Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка.  Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель Клинк Ольга Анатольевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4 «Б»

Тип урока

Развитие речи. Сочинение. 2 часа.

Тема урока

Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Цель урока

Формирование умений по написанию сочинения – описания картины.

Задачи урока

Образовательные:

- расширять словарный запас учащихся; упражнять в умении работать по накоплению материала, необходимого для написания сочинения.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к живописи, русскому языку.

Развивающие:

- учить самооценке своей творческой деятельности

Основные термины, понятия

Художественная галерея, портрет, портретист, коклюшки, сколок, булавки, валик.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения

- Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»;

- научатся определять тему

и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Метапредметные умения

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

- самостоятельно делать выводы,

- перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

- составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге;

- читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- понимать точку зрения другого.

Личностные умения

- Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

- проявлять уважительное отношение к иному мнению;

- иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Организация пространства:

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

- Книгопечатная продукция:

Канакина В.П. Русский язык.4 класс. Учебник для общеобразовательных организвций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с. (Школа России).

- Технические средства обучения:

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал.

Презентация.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

1 урок

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите все ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать учебники, тетрадь, дневник и пенал.

Запишем сегодняшнее число –

Двадцать пятое января.

Слайд 1.

Организовывают рабочее место, приветствуют учителя, настраивают себя на работу. Оформляют запись числа в тетради.

1 мин

2.

Актуализация знаний. Путешествие в Третьяковскую галерею. Словарная работа.

- Сейчас мы отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею - Московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства. Слайд 2.

Нашему вниманию сегодня откроются полотна великого русского художника Василия Андреевича Тропинина. Василий Андреевич Тропинин - живописец портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина

«Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.

Среди работ Тропинина «Гитарист», «Портрет Пушкина», «Мальчик сажающий в клетку щеглёнка», «Золотошвейка». Он создавал не только портреты знатных вельмож, но и простых людей. На знаменитых картинах мы видим изображения детей. Их лица — это отражение очень сложных судеб. Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: ремесленников, прачек, швей.

(слайды 3 - 12)

Запись синонимического ряда.

Слайд 1. Рассматривание фотографии галереи.

Запись слова – галерея (ударение, слоги, гласные).

Слайды 2 -12.

Запись слова -

живописец – художник, занимающийся живописью, создающий произведение при помощи красок.

Запись слова -

портрет – изображение или описание человека или группы людей художественными средствами (живопись, графика, гравюра, скульптура, фотография, полиграфия, видео, словесный портрет).

Запись слова - портретист – художник, работающий в жанре портрета.

Запись синонимического ряда – портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец.

5 мин

3.

Введение в тему.

Беседа по картине.

Послушайте стихотворение Леонида Юдникова:

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок –

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

О ком рассказывает поэт?

Кого называют кружевницами?

Что такое кружево?

С чем можно сравнить узоры на кружеве?

Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?

Работа по учебнику «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247.

Какие знания и умения нам понадобятся?

Рассмотрите внимательно картину. Почему она так названа?

Портрет «Кружевница» создан Тропининым в пору расцвета его мастерства. Мотив женщины за рукоделием был широко популярен в Западной Европе того времени. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и патриархальной добропорядочной семьи. (слайд __)

Ответы учащихся:

- Поэт рассказывает о кружевницах.

- Кружевницы – женщины, которые плетут кружева.

- Кружево – это декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.

Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение.

5 мин

4.

Рассказ о кружевницах.

- Для того, что бы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.

Видео; показ станка с валиком и изделием.

- Что такое кружевоплетение?

( женское рукоделие)

- Что такое кружево? (узорчатое сетчатое изделие, сплетённое из ниток)

- Какими инструментами плетутся кружева?

Просмотр видео «Работа кружевницы», рассматривание инструментов – Подставка, валик, коклюшки, сколок, материалы - нити.

Запись слов - валик, коклюшки, сколок, нити, кружево, кружевоплетение.

5 мин

5.

Беседа по содержанию картины.

Цветовое решение.

- Краски холодных или тёплых тонов использует художник?

- Какие цвета преобладают?

- Какое настроение создаёт выбранная художником гамма красок? (спокойствие, тепло, радость).

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Какими словами можно заменить слово «девушка»?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

Стихотворение Ивана Есаулкова, 2013

Крестьянка, молодая мастерица,

Работу прекратила лишь на миг –

И на того взглянула кружевница,

Кто перед ней негаданно возник.

Глядит лукавым, любопытным оком,

А взгляд её понятен и без слов.

Текла кайма на пол живым потоком,

Пролгядывал на ней узор цветов.

Проворные остановились пальцы,

Не доплели коклюшки завиток,

Но через миг какой – нибудь на пяльцах

Возникнет изумительный цветок!...

Правдива, миловидна и изящна,

Во всех её движеньях простота! –

И зритель понимает: настоящей

Была крестьянки юной красота!...

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые) (слайд___)

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной? (простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость) (слайд ____)

- Чем завершаем описание картины? (своим отношением к увиденному

Колорит работ Тропинина мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, золотистые, коричневые, оливковые. зелёные тона)

Запись слов - кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка, крестьянка.

Запись словосочетаний.

5 мин

6.

Физкультинутка.

Упражнения для отдыха.

1 мин

7.

Составление плана

- Какой текст должен получиться? (Описание)

- Докажите. (Мы должны описать картину, поэтому развития сюжета в тексте не будет, значит это не текст –повествование)

- Слова какой части речи должны быть употреблены? (Имена прилагательные)

- Встретится ли вам в тексте рассуждение? ( Да, встретится.)

- В какой части? ( В заключительной)

- Почему? (Мы должны будем объяснить свое отношение к картине)

- Сколько частей будет в вашем тексте? (Три: начало, основная часть, концовка или заключение)

- Как можно озаглавить первую часть? (Художник Тропинин. Художник и его картина. Картина «Кружевница».)

-О чем пойдет речь в основной части?

( Мы должны описать главную героиню).

- Как можно ее озаглавить? (Главная героиня).

-Подберите название к концовке.

- Какие способы можно использовать, чтобы избежать повторов? (Синонимы, употребление местоимений, не использовать в предложениях подлежащее, не повторять один и тот же глагол)

План.

  1. О художнике или Творчество В.А.Тропинина.

  1. Калорит картины.
  2. Образ девушки.
  3. Моё впечатление или Моё отношение к картине.

Запись индивидуального варианта плана сочинения в тетрадь:

План.

1. Художник и его картина.

2. Главная героиня:

- лицо;

- одежда;

- руки.

3. Тона картины.

4. Моё отношение к картине.

10 мин

8.

Подбор эпиграфа.

Эпиграф – это краткое изречение, которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

2 мин

9.

Устное составление рассказа по картине.

Какой текст должен получиться? (Описание)

Докажите.(Мы должны описать картину, поэтому развития сюжета в тексте не будет, значит это не текст –повествование)

-Слова какой части речи должны быть употреблены? (Имена прилагательные)

- Встретится ли вам в тексте рассуждение? ( Да, встретится.)

-В какой части? ( В заключительной)

-Почему?(Мы должны будем объяснить свое отношение к картине)

-Сколько частей будет в вашем тексте? (Три: начало, основная часть, концовка или заключение)

- Как можно озаглавить первую часть?( Художник Тропинин. Художник и его картина. Картина «Кружевница».)


-О чем пойдет речь в основной части? ( Мы должны описать главную героиню)

-Как можно ее озаглавить?(Главная героиня)

-Подберите название к концовке.

- Какие способы можно использовать, чтобы избежать повторов? (Синонимы, употребление местоимений, не использовать в предложениях подлежащее, не повторять один и тот же глагол)

- Какие слова вы подберете к первой части?

- Подберите подходящие слова и словосочетания ко второй части.

- При описании глаз, какие прилагательные вы подберете: коричневые или карие; при описании волос: коричневые, карие или каштановые?

- Какая разница в лексическом значении слов « зелёное» и «зеленоватое»?( Слово «зеленоватое» имеет значение не совсем зелёное, а чуть-чуть зелёное)

- Правописание каких слов можно проверить? Подберите проверочные слова.

- Какие слова помогут вам закончить сочинение?

Работа в тетрадях.

#1061;удожник, автор полотна, запечатлел, изобразил.

#1051;ицо: румянец на щеках, карие глаза,пухлые губы, каштановые волосы, взгляд.

Одежда: зеленоватое платье, платок накинут на плечи.


Руки: пальчики проворных рук, в правой руке булавка, в левой коклюшка.


#1058;она картины: тёплые, золотые, оливковые.

#1047;авораживает, греет душу, привлекает, вызывает чувство радости, спокойствия.

Обучающиеся подбирают и объясняют правописание слов.

6 мин

10.

Написание сочинения на черновике.

2 урок

Помощь в составление предложений и их записи.

Запись сочинения по плану в черновике.

30 мин

11.

Подведение итогов.

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- Что обозначают слова: портрет и живопись? (изображение человека на картине)

- Как называют художника, работающего в жанре портрета? (портретист)

- В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?

(сходство с реальным, выразительность)

Ответы на вопросы.

3мин

12.

Рефлексия деятельности.

Продолжают высказывания:

Заслушивание и исправление лексики работ.

4 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 б класс Сочинение .

Слайд 2

Государственная Третьяковская галерея

Слайд 3

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) Автопортрет с кистями и палитрой. Русский живописец. Мастер романтического и реалистического портретов.

Слайд 4

Василий Андреевич Тропин ин родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных (Крепостные – люди, которых использовали в качестве прислуги). Он почти всю свою жизнь был крепостным и испытал все тяготы подневольной жизни на себе. Василий Андреевич был современником Пушкина, жил в эпоху, когда все мечтали о свободе и стремились к освобождению крестьян от многовекового рабства.

Слайд 5

Василий Андреевич Тропинин Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин (по-другому можно сказать хозяин) отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там Василий Андреевич ходил на кружок по рисованию. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и однажды на выставке его картина(«Мальчик, тоскующий по умершей птичке») была замечена самой императрицей.

Слайд 6

«Мальчик, тоскующий по умирающей птичке»

Слайд 8

Портрет художника Егора Осиповича Скотникова

Слайд 9

«Мальчик с жалейкой»

Слайд 11

Портрет Арсения Васильевича Тропинина (сына художника).

Слайд 12

Василий Андреевич Тропинин Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: швей, ремесленников, прачек, людей, которым было нелегко.

Слайд 13

«Кружевница» Картина 1823 года «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда .

Слайд 15

Что такое кружево? Кружево –это узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток . Кружево используется в оформлении одежды.

Слайд 16

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек.

Слайд 17

Коклюшки

Слайд 18

Кружевной станок Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки .

Слайд 19

Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Рисунок кружева наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Слайд 20

Кружевница – это мастерица, плетущая кружева кружевница? ()

Слайд 22

- Давайте рассмотрим картину. Кто в центре картины? Чем занята девушка? Девушка изображена за работой – плетением кружев. На что еще нужно обратить внимание на картине? На инструменты и изделие

Слайд 23

Но главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев.

Слайд 24

Рассмотрим лицо девушки . Наш взгляд привлекает очень милое лицо . На лице таинственная улыбка. Девушка на мгновение оторвала взгляд от работы. Мы можем видеть её чистый, немного лукавый взгляд. Волосы тёмные, гладко при чёсаны. Непокорная прядь выбилась из причёски

Слайд 25

Рассмотрите руки у девушки У девушки на картине маленькая изящная рука. Движения рук девушки грациозны и изящны. Изящные линии руки, кокетливо приподнявшей коклюшки. О чём говорит одежда мастерицы? У неё простое, но чистое, аккуратное платье. На плечи наброшена косынка Это говорит о том, что девушка простая, возможно крестьянка.

Слайд 26

Доставляет ли удовольствие ей трудиться? Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что мы понимаем : ей нравиться то, что она делает.

Слайд 27

Что хотел сказать нам художник этой картиной? Простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость. Можно быть счастливым, получая удовольствие от труда. Ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей. .

Слайд 28

В каких тонах выполнена картина? Краски тёплые Тона спокойные, гармоничные. Нет резких контрастов. Используются мягкие золотисто- коричневые тона.

Слайд 29

Как можно закончить сочинение? Картина В.А.Тропинина «Кружевница» мне очень понравилась . Портретист воспевает труд. Глядя на картину, хочется самому взять в руки коклюшки и плести кружево. Художник показал зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом. Мне эта картина очень понравилась.

Слайд 30

ПЛАН 1. О художнике. 2. Образ девушки: лицо, волосы, брови , глаза, взгляд, руки , её труд, стол, изделие, о дежда. 3. Колорит картины. 4 . Моё отношение к картине. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Тема. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»Цель урока. Создание условий для составления текста по репродукции картины Василия Андре...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с художником И.И. Шишкиным, формирование навыков описания картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».Задачи урокаДидактические:Формировать навык анализа последовател...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...

Технологическая карта урока русского языка «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы» (3 класс)

Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному ...