Конспект урока по русскому языку. Тема: "Корень слова. Однокоренные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе "Корень слова. Однокоренные слова".
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели:
Образовательные:
- познакомить с понятиями «родственные слова», «корень слова» и «однокоренные слова»,
- формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
- находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
- выделять корень слова.
Развивающие:
- продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
- продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
- формулировать тему, цель урока.
Воспитательные:
- расширение кругозора;
- увеличение словарного запаса;
- продолжение воспитания в умении работать в паре;
Планируемые результаты:
предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее
лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных
слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем.
метапредметные:
познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план
деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному образцу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;
личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация « Однокоренные слова»
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Садитесь.
Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.
2 Чистописание.
Дрожу от страха до сих пор!-
Воскликнуло полено: -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан.
Характеристика буквы Р.
Написание формы одного слова:
Рая, Рае, о Рае, за Раей, от Раи, перед Раей.
3.Словарная работа: учитель, ученик, ученица.
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(учитель) (слайд №1)
- Что означает это слово?
- Выпишите из пословиц родственные слова.(слайд №2)
Учение везде найдёт применение.
За одного учёного – двух неучёных дают, да и тех не берут.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ученье в счастье помогает, а в несчастье утешает.
- Объясните орфограммы.
- В первом предложении подчеркните главные члены предложения.
- Во втором предложении надпишите над словами часть речи.
- Выделите корень в родственных словах:
Учительница, учительская, учить
4.Целеполагание и мотивация.
- Определите тему урока, по словам на экране. (Ответы детей)
На экране – тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
- Какой корень можно изучать на уроке русского языка? (Корень слова)
-Попробуйте назвать цели урока, чем мы будем заниматься.
Ответы детей (определять корень в словах, подбирать родственные слова, находить родственные слова в предложении и тексте.)
5. Изучение новой темы.
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем работать над темой “Однокоренные слова”.
- Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
- Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.
- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.
- Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
- Рыбная ловля. (Рыбалка).
- Ловить рыбу. (Рыбачить).
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).
(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.
6. Закрепление
( На экране появляется стихотворение, слайд №4)
- Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. (Учитель читает текст).
Так же как и у кустов, Лётчик, самолёт, полёт.
Корень слова есть у слов. Ледяной, ледовый, лёд.
Будь внимателен к словам, Сад, посадка, посадил.
Отыщи в них корень сам: Род, родители, родил.
Лес, лесок, лесной, лесник. Ходит, выходка, ходы.
Цвет, цветок, цветной, цветник. Трудовой, трудись, труды.
Физкультминутка.
7. Работа в парах.
У каждого на парте задание ( слайд №5) Выполняют устно.
- Найдите лишнее слово.
Белка, беленький , белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок.
- Давайте назовём слова, которые получились лишними.( На экране появляются слова: белка, водить, лист, лоскут, слайд №6)
7.Работа с учебником.
Упр. 11 – устно
Упр. 13 – комментированное письмо.
8. Письмо по памяти.
На экране появляются группы слов, слайд №7.
- Куст, кустик, кусты.
- Море, моряки, моряк.
- Зимний, зима, зимняя.
- Морозы, мороз, заморозки.
- В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Лишние слова: кусты, моряки, зимняя. Это формы слова, а не однокоренные слова).
- Прочитайте ещё раз и запишите те группы однокоренных слов, которые запомнили. ( Проверка фронтальная.)
9. Рефлексия.
На уроке я узнал что……..
Мне было интересно……..
Мне осталось не понятно………
Урок был познавательный , но
10.Итог урока.
- С какими словами мы познакомились на уроке?
(На экране появляется правило, слайд №8.)
“Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются однокоренными словами”.
11. Домашнее задание.
- Составить однокоренные слова с корнем – сад - и 2 предложения с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Распознавание и подбор однокоренных слов».
Данный урок по ФГОС. На уроке закреплялась работа с однокоренными словами....
Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс
Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....
конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...
Конспект урока по русскому языку на тему : Правописание однокоренных слов.
Правописание однокоренных слов....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."
В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...
Конспект урока по русскому языку «Распознавание глаголов среди однокоренных слов», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению.Планируемые результаты: Предметные:- знать о существенных призн...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...