Рабочая программа по русскому языку 1 класс ( 7.2)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
МБОУ "СШ № 8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1 (дополнительного) класса
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (165 часов) 23
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………...……………………… 35
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов, в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, подходы к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Русский язык» с учётом возрастных и индивидуально-типических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного обучения обучающихся с ЗПР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – далее ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетико- фонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря, трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково- символической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и
последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их практикоориентированности, подкрепленности наглядностью и
практическими действиями, а также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм, который визуализируется и многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает необходимость проведения повседневной словарной работы по уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»:
личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано. Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» – 1 дополнительном классах 165 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Йотированные гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э]. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми схемами: со звуками в сильных позициях, с расхождением в произношении и правописании по звонкости глухости, в позиции безударного гласного; схема слов с йотированными гласными, в схеме слов с мягким знаком, показателем мягкости согласного. Характеристика звука по изученным признакам.
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа юла, маяк.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Установление расхождения в произношении и правописании звонких и глухих парных согласных.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Правильное называние букв. Использование алфавита при работе со словарями, для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Представление об однозначных и многозначных словах (без называния терминов). Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов (без называния терминов).
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Интонационное окрашивание предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Подбор предложений к заданной схеме.
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в
именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
наблюдение за словами с проверяемыми безударными гласными (на материале простых слов);
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
наблюдение за словами с парными звонкими и глухими согласными (на материале простых слов);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, на основе наблюдения.
Пересказ коротких текстов по предложенному алгоритму.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» («Обучение грамоте») в 1 дополнительном классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
проводить анализ звукового состава слова: определять количество звуков в слове, их последовательность и место звука в слове;
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков (при необходимости используя наглядную опору);
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадение и расхождение в звуковом и буквенном составе слов с направляющей помощью учителя;
устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия с направляющей помощью учителя; характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры
гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком (при необходимости используя наглядную опору)
различать слова с близким и противоположным значением;
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки);
проводить обобщение групп слов по одному родовому понятию.
Базовые исследовательские действия:
проводить изменения звуковой схемы по предложенному учителем алгоритму и с помощью педагога, подбирать слова к схеме из 2-3 предложенных вариантов;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов (при необходимости используя наглядную опору).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
анализировать графическую информацию модели звукового состава слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова;
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога; воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами, о звуковом и буквенном составе слова;
слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
соблюдать правила учебного поведения;
организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку.
Самоконтроль:
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений с опорой на образец.
Совместная деятельность:
принимать общую задачу совместной деятельности,
распределять роли, включаться в совместную работу и ответственно выполнять свою часть работы;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем;
принимать участие в простых формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; с помощью учителя определять существенный признак для
классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебно- познавательной деятельности;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие;
следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон (образец);
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся научится:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений, определять количество слов в предложении;
- вычленять звуки из слова;
- различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие
(вне слова и в слове);
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять количество слогов в слове; делить слова на слоги; определять в слове ударный слог;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова (при необходимости с опорой на ленту букв);
- правильно называть буквы русского алфавита (с использованием наглядной опоры); использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов (при необходимости использование наглядной опоры);
- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова с учетом развития мелкой моторики детей;
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- иметь представления о правилах правописания: проверяемые безударные гласные и парные согласные;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 20 -25 слов;
- писать под диктовку слова, предложения из 3–5 слов, простые тексты объёмом не более 15-20 слов; правописание которых не расходится с произношением;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки при направляющей помощи учителя;
- составлять предложение из набора форм слов, не более 5-6 слов;
- устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений (при необходимости с опорой на план- вопрос)
- использовать простые учебные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (165 часов)
№ п/п | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
Обучение грамоте (297 часов: 165 часов предмета «Русский язык» и 132 часов предмета «Литературное чтение») | |||
Повторение изученного в 1 классе. (20 часов) | Повторение пройденного в букварный период: составление предложений и небольших рассказов по вопросам; работа с предложением; звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слова; соотнесение количества звуков и букв в слове; письмо строчных и заглавных букв и их соединений, слов без стечения согласных, коротких предложений; различение сходных по начертанию букв. Обозначение начала предложения заглавной буквой, а его конец - точкой. Большая буква в именах людей и кличках животных; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положе- нии под ударением), ча, ща, чу, щу. | Совместная работа: составление предложения с заданным словом, составление предложений по вопросам. Составление схемы предложения и предложений по схеме. Составление предложения по картинке и их условно-графическая запись. Игровое упражнение: «Угадай звук» Определение гласного звука по его артикуляции. Игра-соревнование: «Кто запомнит и назовет больше слов с заданным звуком при прослушивании группы слов (4-5) или короткого стихотворения». Упражнение: подбор слов с заданным звуком. Совместный анализ схемы слова: последовательное выделение звука слове на основе громкого проговаривания и соотнесение количества выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова. определение места звука в слове. Предметно-практическое оперирование с графической схемой звукового состава слова по заданному алгоритму. Работа со схемой: выбрать нужную схему в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Творческое задание: подбор слов, соответствующих заданной схеме. Работа в парах: сравнение двух схем звукового состава (нахождение сходства и различия) с опорой на предметные картинки. Дифференцированное задание: соотнесение слов с соответствующими им схемами. |
Учебный диалог: «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды. Работа в парах: подбор к предложенной схеме слогового состава слова предметных картинок, (слов) с заданным количеством слогов. Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] – [з], [ш] – [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [р] – [л], [ц] – [ч’] и т.д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.). Работа в парах: нахождение букв в наложенных, зашумленных недописанных изображениях; нахождение ошибок в графическом изображении букв. Практическая работа: списывание слов, предложений, текстов объёмом не более 15-20 слов и запись под диктовку слов (без стечения согласных), предложений из 3 – 4 слов, простых текстов объёмом не более 12-15 слов с применением изученных правил. | |||
2 | Общие сведения о языке (5 часов, далее продолжается изучение во всех разделах курса). | Язык как основное средство человеческого общения. Осознание целей и ситуаций общения. Язык и речь. Виды речи. | Рассказ учителя на тему «Язык – средство общения людей». Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Формулирование вывода после совместного анализа о языке как основном средстве человеческого общения. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения. Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью. |
3 | Фонетика (20 часов). | Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Йотированные гласные [й,а], [й,о], [й,у], [й,э].Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. | Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте. Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного). |
Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми схемами: со звуками в сильных позициях, с расхождением в произношении и правописании по звонкости глухости, в позиции безударного гласного; схема слов с йотированными гласными, в схеме слов с мягким знаком, показателем мягкости согласного. Характеристика звука по изученным признакам. Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). | Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком». Совместная работа: поднятие сигнальной карточки на заданный звук при восприятии на слух. Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам. Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков» под руководством педагога Упражнение: фонематический анализ слов (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности). Игра «Отгадай звук»: определение звука в заданном слове с опорой на его артикуляцию. Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики. Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию. Комментированное выполнение задания после совместного анализа: оценивание правильности предложенной характеристики звука, совместное нахождение допущенных при характеристике ошибок. Предметно-практическое оперирование: применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.). Упражнение: фонематический анализ слов, включающих парные по звонкости-глухости звуки. Творческое задание: подбор слов с глухими и звонкими согласными звуками в начале слова. Работа в парах: составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью. Практическая работа: письмо под диктовку слов простого звуко- слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки. Творческое задание: упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том, кора-гора»); анализ изменения значений слов при |
включении звонкого или глухого звука; составление с этими словами предложений при направляющей помощи учителя. Упражнение: в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Творческое задание: подбор слов с твёрдым или мягким звуком в начале слова на заданную тему с последующим составлением предложения. Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового, слогового состава. Упражнение: уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Работа в парах: конструирование слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью. Упражнение: определение ударного слога в словах. Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с определенным местом ударного слога. Предметно-практическая деятельность: воспроизведение слого- ритмической структуры слов с опорой на графические схемы с последующим прочтением слов с голосовым выделением ударного слога. Работа в парах: уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»). | |||
4 | Графика (20 часов). | Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами, а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. | Моделировать звуко-буквенный состав слов. Упражнение: подбор 1–2 слов к предложенной звуко-буквенной схеме. Игровое упражнение «Отгадай букву»: задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно-пространственных представлений образов печатных и рукописных букв. |
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа юла, маяк. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Установление расхождения в произношении и правописании звонких и глухих парных согласных. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | Упражнение: анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Игровое упражнение «Выбери букву»: поиск отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию. Работа в парах: опознание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга); правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв. Практическая работа: дифференциация букв, сходных по начертанию, количеству и пространственному расположению элементов (с опорой на тактильно-кинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.). Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога с направляющей помощью учителя формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов. Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв (под руководством учителя, используя алгоритм). Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги. Работа в парах: нахождение в предложении слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова. Беседа о функциях ь (показатель мягкости предшествующего согласного). Практическая работа: нахождение в предложении слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного). Игровое упражнение «Расскажи о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова (с направляющей помощью учителя). |
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Правильное называние букв. Использование алфавита при работе со словарями, для упорядочения списка слов. | Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту». | ||
5 | Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) | Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). | Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике. Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, по заданному сюжету, включив в него слова из предложенного учителем перечня. |
6 | Лексика и морфология (25 часов) | Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. | Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?». Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?». Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»). Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Комментированное выполнение задания: после совместного анализа нахождение в тексте небольшого объема слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?». Упражнение «Найди соответствие»: соотносят многозначное слово с предметными картинками. Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?». Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делает?», «что делают?»; «что делает?» что делал?» |
Представление об однозначных и многозначных словах (без называния терминов). Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов (без называния терминов). | Работа в группах: дополнить заданное предложение другими словами, обозначающими действия предметов (например, «На уроке дети писали, читали, …»). Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например, слов, отвечающих на вопрос «что делает?» (при необходимости с направляющей помощью учителя). Конструирование предложений с заданными многозначными словами, обозначающими различные предметы (с опорой на картинки). Наблюдение за различием в смысловом значении предложений в зависимости от лексического значения заданного слова (например, ручка как принадлежность для письма и ручка ребенка). Упражнения на выбор слов, обозначающих действия какого-либо предмета и его признаки. Дидактическая игра «Замени слово близким по значению»: подбор слов с близким значением (на материале простых слов). Дидактическая игра «Скажи наоборот»: подбор слов с противоположным значением (на материале простых слов). Практическая работа: составление словосочетаний, предложений со словами с противоположным значением (с опорой на картинный материал). Игровое упражнение: «Четвертый лишний». Нахождение и выделение лишнего слова, не подходящего по смыслу к остальным словам, объяснение выбора, обобщение слов по существенному признаку (работа с обобщающими словами). | ||
7 | Синтаксис (20 часов) | Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Интонационное окрашивание предложения. Подбор предложений к заданной схеме. Установление связи слов | Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце схемы. Работа в парах: подбор предложений к заданной схеме (соотнесение предложений со схемами из трех заданных). Совместная работа: составление предложения из набора слов. |
в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. | Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках (при направляющей помощи учителя). Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок (после совместного анализа). Практическая работа: деление деформированного текста на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений (при необходимости при направляющей помощи учителя). Игровое упражнение: «Добавь слово» (распространение предложений). Наблюдение за установлением связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Учебный диалог: уточнение правил оформления предложения при записи (заглавная буква, точка в конце предложения, вопросительный или восклицательный знаки). | ||
8 | Орфография и пунктуация (35 часов) | Ознакомление с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания в конце предложения: | Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов. Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку (при необходимости с направляющей помощью учителя). Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании. Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания. Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике. Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные. |
точка, вопросительный и восклицательный знаки. Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными и словами с парными согласными на конце слова (пропедевтика). Усвоение алгоритма списывания текста. | Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных (при направляющей помощи учителя). Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл – орёл, Снежинка – снежинка, Пушок – пушок и т. д.) (при направляющей помощи учителя). Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения с опорой на интонацию педагога. Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов. Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в предложении слов, которые нельзя переносить. Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил. Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника. Наблюдение за правописанием слов с безударными гласными, которые проверяются с помощью изменения формы слова (наблюдение за различением ударного и безударного слога, наблюдение за определением гласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного слова). Наблюдение за правописанием слов с парными согласными (наблюдение за определением парного согласного в слабой позиции, наблюдение за изменением формы слова для подбора проверочного слова). Проектное задание: прочитать рассказ с картинками (слова на изученные правила) вместо слов, подобрать слова вместо картинок, |
записать текст, подчеркнуть изученные орфограммы, озаглавить текст. | |||
9 | Развитие речи (20 часов) | Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушива- ние аудиозаписи). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок на основе наблюдения. Пересказ коротких текстов по предложенному алгоритму. | Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета. Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы (с опорой на отработанные речевые шаблоны). Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с исполь- зованием опорных слов (с опорой на отработанные речевые шаблоны). Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с исполь- зованием опорных слов (с опорой на отработанные речевые шаблоны). Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа (при необходимости с использованием речевых шаблонов). Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения (при необходимости с использованием речевых шаблонов). Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения (после предварительного обсуждения). Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова. Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения. |
Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета (при направляющей помощи учителя). Работа в группах: понимание текстов со скрытым смыслом с точки зрения оценивания этических норм в поступках героев. Практическая работа: аудирование с последующим формулированием собственных высказываний о событиях, воспроизведение последовательности текста путем выкладывания в нужном порядке опорной серии сюжетных картинок. Пересказ с опорой на последовательность. Совместная работа: выделении из текста отдельных предложений и объяснение причинно-следственных связей между ними. Практическая работа: работа с деформированным текстом (конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них). |
Поурочное планирование 1 (дополнительный) класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Ориентировка по странице прописей | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
2 | Введение понятия «слово» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
3 | Понятие «слово» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
4 | Деление предложения на слова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
5 | Сравнение звуков Стартовая диагностика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
6 | Знакомство со схемой звукового состава слова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
7 | повторение рабочая строка | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
8 | Сравнение слов по звуковой структуре | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
9 | Звуковой анализ слов: | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
10 | Предложение, интонация, законченная мысль | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
11 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
12 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
13 | Разная интонация; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
14 | Повторение букв Я (я) Ее,Ёё,Юю,иИ | 1 | Российская электронная школа | |||
15 | Письмо заглавной и строчной буквы | 1 | Российская электронная школа | |||
16 | Закрепление правил обозначения звука | 1 | Российская электронная школа | |||
17 | Предложения с разной интонацией | 1 | ||||
18 | Слово – название предмета | 1 | ||||
19 | Закрепление правил обозначения звуков | 1 | ||||
20 | Закрепление правил обозначения звуков | 1 | ||||
21 | Письмо заглавной и строчной буквы | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
22 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв | 1 | ||||
23 | Письмо строчной буквы ы | 1 | ||||
24 | Письмо заглавной буквы И | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
25 | Письмо строчной буквы и Диктант букв. | 1 | ||||
26 | Отработка написания изученных букв | 1 | ||||
27 | Отработка написания букв | 1 | ||||
28 | Письмо заглавной и строчной буквы М (м) | 1 | ||||
29 | Повторение букв Н (н). Письмо заглавной и строчной буквы Н (н). | 1 | ||||
30 | Письмо заглавной и строчной буквы Р (р). Письмо слогов и слов. | 1 | ||||
31 | Письмо заглавной и строчной буквы Л (л) | 1 | ||||
32 | Письмо заглавной и строчной буквы | 1 | ||||
33 | Отработка написания изученных букв | 1 | ||||
34 | Повторение понятия «ударение». | 1 | ||||
35 | Письмо заглавной и строчной буквы К (к), Г (г) | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
36 | Дифференциация букв Г (г) и К (к) | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
37 | Повторение букв З (з),Сс | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
38 | Дифференциация букв З (з) и С (с) | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
39 | Дифференциация букв Д (д) – Т (т) | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
40 | Слова с разделительным мягким и твердым знаком. Письмо строчной буквы «ъ» . | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
41 | Вопросы кто? и что? | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
42 | Вопросы что делать? что сделать? | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
43 | Слова-действия и вопросы к ним | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
44 | Вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | ||||
45 | Имя собственное | 1 | ||||
46 | Кличка животного, имя, фамилия, отчество | 1 | ||||
47 | Населённый пункт, географический объект | 1 | ||||
48 | Вся терминология, связанная с именами собственными | 1 | ||||
49 | Звук и буква | 1 | ||||
50 | Звукобуквенный анализ слов | 1 | ||||
51 | Понятие «слог». | 1 | ||||
52 | Слова с разделительным мягким и твердым знаком | 1 | ||||
53 | Закрепление написания всех букв русского алфавита | 1 | ||||
54 | Закрепление написания всех букв русского алфавита | 1 | ||||
55 | Написание сочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши. | 1 | ||||
56 | Текст и предложение | 1 | ||||
57 | Перенос слов. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
58 | Диалог. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
59 | Свободные строчки | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
60 | Диалог. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
61 | Язык как средство общения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
62 | Язык как средство общения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
63 | Устная и письменная речь | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
64 | Устная и письменная речь | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
65 | Речевой этикет | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
66 | Речевой этикет | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
67 | Речевой этикет. Вежливые обращения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
68 | Речевой этикет. Вежливые обращения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
69 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
70 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 1 | ||||
71 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 1 | ||||
72 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||||
73 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||||
74 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||||
75 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя и обращение к взрослому. | 1 | ||||
76 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя и обращение к взрослому | 1 | ||||
77 | Возраст | 1 | ||||
78 | Возраст | 1 | ||||
79 | Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
80 | Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
81 | Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
82 | Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
83 | Сравнения при описании внешности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
84 | Сравнения при описании внешности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
85 | Адрес | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
86 | Адрес | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
87 | Написание адреса на конверте. Перенос слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
88 | Написание адреса на конверте. Перенос слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
89 | Родина. Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе и | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
90 | Родина. Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе и | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
91 | Родина. Толкование значения слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
92 | Родина. Толкование значения слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
93 | Перенос слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
94 | Исторические места. Составление приглашения на экскурсию | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
95 | Исторические места. Составление приглашения на экскурсию | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
96 | Профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
97 | Профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
98 | Слова, похожие по звучанию, но различные по значению | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
99 | Слова, похожие по звучанию, но различные по значению | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
100 | Описание характера. Правописание сочетаний жи–ши в словах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
101 | Описание характера. Правописание сочетаний жи–ши в словах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
102 | Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
103 | Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
104 | Списывание за 3 четверть | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
105 | Работа над ошибками | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
106 | Описание своего характера | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
107 | Кто что любит… Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
108 | Интересы детей. Общее значение однокоренных слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
109 | Интересы детей. Общее значение однокоренных слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
110 | Постановка вопросов к словам | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
111 | Постановка вопросов к словам | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
112 | Хобби. Знаки препинания в конце предложения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
113 | Хобби. Знаки препинания в конце предложения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
114 | Перенос слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
115 | Устойчивые сочетания слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
116 | Устойчивые сочетания слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
117 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
118 | Сочетания чу–щу. Перенос слов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
119 | Описание домашнего питомца | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
120 | Ударение. Интонация предложения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
121 | Определение слова, от которого образовано заданное слово | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
122 | Отличие языка человека от языка животных | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
123 | Слова, которые можно записать цифрами | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
124 | Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
125 | Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
126 | Слово как единство звучания и значения. Ударение | 1 | ||||
127 | Написание слов с безударными гласными | 1 | ||||
128 | Знакомство с транскрипцией | 1 | ||||
129 | Правописание ь в словах. Функция ь | 1 | ||||
130 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а указывают на них | 1 | ||||
131 | Правописание сочетаний чк–чн | 1 | ||||
132 | Знакомство с контекстуальными синонимами | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
133 | Сравнение слов по звуковому составу | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
134 | Правописание слов с безударными гласными | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
135 | Правописание слов с безударными гласными | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
136 | Разговорная и научная речь | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
137 | Художественный и научный стили речи | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
138 | Знакомство с неизменяемыми словами | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
139 | Йотированная функция гласных (повторение) | 1 | ||||
140 | Списывание | 1 | ||||
141 | Работа над ошибками | 1 | ||||
142 | Слова, которые пришли в русский язык из других языков | 1 | ||||
143 | Правописание парных согласных по глухости–звонкости. Правописание безударных гласных | 1 | ||||
144 | Правописание собственных имен существительных | 1 | ||||
145 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | ||||
146 | Перенос слов | 1 | ||||
147 | Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу | 1 | ||||
148 | Функции ь. Правописание его в словах | 1 | ||||
149 | Звуки речи. | 1 | ||||
150 | Слово звучащее и написанное. | 1 | ||||
151 | Гласные звуки. | 1 | ||||
152 | Особенности гласных звуков. | 1 | ||||
153 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
154 | Особенности произношения согласных звуков. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
155 | Мягкие и твёрдые согласные звуки. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
156 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
157 | Сколько звуков и сколько букв в слове. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
158 | Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). | 1 | ||||
159 | Слова. | 1 | ||||
160 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….». | 1 | ||||
161 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
162 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
163 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо – громко. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
164 | Речь, текст, предложение. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
165 | Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 1дополнительный класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК «Школа России»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/3/
Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
МЭО https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=3subject_program_ids=31937332
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.
Видеоуроки, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...