Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | методы обучения; формы организации учебной деятельности (Ф, П, Г, И) формы контроля |
- Организационно-мотивационное начало урока
| - Здравствуйте ребята, начнем урок. Садитесь за свои места. | Приветствуют учителя | Ф |
- Актуализация знаний по теме
| -Начнем урок с минутки чистописания. Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы в числе и удвоенную «сс» в слове «классная» - Выполним элементы заглавной буквы «Х» и прописной «т». - Запишите с красной строки предложение. Далеко в лесах Хабаровского края живет величественный зверь. - С какой буквы вы записано «Хабаровский»? - В слове «величественный» проверьте удвоенную «нн». Как думаете, о каком же звере идет речь? - Что бы это узнать, отгадайте загадку. Он большой и полосатый. Он зубастый и усатый. Он сильней и больше кошки И сидит не на окошке. В зоопарке этот зверь. Очень мало их теперь. - Да ребята это тигр. Но не тот, который обитает в джунглях, это самый настоящий король Восточной Сибири – Амурский тигр. - К сожалению, этот прекрасный зверь вымирает. Очень много факторов способствуют этому. Браконьеры охотятся за трофеями, и дикими кабанами, которыми и питаются тигры. Человек заполонил землю и выкачивает ее ресурсы, из-за чего животным приходится нелегко. Лес, который мы перерабатываем в бумагу, воду, которую мы льем без экономии и чистый воздух, который мы загрязняем промышленностью. - А что же можете сделать вы?
- Да, хоть и мир населяет множество самых разных людей, если начать с себя, можно достичь крохотного шага, который поменяет эту действительность.
- А теперь мы вернемся к нашему предложению. Сделаем синтаксический разбор. - Что мы идет у нас первым делом?
- Теперь анализируем второстепенные члены предложения. - Начинаем задавать вопросы от … - зверь какой? – величественный. Это … - к подлежащему слов больше нет. - Задаем вопросы от сказуемого. - В каких лесах? Над словом «хабаровский» подписываем имя собственное, над словом «край»- существительное | Открывают тетради, записывают число
Прописывают буквы
Записывают предложение под диктовку.
- с заглавной, потому что это имя собственное
Предположения детей.
-Тигр
- Бережно относиться к природным ресурсам, собирать макулатуру, не засорять природу.
- Находим грамматическую основу. Задаем вопрос «О ком или о чем предложение?», после чего определяем действие этого объекта.(подлеж.-выр. …, сказуем.-выр. …)
- подлежащего -определение выраженное прилагательным
-Живет где?- в лесах - Хабаровского края, это также обстоятельство места, подчеркиваем пунктиром с точкой.
| Ф
Прием «Удивляй»
|
- Этап выявления места и причины затруднений
| - Смотрите, у нас осталось одно слово. Какую роль оно играет в предложении. - А какой частью речи оно является? Что нам нужно сделать, чтобы это выяснить? - Попробуйте это сделать. - Это новая для нас часть речи. | - Далеко - Обстоятельство места. -задать вопрос
(затруднение) |
|
- Формулировка темы, цели и задач урока
| - Чтобы узнать ее название, решите ребус. Слайд - Как думаете на этом уроке, что нам нужно прежде всего узнать? | - Наречие - Что такое наречие, на какие вопросы оно отвечает и чем является в предложении. |
|
- Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке
| - Откройте учебник на 73-тей странице. - Сейчас мы поймем, чем же наречия отличаются от других частей речи. - Прочитаем стихотворение в 124-том упражнении.
- обратите на похожие между собою слова. - но чем-то они все-таки отличаются. - Какое из них является именем прилагательным? - как вы это поняли? - А какому слову оно подчиняется? - как мы знаем, прилагательные отображают признак предмета. - А что же тогда обозначает слово «печально»? - Чтобы это узнать, перелистываем страницу и читаем памятку. - Получается, если прилагательное это признак предмета, тогда наречие - признак действия. - Чтобы понять роль наречий прочитаем этот текст. Текст без наречий на слайде. - Мы прочитали текс без наречий, но что если в него добавить наречия? Прочитаем текст в учебнике из 126-того упражнения. - Обратите внимание как раскрывается картина происходящего. Мы можем понять в какое время суток возвращался рассказчик, представить как стоят лошади в конюшне. - Значит наречие играет роль обстоятельства происходящего. - Перечислите вопросы, на которые может отвечать наречие. - Кем наречие является в предложении? |
- Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. - печальные и печально.
- печальные -Задали вопрос «какие?». - поляны
Прочли памятку
Читают текст без наречий
Читают текст с наречиями
- Как? Где? Куда? Когда? Откуда?
Второстепенным членом предложения. |
|
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| - смотрим в 127-ое упражнение. Сейчас мы по цепочке будем читать по одному наречию, и задавать к нему вопрос. -Сейчас к доске выйдет самый смелый! А остальные будут выполнять задание записанное на доске. Объяснить интерактивное задание на доске ученику. Задание на зеленой доске - Теперь первый вариант записывает из текста 3 наречия, отвечающие на вопрос (где?) - Второй вариант – 3 наречия отвечающие на вопрос (когда?) - теперь первый вариант записывает наречие отвечающее на вопрос (как?) - а второй вариант записывает 1 наречие отвечающее на вопрос (откуда?) - Вопросы подписываем над наречием карандашом. - Прочитайте, что у вас получилось. Читаем наречие и задаем к нему вопрос. Первый вариант. Какие наречия записали? - Теперь прочитает второй вариант. - Проверим, что решили у доски. - Но мы еще не узнали ещё одной важной вещи. Перелистните учебник на 76-тую страницу. - Прочитаем «обратите внимание»
- Смотрите как образовались некоторые наречия. Легкий-легко Давний-давно Высокий высоко. - Но чем же тогда является «О»? - Вернемся к 73-ей странице. Внизу обрати внимание, прочитаем.
- Значит в словах: легко, давно и высоко «о» суффикс и мы выделяем его как крышу у дома. Вот таким значком. | - Здесь - (где?); Сегодня – (когда?); утром – (когда?) и т.д.
- вдалеке, везде, тут. - рано
- утром, летом, теперь. – сверху
Открывают учебник на заданной странице.
- Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффикса «о»
- Суффиксом.
- Наречие это неизменяемая часть речи, поэтому у него не может быть окончания. | Ф
И интерактивное задание
|
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
| - Теперь проверим наши знания. В 131-вом упражнении вам нужно заменить выделенные слова наречиями так, чтобы сохранялся смысл. Наречия даны в словах для справок под текстом. - Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте текст по образцу на слайде.
- Если все верно, напишите товарищу простым карандашом «+» - Теперь выполним работу в парах. Но для начала вспомним правила работы в паре. - Найдите 125-тое упражнение и вместе с соседом проведите эксперимент. Кто выполнит поднимет руки домиком. - Теперь расскажите к чему вы пришли.
- Кто считает так же, поднимите правую руку. -Молодцы. | Списывают текст заменяя выделенные слова наречиями.
-1. Издалека доносилось воркование голубя. 2. Слева и справа звенели трели певчих дроздов. 3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо, отгоняя мух. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Поезд двигался с медленно.
Проводят опыт описанный в учебнике. (про неизменяемость наречия)
Наречие не изменяется не по рода не по числам. |
Ф
Взаимоконтроль по образцу. |
- Этап включения в систему знаний и повторения
| -Вы хорошо постарались. - Теперь вспомним все, о чем говорили. - Мы познакомились с новой частью речи, которая называется … - Оно обозначает … - Оно является неизменяемой частью речи поэтому не может иметь … - Что на конце наречия? - Наречие может отвечать на вопросы. Назовите по одному примеру.
- Совершенно верно. |
- Наречие
- Признак или обстоятельство действия. - окончание
- Суффикс
- Куда?-вправо, когда?-сейчас, где?-далеко, как?-сложно, откуда?-издали |
Ф
Беседа |
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| - Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью трех наречий. Отлично Хорошо Нормально - Поднимите свою руку те, кто считает, что поработал на «отлично», теперь те, кто на «хорошо» и те, кто поработал «нормально». | ответы детей | Ф
Опрос |
- Подведение итогов работы на уроке Д/З
| - откроем дневники и запишем задание на дом. Подготовьтесь написать на уроке отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина из 128-ого упражнения на 75-той странице. - За эту работу получите оценку в журнал. - А можно вот такое -Сегодня я вам дам необычное домашнее задание. У всех дома есть книги?
-Выберите любую прочитанную вами книгу. Найдите в ней 3 предложения, в которых есть наречие. Выпишите их. И подумайте, на что указывают наречия в этих предложениях. Надеюсь, вам будет интересно выполнять это задание. | Записывают в тетрадь д\з | ф |