Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А. Тропинина, рассказ о плетении кружева
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»
Задача: совершенствовать мастерства устанавливать проблему полотна, характеризовать вид, выявлять план мастера, транслировать собственное отношение ко зрелищу.
Создаваемые УУД:— осмысленное также случайное построение речевого выражения во произносимой также писчей фигуре; — обладание монологической также диалогической конфигурациями выступления во согласовании со грамматическими также синтаксическими нормами родимого стиля; вести беседу. — формирование проекта также очередности операций; сравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцом; введение требуемых добавлений также поправка во проект также метод воздействия; буква.-моральное расценивание усваиваемого нахождения, обеспечивающее индивидуальный нравственный подбор в базе общественных также индивидуальных ценностей.
Спецоборудование: образ Тропинина, фото коклюшек, узорчатого станка, примеры вологодских кружева.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве В.А. Тропинина, рассказ о плетении кружева.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.
— Назовите падеж и склонение имён существительных.
III. Актуализация знаний
Устный диктант
(Учитель читает словосочетание, учащиеся показывают карточку с буквой в падежном окончании имени существительного.)
Появились на сирени, на краю деревни, пахнет черёмухой, повеяло холодом, бежит за курицей, послышались в роще, отдыхали под деревом, плыли в лодке, сидел у проруби, работает врачом, блестит на зелени. (Самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы...
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Будто слышится пение птиц,
Тихий звон родников, потаённых...
Оживает в руках мастериц
То, что каждому сердцу знакомо.
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Кружева — к узелку узелок —
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок,
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Л. Юдников
— О ком рассказывает поэт?
— Кого называют кружевницами?
— Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева являются отверстия разного диаметра между нитками, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды: скатертей, тюлей, покрывал, белья.)
(Учитель показывает образцы вологодских кружев (можно фотографии).)
— С чем сравнивает узоры вологодских кружев поэт?
— Рассмотрите репродукции картин в «Картинной галерее» учебника. Попробуйте догадаться, какую картину мы будем сегодня описывать.
— Какие знания и умения нам понадобятся?
V. Работа по теме урока
1. Рассказ ученика о В.А. Тропинине
Василий Андреевич Тропинин — живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных.
(Слайд 1 — портрет художника.)
Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.
(Слайд 2 — репродукция картины.)
Среди работ того времени известны групповой портрет семьи Морковых, портреты украинских крестьян: «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой», «Украинец с палкой», «Пряха».
(Слайды 3-7 — репродукции картин.)
Колорит этих работ мягкий, приглушённый — преобладают сероватые, охристые, зелёные тона. Но сходство с реальным персонажем, выразительность, гармоничность образов покорили ценителей живописи во всём мире.
За картины «Кружевница», «Портрет Е.О. Скотникова» и «Нищий старик» В.А. Тропинин утверждён в звании так напиваемого назначенного академика (т. е. кандидата в академики). А через год, после написания картины «Портрет медальера К.А. Леберехта», художник стал полноправным академиком.
(Слайды 8—11 — репродукции картин.)
2. Беседа по картине
- Рассмотрите внимательно картину «Кружевница».
— Какое впечатление она произвела на вас?
(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 247 (с. 130).) Итак, «Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, поспевающее человека труда.
Для того чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.
3. Рассказ ученика о кружевницах
(Сопровождается фотопрезентацией.)
Кружевоплетение — один из видов женского рукоделия и очень сложное ремесло. Оно требовало немалой сноровки, опыта и терпения.
В работе использовались специальные подушечки в виде валика, обтянутые тканью. На валике закрепляли лист бумаги с рисунком кружева.
(Слайд 12 — фотография кружевного станка.) Выплетали кружевные изделия с помощью коклюшек. Коклюшка — это деревянная палочка с углублениями на концах для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.
(Слайд 13 - фотографии коклюшек.)
4. Беседа по картине (продолжение)
— Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник изобразил кружевницу так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.)
— Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт?
5. Составление плана сочинения
— Итак, мы многое узнали о художнике) его картинах, о ремесле кружевоплетения в России. С рассказа об этом мы начнём наше сочинение. О чём следует написать дальше? (О красках, которые использовал художник.)
— Что мы будем описывать после этого? (Саму кружевницу.)
— На какие детали следует обратить внимание при её описании? (Налицо, взгляд, волосы, светлую одежду, пальцы, также нужно описать труд девушки.)
— Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кружевница, мастерица, работница, труженица.)
Примерный план
1. Творчество портретиста В.А. Тропинина.
2. Колорит картины.
3. Образ девушки: её лицо, взгляд, волосы.
4. Руки кружевницы.
5. Одежда работницы.
6. Труд мастерицы.
6. Словарная работа
(Работа в группах по карточкам.)
— Выберите тот вариант цветовой гаммы, который наиболее подходит к данной картине.
Краски тёплые | Краски холодные |
Тона спокойные, гармоничные | Тона кричащие, привлекающие |
Нет резких контрастов | внимание |
Используются мягкие золотисто- | Используется приём контраста |
коричневые тона | Яркие тона |
- Какой вариант вы выбрали? Как это влияет на настроение, которое создаёт картина?
— Опишите кружевницу. Какие эпитеты вы используете?
— Обратите внимание на руки мастерицы.
— Опишите одежду труженицы. (У неё простое, но чистое, аккуратное платье. На плечи наброшена косынка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Написание сочинения на черновике.)
VIII. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие его картины вам запомнились?
— Что означает слово портрет в живописи? (Изображение человека на картине.)
— Как называют художника, работающего в жанре портрета? (Портретист.)
— В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Тропинина. Записать в словарик слово портрет, составить с ним предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
Конспект урока по русскому языку. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, опи...
Рр Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»
Урок развития речи...
Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»
Тема. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»Цель урока. Создание условий для составления текста по репродукции картины Василия Андре...
Сочинение – отзыв по картине В. А. Тропинина "Кружевница""
Предмет: русский языкТема: «Сочинение – отзыв по картине В. А. Тропинина «Кружевница»»Задачи:способствовать самостоятельному применению знаний о правописании безуда...
Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»
Цель развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине....
Урок русского языка в 4 классе на тему ": Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Учить писать сочинение отзыв по картине....
Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».
Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....