Имя существительное и его роль в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существитьельное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._29.01.20.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Имя существительное и его роль в речи»
Класс: 3 «А» класс
Учитель: Абраменко Е. В.
Дата: 29.01.2020 г.
Цель: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; формирование понятия «имя существительное».
Планируемые результаты:
- закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
- совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;
- совершенствование умения находить существительные, которые отвечают на вопрос что? или кто?;
- конкретизировать понятие слова предмет;
- повторить понятие устаревших слов;
- совершенствование умения находить и определять изученные части речи;
- совершенствование умения работать с орфографическим и толковым словарями;
- развивать устную речь, память, мышление;
- воспитывать умение аргументировать своё мнение, общаться со сверстниками, любознательность.
Ход урока:
1. О.н.у.
2. Мин. чистописания
Ии Йй
- Чем отличаются эти звуки?
3. Словарь: извините, интересный.
Исполнительность человека славит.
- Объясните смысл этой пословицы.
Пословица о достоинстве человека, о его хорошем качестве – исполнительности. Она восхваляет это достоинство.
4. Определение темы урока
- Какая тема урока русского языка была вчера? Что мы повторяли?
Части речи ( им. сущ., глаг., им. прил., местоимение, имя числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие)
- Назовите части речи в пословице.
Константин Георгиевич Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»
- Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»?
- Что помните о существительном?
Раскрыть (не все!) карточки на доске.
Одушевлённые или Неодушевлённые
Собственные или Нарицательные
Имена существительные изменяются по числам.
(единственное число и множественное число)
Привести примеры к каждому определению.
5. Сообщение темы урока.
- Как вы уже догадались тема урока «Имена существительные»
Работа с карточкой у доски - я вспомню… я научусь…
Я вспомню: что такое имя существительное
Я научусь:
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
- Говоря определение им. сущ. вы употребили слово предмет. Что вы понимаете под словом ПРЕДМЕТ?
Беседа с учащимися.
Вывод:
Имена существительные дают названия всем предметам.
Дополните ряды существительных:
- живые существа: девочка . . .
- явления природы: гроза . . .
- явления общественной жизни: митинг . . .
- признак как предмет: синева . . .
- действие как предмет: бег . . .
- абстрактные понятия: счастье . . .
- конкретные понятия: дверь . . .
- Живые существа: человек, дети, кузнечик, кит, заяц…
- Растения: трава, кусты, тюльпаны, клён…
- Вещества: металл, вода, глина, клей…
- Чувства и качества: радость, печаль, смелость, гордость…
- События: салют, праздник, утренник, урок…
- Фамилии, имена, отчества название предметов: Ольга…
- Клички животных: Мурка…
- Географические названия: Россия…
(названия городов, рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)
- Названия газет, журналов, книг, картин, кинофильмов, спектаклей:
- Названия кораблей, поездов, различных организаций…
Этот список можно продолжить. Но зачем? Мы просто определим, что слово является именем существительным, если к нему можно поставить вопросы кто это? или что это?, и если оно обозначает предмет в широком смысле этого слова и значение этого слова можно объяснить.
- А разве мы не знали об этом?
- Так зачем мы снова повторяем, возвращаемся к этой теме?
- Значит, не всё знаем!
6. Работа с учебником.
Учебник с. 7 (Будем учиться…)
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.
Учебник с. 8 у пр. 8
- Прочитайте стихотворение Александра Круглова «Снег»
- Какую картину вы представили, читая стихотворение?
- Немного, наверное, позавидовали такой зимней погоде, порадовались за детей.
- Найдите в предложениях имена существительные.
По каким признакам вы их определили?
- Сколько здесь всего слов?
- Сколько здесь имён существительных?
7. Работа над темой.
- Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице...
- Найдите в тексте непонятные слова.
- Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.
Злато – то же, что золото (драгоценный металл).
Царь – титул (почётная должность) монарха (верховный правитель). Царь - почётная должность верховного правителя.
Палата – комната.
Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.
Венец – это корона. Символ власти.
Дума – мысль, размышление.
Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления.
Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.
- Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)
- Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)
- Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.
Из известного нам отрывка исключим все имена существительные
Видит: весь сияя в …,
… … сидит в …
На … и в …
С грустной … на … ..
- Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.
- А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.
…, весь сияя в злате,
Царь Салтан … в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице...
- Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.
Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию!
- Лев Васильевич Успенский сказал:
«Имя существительное – хлеб языка».
- Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Лев Васильевич Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.
- Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую, вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель читает вслух стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте).
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
- Это стихотворение снова примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Лев Николаевич Толстой так писал об этом стихотворении: “В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”. Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова.
А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т. д.)
- Таким образом, мы доказали справедливость слов Льва Успенского.
8. Сообщения детей.
1. Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
2. Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.
3. Константин Георгиевич Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
9. Подведение итогов урока.
- Что такое имя существительное?
- Приведите примеры существительных и скажите, что оно означает.
- Какие еще части речи вы знаете?
- Как изменяется имя существительное? Приведите примеры.
- Какие задания на уроке вызвали затруднения?
Тест.
1) Имя существительное - это:
А) часть слова; Б) часть речи; В) часть предложения.
2) Имя существительное обозначает:
А) действие предмета; Б) предмет; В) признак предмета.
3) Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка; Б) проходил; В )проходной.
4) В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) думать, придумал, задумка;
Г) лес, лесник, лесной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...
Имя существительное и его роль в речи
Игры, занятия,упражнения,стимулируют развитие у ребенка интуиции, наблюдательности развивают позновательный интерес на уроках русского языка.При выполнении задании от учеников требуется полный, послед...
Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Имя существительное и его роль в речи. Сущ-е одушевлённые и неодушевлённые."
Урок-закрепление в 3кл. ( проводится примерно в феврале)...
Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.
Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....
Имя существительное и его роль в речи 3 класс "Школе России"
Конспект урока по русскому языку 3 кл. ФГОС "Школа России"...
план-конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное и его роль в речи.
План- конспект по русскому языку. 3 класс. Тема: имя существительное и его роль в речи. Канакина В. П. часть 2....
Части речи. Имя существительное и его роль в речи.
Ознакомить учащихся с термином имя существительное, с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умение различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; раз...