Технологическая карта по русскому языку "Что такое главные члены предложения?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта по русскому языку "Что такое главные члены предложения?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_chto_takoe_glavnye_chleny_predlozheniya.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Что такое главные члены предложения?

Цель урока: формирование представлений о главных членах предложения и их существенных признаках.

Задачи урока:

Дидактическая:

  • Познакомить с термином «главные члены предложения».
  • Научить различать подлежащее и сказуемое по их существенным признакам.

Развивающая:

  • Развивать умение находить главные члены в предложении.
  • Развивать письменную речь.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Воспитывать познавательный интерес к обучению.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Словесный, слово учителя

Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку.

Приложение 1.

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Чтение стихотворения со слайда

Самоконтроль

Р.: самоорганизация

К.: умение слушать

Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное.

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с грамматическим заданием

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Словесн.: устная фронтальная проверка

Проводит орфографическую минутку.

Посредством выполнения задания актуализирует знания по прошлой теме «Что такое предложение?».

Приложение 2.

Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Задание на слайде презентации, орфографическая минутка.

Самоконтроль

Закрепление знаний написания словарных слов.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

К: учет различных точек зрений.

 Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать умение понимать и определять учебную задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Практич.: работа с заданием, работа по карточкам.

Словес.: учебный диалог

Предлагает среди нескольких слов найти те, которые близкие по значению.

Постановка проблемы, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению.

Подводит к определению и постановки цели и задач.

Приложение 3.

Читают слова на слайде, находят синонимы.

Решают, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению.

Определяют тему урока, цель и задачи.

Фронтальная

Задание на слайде презентации.

Самоконтроль

Умение определять синонимы.

Умение находить синонимы среди нескольких слов.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Изучение нового материала

Познакомить с термином «главные члены предложения», «сказуемое», «подлежащее».

Практич.: выполнение упражнений в учебнике, работа на карточках, работа со схемой.

Словес.: учебный диалог

Разбор правила в учебнике.

Вопросы по правилу, изученному в учебнике.

Работа на карточках.

Письменное заполнение схемы «Главные члены предложения».

Выполнение упражнения 18 в учебнике.

Приложение 4.

Изучают правило в учебнике

Отвечают на вопросы.

Работа на карточках.

Письменно заполняют схему «Главные члены предложения».

Выполнение упражнения 18 в учебнике совместно с учителем.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Задание в учебнике, задание на карточках.

Самоконтроль

Находят главные члены предложения.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: участие в учебном диалоге.

Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью.

5.Физкультминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, слово учителя

Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки.

Приложение 5.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтрль

Приобщение к здоровому образу жизни.

6.Закрепление знаний

Организация деятельности  с применением новых знаний

Словесный, слово учителя.

Практич.: выполнение заданий в учебнике и на карточке.

Выполнение упражнения 20 в учебнике.

Самостоятельное выполнение заданий на карточках в парах.

Проведение игры «Лови ошибку».

Приложение 6.

Выполняют упражнение 20 в учебнике.

Самостоятельно выполняют задания на карточках в парах.

Участвуют в игре «Лови ошибку».

Парная, индивидуальная.

Задание в учебнике, задание на карточках.

Самоконтроль

Находят и выделяют главные члены предложения.

Умеют различать подлежащее и сказуемое.

Знают отличительные признаки подлежащего и сказуемого.

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

7. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словес.: учебный диалог

Организует рефлексию

Приложение 7

Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Индивидуальная, фронтальная

Слайд презентации

Самоконтроль

Р.: анализ собственной работы.

П.: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный, слово учителя.

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 8

Записывают д/з

Задают вопросы по его выполнению учителю.

Слушают инструктаж по выполнению.

Фронтальная

Задание в учебнике

Самоконтроль

готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Приложение 1.

 - Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы на партах был порядок, и не лежало ничего лишнего. Присаживайтесь на свои места.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

- Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.

Приложение 2.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Начинаем работать с минутки чистописания. Отгадайте загадку:

Эта буква - это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!

- Что же это за буква? Какова особенность этой буквы?

- Особая трудность в письме буквы я с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение. Запишите:

Я, яя, тя, ея, кя, ся, ря.

- Подчеркните красиво и правильно написанное соединение.

Познакомимся с новыми словарными словами.

-Как называется дорога с рядами деревьев по обеим сторонам?

- Как называется небольшое село?

- Пятый день недели?

Аллея, деревня, пятница.

- Запишите эти слова, обозначьте орфограммы.

Приложение 3.

- Какую тему мы начали изучать?

- Что такое предложение?

- Составьте предложение про деревню.

- Запишем предложение на доске и в тетради:

Деревня стоит около леса.

- О ком или о чём говорится в предложении? (о деревне)

- Подчеркиваем слово деревня одной чертой.

- А что говорится о деревне? Что она делает? (В предложении говорится, что деревня стоит).

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Давайте проверим наши догадки. Откройте учебник на стр. 29. Прочитайте тему урока.

Приложение 4.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями, посмотрите на них. Что вы на них видите?

- Правильно, на карточках 3 предложения. Прочитайте их.

- В чем сходство записанных предложений? (В них говорится про солнышко, что оно светит).

- В чем различие? (Добавлены новые слова).

-  Если убрать из предложений слова «солнышко» и «светит» будет понятен смысл? Закройте сначала слово «солнышко» в предложениях бумажной полоской. Прочитайте. Понятен смысл? (Нет).

- А теперь закройте слово «светит». А теперь понятно о чем идет речь? (Нет)

- Давайте закроем слова «ярко» и «осеннее». Понятен смысл предложения? (Да, в нем говорится про солнышко, что оно светит.)

- Какой вывод можем сделать? (В предложении есть слова главные, в которых заключена основная мысль).

-Давайте прочитаем правило стр. 29.

- В каждом предложении есть главные члены.

- А как вы думаете, какие это слова? (Это слово – предмет и слово - действие.)

- Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения.)

- Вернемся к нашему последнему предложению и подчеркнем основу.

- Как подчеркиваются слова, обозначающие предмет? (Одной чертой.)

- Как подчеркиваются слова, обозначающие действие? (Двумя чертами)

- Теперь подчеркните.

- У вас на столах лежат схемы, давайте их заполним. Что мы называем главными членами предложения? (подлежащее и сказуемое).

- Верно запишем это в свою схему. На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что?)

- Верно, подлежащее чаще всего выражено существительным. Запишем в окошки, находящиеся по подлежащем, на какие вопросы оно отвечает. На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делать? что сделать?)

- Верно, сказуемое чаще всего выражено глаголом. Запишем в окошки под сказуемым, на какие вопросы оно отвечает.

- Ребята, а сколько у нас окошек осталось? (два)

- Для того что бы нам их заполнить нужно посмотреть в упражнение 18.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (Рассмотреть рисунки. Определить действующие лица и что они делают.)

- Что изображено на первом рисунке? (Девочка рисует)

- Кто действующее лицо? (девочка)

- Что она делает? (рисует)

- Подходят ли предложенные ниже предложения нашему рисунку? (да, подходят)

- А что изображено на втором рисунке? (Девочка радуется подарку.)

- Кто действующее лицо? (девочка)

- Что она делает? (радуется)

- Подходят ли предложенные ниже предложения нашему рисунку? (да)

- Посмотрите внимательно на предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.

- Всё, верно, молодцы. Посмотрите ниже. Как выделены главные члены предложение? (чертами)

- Как выделено подлежащее? (Одной чертой.)

- Запишем в нашу схему.

- Как выделено сказуемое? (Двумя чертами.)

- Заполним последнее окошко в нашей схеме. И так наша схема закончена.

- А как вы думаете почему над предложениями, где выделены подлежащее и сказуемое, стоит линия с двумя стрелками? По рассуждайте в парах. (Между подлежащим и сказуемым есть связь. Можно задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.)

- Да вы абсолютно правы. Какой вывод можно сделать?

Приложение 5.

- Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

Приложение 6.

- Приступим к выполнению упражнения 20. Прочитайте задание. Это упражнение мы выполняем у доски. Один работает у доски, а остальные в тетради.

- Что нам нужно сделать? (Записать предложения, указать связь между подлежащим и сказуемым.)

- А что бы обозначить связь, что нам нужно сначала сделать? (Найти подлежащее и сказуемое и выделить их.)

- Верно. Приступаем. Читаем предложение. (Аня радуется.)

- Задаём вопрос. ( (кто?) Аня).

- Какой это главный член? (Подлежащее.)

- Как мы его выделим? (Одной чертой)

- Что она делает? (Радуется.)

- Какой это главный член? (Сказуемое)

- Как мы его выделим? (Двумя чертами)

- Да вы правы. Задайте вопрос от сказуемого к подлежащему? (Радуется (Кто?) Аня.)

- Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Аня (Что делает?) радуется.)

- Есть ли связь между подлежащим и сказуемым? (Да)

- Как мы её покажем? (Линией с двумя стрелками.)

- Переходим к второму предложению. Самостоятельно выполняй и комментируй. (По такому же принципу выполняются остальные предложения).

А сейчас, вы будите самостоятельно в парах выполнять задания в карточках.

В задании нужно прочитать текст, найти подлежащее и сказуемое, подчеркнуть их.

Задание.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

- Проверяем.

- Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Лови ошибку». Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши. Готовы?

Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат.

Приложение 7.

- Ребята, если на уроке у вас все получилось выполнить и не было затруднений, поднимите зеленый кружок, а если возникли затруднения, и вам нужно еще поработать над этой темой, поднимите красный кружок

Приложение 8.

- Давайте подведем итоги урока. Что мы изучали на уроке? (Мы изучали главные члены предложения.)

- Чему вы научились? (Мы научились находить главные члены в предложениях.)

- Что такое главные члены предложения? (Это подлежащее и сказуемое.)

- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

- В чем заключается главный смысл предложения?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить правило на стр. 29-30. Выполнить упражнение 23. Вам необходимо списать предложения и выделить в них главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.

- Спасибо за активную работу на уроке! Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Главные члены предложения"

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта урока русского языка «Язык - главный помощник в общении» 3 класс (УМК: "Перспектива")

Тема урока: «Язык - главный помощник в общении» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представления о значимости языка, как о главном средстве общения...

Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...