Технологическая карта по русскому языку "Что такое главные члены предложения?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта по русскому языку "Что такое главные члены предложения?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_chto_takoe_glavnye_chleny_predlozheniya.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Что такое главные члены предложения?
Цель урока: формирование представлений о главных членах предложения и их существенных признаках.
Задачи урока:
Дидактическая:
- Познакомить с термином «главные члены предложения».
- Научить различать подлежащее и сказуемое по их существенным признакам.
Развивающая:
- Развивать умение находить главные члены в предложении.
- Развивать письменную речь.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Словесный, слово учителя | Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку. Приложение 1. | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Р.: самоорганизация К.: умение слушать | Положительное отношение к школе и учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний | Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное. | Нагляд.: учебная презентация Практич.: работа с грамматическим заданием Словес.: слово учителя, учебный диалог Словесн.: устная фронтальная проверка | Проводит орфографическую минутку. Посредством выполнения задания актуализирует знания по прошлой теме «Что такое предложение?». Приложение 2. | Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Задание на слайде презентации, орфографическая минутка. | Самоконтроль | Закрепление знаний написания словарных слов. | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. К: учет различных точек зрений. | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
3. Постановка цели и задач урока | Развивать умение понимать и определять учебную задачу. | Наглядн.: учебная презентация Практич.: работа с заданием, работа по карточкам. Словес.: учебный диалог | Предлагает среди нескольких слов найти те, которые близкие по значению. Постановка проблемы, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению. Подводит к определению и постановки цели и задач. Приложение 3. | Читают слова на слайде, находят синонимы. Решают, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению. Определяют тему урока, цель и задачи. | Фронтальная | Задание на слайде презентации. | Самоконтроль | Умение определять синонимы. Умение находить синонимы среди нескольких слов. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. |
4. Изучение нового материала | Познакомить с термином «главные члены предложения», «сказуемое», «подлежащее». | Практич.: выполнение упражнений в учебнике, работа на карточках, работа со схемой. Словес.: учебный диалог | Разбор правила в учебнике. Вопросы по правилу, изученному в учебнике. Работа на карточках. Письменное заполнение схемы «Главные члены предложения». Выполнение упражнения 18 в учебнике. Приложение 4. | Изучают правило в учебнике Отвечают на вопросы. Работа на карточках. Письменно заполняют схему «Главные члены предложения». Выполнение упражнения 18 в учебнике совместно с учителем. | Фронтальная, индивидуальная, парная. | Задание в учебнике, задание на карточках. | Самоконтроль | Находят главные члены предложения. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: участие в учебном диалоге. | Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью. |
5.Физкультминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, слово учителя | Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки. Приложение 5. | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтрль | Приобщение к здоровому образу жизни. | |||
6.Закрепление знаний | Организация деятельности с применением новых знаний | Словесный, слово учителя. Практич.: выполнение заданий в учебнике и на карточке. | Выполнение упражнения 20 в учебнике. Самостоятельное выполнение заданий на карточках в парах. Проведение игры «Лови ошибку». Приложение 6. | Выполняют упражнение 20 в учебнике. Самостоятельно выполняют задания на карточках в парах. Участвуют в игре «Лови ошибку». | Парная, индивидуальная. | Задание в учебнике, задание на карточках. | Самоконтроль | Находят и выделяют главные члены предложения. Умеют различать подлежащее и сказуемое. Знают отличительные признаки подлежащего и сказуемого. | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. | |
7. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словес.: учебный диалог | Организует рефлексию Приложение 7 | Осуществляют рефлексию собственной деятельности | Индивидуальная, фронтальная | Слайд презентации | Самоконтроль | Р.: анализ собственной работы. П.: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный, слово учителя. | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 8 | Записывают д/з Задают вопросы по его выполнению учителю. Слушают инструктаж по выполнению. | Фронтальная | Задание в учебнике | Самоконтроль | готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы на партах был порядок, и не лежало ничего лишнего. Присаживайтесь на свои места.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.
Приложение 2.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Начинаем работать с минутки чистописания. Отгадайте загадку:
Эта буква - это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!
- Что же это за буква? Какова особенность этой буквы?
- Особая трудность в письме буквы я с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение. Запишите:
Я, яя, тя, ея, кя, ся, ря.
- Подчеркните красиво и правильно написанное соединение.
Познакомимся с новыми словарными словами.
-Как называется дорога с рядами деревьев по обеим сторонам?
- Как называется небольшое село?
- Пятый день недели?
Аллея, деревня, пятница.
- Запишите эти слова, обозначьте орфограммы.
Приложение 3.
- Какую тему мы начали изучать?
- Что такое предложение?
- Составьте предложение про деревню.
- Запишем предложение на доске и в тетради:
Деревня стоит около леса.
- О ком или о чём говорится в предложении? (о деревне)
- Подчеркиваем слово деревня одной чертой.
- А что говорится о деревне? Что она делает? (В предложении говорится, что деревня стоит).
-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Давайте проверим наши догадки. Откройте учебник на стр. 29. Прочитайте тему урока.
Приложение 4.
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями, посмотрите на них. Что вы на них видите?
- Правильно, на карточках 3 предложения. Прочитайте их.
- В чем сходство записанных предложений? (В них говорится про солнышко, что оно светит).
- В чем различие? (Добавлены новые слова).
- Если убрать из предложений слова «солнышко» и «светит» будет понятен смысл? Закройте сначала слово «солнышко» в предложениях бумажной полоской. Прочитайте. Понятен смысл? (Нет).
- А теперь закройте слово «светит». А теперь понятно о чем идет речь? (Нет)
- Давайте закроем слова «ярко» и «осеннее». Понятен смысл предложения? (Да, в нем говорится про солнышко, что оно светит.)
- Какой вывод можем сделать? (В предложении есть слова главные, в которых заключена основная мысль).
-Давайте прочитаем правило стр. 29.
- В каждом предложении есть главные члены.
- А как вы думаете, какие это слова? (Это слово – предмет и слово - действие.)
- Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения.)
- Вернемся к нашему последнему предложению и подчеркнем основу.
- Как подчеркиваются слова, обозначающие предмет? (Одной чертой.)
- Как подчеркиваются слова, обозначающие действие? (Двумя чертами)
- Теперь подчеркните.
- У вас на столах лежат схемы, давайте их заполним. Что мы называем главными членами предложения? (подлежащее и сказуемое).
- Верно запишем это в свою схему. На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что?)
- Верно, подлежащее чаще всего выражено существительным. Запишем в окошки, находящиеся по подлежащем, на какие вопросы оно отвечает. На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делать? что сделать?)
- Верно, сказуемое чаще всего выражено глаголом. Запишем в окошки под сказуемым, на какие вопросы оно отвечает.
- Ребята, а сколько у нас окошек осталось? (два)
- Для того что бы нам их заполнить нужно посмотреть в упражнение 18.
- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (Рассмотреть рисунки. Определить действующие лица и что они делают.)
- Что изображено на первом рисунке? (Девочка рисует)
- Кто действующее лицо? (девочка)
- Что она делает? (рисует)
- Подходят ли предложенные ниже предложения нашему рисунку? (да, подходят)
- А что изображено на втором рисунке? (Девочка радуется подарку.)
- Кто действующее лицо? (девочка)
- Что она делает? (радуется)
- Подходят ли предложенные ниже предложения нашему рисунку? (да)
- Посмотрите внимательно на предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.
- Всё, верно, молодцы. Посмотрите ниже. Как выделены главные члены предложение? (чертами)
- Как выделено подлежащее? (Одной чертой.)
- Запишем в нашу схему.
- Как выделено сказуемое? (Двумя чертами.)
- Заполним последнее окошко в нашей схеме. И так наша схема закончена.
- А как вы думаете почему над предложениями, где выделены подлежащее и сказуемое, стоит линия с двумя стрелками? По рассуждайте в парах. (Между подлежащим и сказуемым есть связь. Можно задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.)
- Да вы абсолютно правы. Какой вывод можно сделать?
Приложение 5.
- Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Приложение 6.
- Приступим к выполнению упражнения 20. Прочитайте задание. Это упражнение мы выполняем у доски. Один работает у доски, а остальные в тетради.
- Что нам нужно сделать? (Записать предложения, указать связь между подлежащим и сказуемым.)
- А что бы обозначить связь, что нам нужно сначала сделать? (Найти подлежащее и сказуемое и выделить их.)
- Верно. Приступаем. Читаем предложение. (Аня радуется.)
- Задаём вопрос. ( (кто?) Аня).
- Какой это главный член? (Подлежащее.)
- Как мы его выделим? (Одной чертой)
- Что она делает? (Радуется.)
- Какой это главный член? (Сказуемое)
- Как мы его выделим? (Двумя чертами)
- Да вы правы. Задайте вопрос от сказуемого к подлежащему? (Радуется (Кто?) Аня.)
- Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Аня (Что делает?) радуется.)
- Есть ли связь между подлежащим и сказуемым? (Да)
- Как мы её покажем? (Линией с двумя стрелками.)
- Переходим к второму предложению. Самостоятельно выполняй и комментируй. (По такому же принципу выполняются остальные предложения).
А сейчас, вы будите самостоятельно в парах выполнять задания в карточках.
В задании нужно прочитать текст, найти подлежащее и сказуемое, подчеркнуть их.
Задание.
Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
- Проверяем.
- Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Лови ошибку». Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши. Готовы?
Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат.
Приложение 7.
- Ребята, если на уроке у вас все получилось выполнить и не было затруднений, поднимите зеленый кружок, а если возникли затруднения, и вам нужно еще поработать над этой темой, поднимите красный кружок
Приложение 8.
- Давайте подведем итоги урока. Что мы изучали на уроке? (Мы изучали главные члены предложения.)
- Чему вы научились? (Мы научились находить главные члены в предложениях.)
- Что такое главные члены предложения? (Это подлежащее и сказуемое.)
- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
- В чем заключается главный смысл предложения?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить правило на стр. 29-30. Выполнить упражнение 23. Вам необходимо списать предложения и выделить в них главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.
- Спасибо за активную работу на уроке! Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Главные члены предложения"
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока....
Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Главные члены предложения"
Урок разработан по УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...
Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Технологическая карта урока русского языка «Язык - главный помощник в общении» 3 класс (УМК: "Перспектива")
Тема урока: «Язык - главный помощник в общении» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представления о значимости языка, как о главном средстве общения...
Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...