок можно придумать? (Осень).    Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели). Выполните письменное задание к тексту.

9. Закрепление нового способа действия.

Давайте вернемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? А почему мы не записали слова укол и опять? Почему их нельзя переносить?

Вывод: при переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку. 

ӏ0. Информация о домашнем задании.

Обеспечиваю понимание цели, содержании и способов выполнения домашнего задании. На дом: страница 64, упражнение 115; выучить правило.

11. Рефлексия. Оцените свое участие в уроке. О чем узнали? Над чем нужно еще поработать? Что осталось неясным? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.»

КОНСПЕКТ Урока русского языка в 1 классе на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.» ...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

" Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов судвоенными согласными"

Русский яык 3классТема урока" Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными "...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

В материале рассматриваются вопросы слогоделения и деления слов для переноса....

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

Правила деления на слоги. Правила переноса слов....

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" "Наблюдение за различением звуков в словах типа Люда - Юра. Правила переноса слов"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о двойной роли букв у, а, ю, я; формирование умения обозначать буквами е, ё, ю, я в начале слов и после согласных; развитие навыка звуко-буквенного анализ...