Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»
материал (4 класс) на тему

Мамаева Раиса Ахмедпашаевна

Тема. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Цель урокаСоздание условий для составления текста по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; самостоятельное составление плана текста; развитие умений составлять предложения с однородными членами, совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; редактировать текст, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты. Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам ;анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Метапредметные УУД. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме .

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого.

Личностные результаты. Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки, учебник с репродукцией 

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

II. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение: 

- Сейчас я вам загадаю загадку, вам нужно будет её разгадать. 

На стене висит давно, 
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…(картина)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О картине)

А теперь послушайте стихотворение: Л. Юдников

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников, потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова, 

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок – 

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок, 

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова, 

Нити тонкие выплетают. 

Вопросы:

-О ком рассказывает поэт?

-Кого называют кружевницами? 

- Что такое кружево? (Декоративные элементы из ткани и ниток. Отличительным признаком всех видов кружева являются отверстия между нитками разного размера, которые образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды.)

-С чем можно сравнить узоры на кружеве? 

- Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?

- Какие знания и умения нам понадобятся? 

(Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение)

- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

III. Работа по теме урока.

Мы сегодня будем работать с картиной. Посмотреть на которую увидеть мало. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.

- Ребята, назовите автора этой картины. (Василий Андреевич Тропинин)

1. Рассказ о В.А.Тропинине

Василий Андреевич Тропинин – художник, который пишет картины. Родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных (Крепостные – люди, которых использовали в качестве прислуги). Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин (по-другому можно сказать хозяин) отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там Василий Андреевич ходил на кружок по рисованию. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и однажды на выставке его картина была замечена самой императрицей. Он создавал не только портреты знаменитых людей, но и простых людей.

- Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены знаменитые работы художника. Что изображено на картинах? (На знаменитых картинах мы видим изображения людей) - Кто мне сможет сказать одним предложением, какие эмоции хотел передать автор этими картинами? (Автор хотел отразить сложность судеб.)

- Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: швей, ремесленников, прачек, людей, которым было нелегко.

2. Словарная работа

- Скажите, пожалуйста, как называется картина, с которой нам сегодня предстоит работать? («Кружевница») 

«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда. К какому жанру можно отнести эту картину? (портрет)

- А что такое портрет? (Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. Слово образовано от французского глагола ПОРТРЭР – «рисовать, выставлять») - Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист)

Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание досадных повторов в сочинении, подумайте, какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец)

- Чем же плетется кружево? (коклюшкой) 

- Посмотрите на экран. Там представлены современные изделия кружевоплетения

-Что такое коклюшка? (Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев) 

– Все необходимые для кружевоплетения атрибуты мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». Но главное на полотне не эти предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей. 

Беседа по картине 

- Давайте рассмотрим картину.

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Как можно по-другому назвать изображенную девушку?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

Опишите лицо (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд).

Взгляд: загадочный, таинственный, приветливый, лукавый, доброжелательный, милый, приятный

Опишите руки (изящные, обнажённые) и пальцы (ловкие, привыкли к труду).

Опишите инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка) и изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

Опишите одежду (светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

(Простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость. Можно быть счастливым, получая удовольствие от труда. Кружевоплетение – искусство, через которое можно показать свое настроение, свою жизнь.)                               

- Ребята, а чем бы вы закончили описание картины? (своим мнением) спросить 1-2 чел.

- Ребята, посмотрите на экран. Краски холодных или тёплых тонов использует художник? Какие цвета преобладают? 

- Давайте выберем подходящее к нашей картине описание:

1. Цветовая гамма. 
Краски тёплые.                              Краски холодные

Тона спокойные, гармоничные.         Тона кричащие, привлекающие внимание 

Нет резких контрастов.                        Используется приём контраста

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона.                                    Яркие тона

 

Да, действительно колорит работ Тропинина мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, красно-коричневые, зелёные тона)

 

- Какое настроение создает выбранная художником гамма красок? (От нее веет каким-то теплом, спокойствием.)

 

На карточке опорные слова:

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые) 

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, платок)

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Снежинка»

Кружатся снежинки  (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном    (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю         (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала 
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,  (бережно прикрывают снежинку) 
Подожди немножко.    ( на ладони другой ладошкой)

 

V. Составление плана.

- Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.

- Какие три основных пункта мы должны выделять при написании сочинения? (Вступление, основная часть и заключение)

Ребята, сейчас я вам раздам карточку, куда вы запишите план написания сочинения. С чего бы вы начали писать в сочинении? (о художнике), Например. Спросить 1-2 чел. Записываем. После краткой информации о художнике, о чем бы вы рассказали? (об образе девушки) спросить 1-2 чел. Далее вам нужно описать цвета картины, т.е. в каком цвете изображена картина. И высказать свое личное мнение к картине. О художнике (Василий Андреевич Тропинин; художник – портретист;  портреты простых людей; женщина за рукоделием)

1. Образ девушки
• лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение;
• волосы: тёмно-каштановые;
• брови: густые;
• глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас;
• руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка;
• стол: белая ткань;
• труд: мастерство;
• одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка
2. Колорит картины (мягкий;  сероватые, охристые, зелёные)
3. Моё отношение к картине

- Краткое содержание каждого пункта, вы будете видеть на экране.

 

VI. Устное составление рассказа по картине (2-3 человека)

- Ребята, кто бы хотел сейчас устно составить сочинение? (спросить 2 чел.)

Теперь возьмите в руки ручку, откройте тетрадь. Запишите число. 15 декабря. Приступайте к написанию сочинения. Не забывайте проверять слова. После окончания работы еще раз прочитайте сочинение и проверьте его орфографически.

 

Задание для слабых ( Манасян, Быстров, Назаров, Голиков)

Вставь в описание девушки пропущенные слова в карточке и спиши получившийся текст в тетрадь 

1. Описание девушки

Удивительно женственное, миловидное , сразу привлекающее взгляд; полулукаваяполутаинственная, освещающая лицо; 

быстрый  девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы; 

темные, гладко причесанные ; 

непокорные , выбивающиеся из прически.

VII. Написание сочинения на черновике

Отложите ручки, у вас еще будет возможность дописать свои сочинения. …прочитай своё сочинение. Ребята, давайте проанализируем её(-го) сочинение.

VIII. Подведение итогов урока

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- Что обозначают слова: портрет и живопись? (изображение человека на картине)

- Как называют художника, работающего в жанре портрета? (портретист)

- В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста? 

(сходство с реальным, выразительность) 

IX. Домашнее задание. 

Переписать сочинение в тетрадь. Записать в словарик слово портрет.

X.Рефлексия

- Скоро Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку снежинками. Ведь снежинка – это тоже в некотором роде кружево, созданное природой.

- Если услышанная и увиденная информация была вам полезна, интересна и с её помощью вы с лёгкостью написали сочинение, повесьте на ёлочку голубую снежинку. Ну а если этот материал не пригодился вам при написании сочинения – белую снежинку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее сочинение по картине В.А.Тропинина "Кружевница"

Учащиеся познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина "Кружевница", учатся анализировать иллюстрацию, составлять план и строить рассказ в соответствии с планом.Презентация содержит...

Сочинение – отзыв по картине В. А. Тропинина "Кружевница""

Предмет: русский языкТема: «Сочинение – отзыв по картине В. А. Тропинина «Кружевница»»Задачи:способствовать самостоятельному применению знаний о правописании безуда...

Конспект урока русского языка «Василия Андреевича Тропинина «Кружевница» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование самостоятельно составлять текст -описание.Планируемые результаты:Предметные:-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять у...

Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Цель развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине....

Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Технологическая карта урока русского языка.  Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....