Конспект урока по русскому языку. Тема: "Корень слова. Однокоренные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бурмистрова Людмила Ивановна

План - конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе "Корень слова. Однокоренные слова".

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с понятиями «родственные слова», «корень слова» и «однокоренные слова»,
  • формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
  • находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
  • выделять корень слова.

Развивающие:

  • продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
  • продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
  • формулировать тему, цель урока.

Воспитательные:

  • расширение кругозора;
  • увеличение словарного запаса;
  • продолжение воспитания в умении работать в паре;

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее

лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных

слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем.

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному образцу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация « Однокоренные слова»

                                               

                                                          Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Садитесь.

Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

2 Чистописание.

Дрожу от страха до сих пор!-

Воскликнуло полено: -

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

                           Е. Тарлапан.

Характеристика буквы Р.

Написание формы одного слова:

                      Рая, Рае, о Рае, за Раей, от Раи, перед Раей.

  3.Словарная работа: учитель, ученик, ученица.

Он  учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

(учитель) (слайд №1)

- Что означает это слово?

- Выпишите из пословиц родственные слова.(слайд №2)

         Учение везде найдёт применение.

      За одного учёного – двух неучёных дают, да и тех не берут.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ученье в счастье помогает, а в несчастье утешает.

- Объясните орфограммы.

- В первом предложении подчеркните главные члены предложения.

- Во втором предложении надпишите над словами часть речи.

- Выделите корень в родственных словах:

         Учительница, учительская, учить

4.Целеполагание и мотивация.

- Определите тему урока, по словам на экране. (Ответы детей)

На экране – тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

- Какой корень можно изучать на уроке русского языка? (Корень слова)

-Попробуйте назвать цели урока, чем мы будем заниматься.

Ответы детей (определять корень в словах, подбирать родственные слова, находить родственные слова в предложении и тексте.)

5. Изучение новой темы.

- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем работать над темой “Однокоренные слова”.

- Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?

- Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.

- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

  1. Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
  2. Рыбная ловля. (Рыбалка).
  3. Ловить рыбу. (Рыбачить).
  4. Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).

(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.

6. Закрепление

( На экране появляется стихотворение, слайд №4)

- Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. (Учитель читает текст).

Так же как и у кустов,                                   Лётчик, самолёт, полёт.

Корень слова есть у слов.                             Ледяной, ледовый, лёд.

Будь внимателен к словам,                          Сад, посадка, посадил.

Отыщи в них корень сам:                             Род, родители, родил.

Лес, лесок, лесной, лесник.                          Ходит, выходка, ходы.

Цвет, цветок, цветной, цветник.                  Трудовой, трудись, труды.

Физкультминутка.

7. Работа в парах.

У каждого на парте задание ( слайд №5) Выполняют устно.

- Найдите лишнее слово.

Белка, беленький , белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок.

- Давайте назовём слова, которые получились лишними.( На экране появляются слова: белка, водить, лист, лоскут, слайд №6)

7.Работа с учебником.

Упр. 11 – устно

Упр. 13 – комментированное письмо.

8. Письмо по памяти.

 На экране появляются группы слов, слайд №7.

  1. Куст, кустик, кусты.
  2. Море, моряки, моряк.
  3. Зимний, зима, зимняя.
  4. Морозы, мороз, заморозки.

- В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Лишние слова: кусты, моряки, зимняя. Это формы слова, а не однокоренные слова).

- Прочитайте ещё раз и запишите те группы однокоренных слов, которые запомнили. ( Проверка фронтальная.)

9. Рефлексия.

На уроке я узнал что……..

Мне было интересно……..

Мне осталось не понятно………

Урок был познавательный , но

10.Итог урока.

- С какими словами мы познакомились на уроке?

(На экране появляется правило, слайд №8.)

“Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются однокоренными словами”.

11. Домашнее задание.

- Составить однокоренные слова с корнем – сад - и 2 предложения с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Распознавание и подбор однокоренных слов».

Данный урок по ФГОС. На уроке закреплялась работа с однокоренными словами....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."

В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...

Конспект урока по русскому языку «Распознавание глаголов среди однокоренных слов», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.Планируемые результаты: Предметные:- знать о существенных призн...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...